Решение по делу № 2-209/2016 от 15.01.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2016 года                                г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Тимофеевой Н.А.,

при секретаре Беловой Ю.Р.,

с участием

представителя истца – старшего помощника Узловского межрайонного прокурора Фроловой О.Н.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области по доверенности Лапиной Т.С.,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Панкрушиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области о признании незаконным бездействия и об обязании постановки на учет бесхозяйного имущества – газопровода <адрес>,

у с т а н о в и л:

Узловский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области о признании незаконным бездействия и об обязании постановки на учет бесхозяйного имущества – газопровода <адрес>. В обоснование иска указал, что Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения требований законодательства о собственности. В ходе проверки было установлено, что на территории муниципального образования Каменецкое Узловского района имеется объект жилищно-коммунальной инфраструктуры, не имеющий собственника, а именно подземный газопровод, расположенный по адресу <адрес>. При этом муниципальным образованием Каменецкое Узловского района не принимаются меры к постановке на регистрационный учет указанного объекта. Бездействие со стороны ответчика может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение объектов жилищно-коммунального хозяйства и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Ссылаясь на Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст.225,236 ГК РФ, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных вещей», просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет объекта жилищно-коммунального хозяйства – газопровода подземного, расположенного по адресу <адрес>, обязать администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района с целью признания права муниципальной собственности и его государственной регистрации принять меры по постановке на регистрационный учет бесхозяйного имущества – газопровода подземного, расположенного по адресу <адрес>.

От представителя ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района поступили письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых указал, что в исковом заявлении истец ссылается на то, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения, в частности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Однако истец не принял во внимание, что муниципальное образование Каменецкое Узловского района является сельским поселением и в соответствии с частями 3,4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения указанные выше вопросы не относятся, они решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Поскольку спорный газопровод предназначен для организации газоснабжения населения, что относится к полномочиям муниципального района, следовательно, он не может находиться в собственности сельского поселения муниципального образования Каменецкое Узловского района и состоять в реестре муниципального имущества муниципального образования Каменецкое Узловского района. Ссылаясь на ст.225 ГК РФ, считает, что обращаться в регистрирующий орган по вопросу постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества должен орган местного самоуправления в соответствии с полномочиями по решению вопросов местного значения. Указал, что на территории Тульской области имеется такая практика, в частности, в муниципальном образовании Заокский район и других муниципальных районах Тульской области. Также указал, что постановление Правительства РФ №580 от 17.09.2003 года «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных вещей», на которое ссылается истец, утратило силу и в настоящее время принятие на учет бесхозяйного имущества регламентируется иными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним». Кроме того, из материалов иска не представляется возможным установить, о каком газопроводе идет речь, так как не указаны индивидуализирующие характеристики объекта. По изложенным обстоятельствам просит в иске отказать.

В ходе рассмотрения дела представителем истца Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, уточнены индивидуализирующие характеристики объекта жилищно-коммунального хозяйства, в отношении которого просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно – газопровода подземного низкого давления протяженностью <данные изъяты> метров и <данные изъяты> метров, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Узловского межрайонного прокурора Фролова О.Н. заявленные прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области по доверенности Лапина Т.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, полагая, что с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества должен обращаться орган местного самоуправления в соответствии с полномочиями по решению вопросов местного значения, а именно, муниципальное образование Узловский район, в состав которого входит территория муниципального образования Каменецкое Узловского района. Последнее не имеет ни соответствующих полномочий, ни финансовых возможностей для выполнения заявленных прокурором требований. Кроме того, считала, что поскольку заказчиком работ по строительству спорного газопровода являлось юридическое лицо, которое в настоящее время не существует, газопровод построен в целях газификации многоквартирного дома, поэтому спорный газопровод должен находиться в федеральной собственности. В связи с изложенным просила в иске отказать.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Панкрушина Т.С. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, поскольку считала недоказанным факт бесхозяйности спорного недвижимого имущества. Кроме того пояснила, что исполнение решения суда в случае удовлетворения требований прокурора повлечет финансовые затраты как для администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района, так и для администрации муниципального образования Узловский район.

Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, третьего лица, специалиста ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Пункты 1,3, 4 ч.1 ст. 14 указанного Закона, предусматривают, что к вопросам местного значения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения (пункт 1); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Исходя из положений Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», распределительный газопровод является объектом, ограниченным в обороте, и может находиться в собственности только у специального субъекта - организации-собственника газораспределительной системы, осуществляющей эксплуатацию сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Статьей 30 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся газоснабжением в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок разработки и утверждения норм и нормативов в области промышленной безопасности объектов систем газоснабжения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870, сеть газораспределения – это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).

Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливается 2-3 класс опасности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования Каменецкое Узловского района имеется объект недвижимого имущества, а именно, газопровод подземный низкого давления протяженностью <данные изъяты> метров и <данные изъяты> метров, расположенный по адресу: <адрес>.

На наличие указанных объектов недвижимого имущества именно по данному адресу указывают акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, строительный паспорт газопровода , составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Из этих же документов усматриваются и индивидуализирующие характеристики газопровода: протяженность, диаметр, местоположение (наружный и/или подземный), уровень давления – низкий, средний или высокий (л.д.37,38).

Право собственности на указанный объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано, о чем свидетельствуют уведомления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-36), Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,30,53), сообщения администрации муниципального образования Узловский район ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11), администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7), Узловского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31), АО «Газпром газораспределение Тула» филиал в г.Узловой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52).

Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании опрошенная в качестве специалиста ФИО6, имеющая высшее образование, работающая в АО «Газпром газораспределение Тула» <данные изъяты> стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ года. Она пояснила, что в 2009 году на территории Узловского района Тульской области проводилась работа по инвентаризации газопроводов, после которой некоторые муниципальные образования Узловского района провели работу по признанию за ними права собственности на эти газопроводы. В последующем эти газопроводы передавались в собственность газораспределительной организации, однако спорный газопровод в собственности их организации не находится. Техническим обслуживанием спорного газопровода, в том числе для предупреждения аварийных ситуаций, занимается организация, в которой она работает. Указала, что, как правило, договор на техническое обслуживание газопровода заключается с тем лицом, которое являлось заказчиком строительства газопровода. Все сведения по построенным газопроводам имеются в исполнительной технической документации подземного и надземного газопровода. Место врезки осуществляется от уличного газопровода до кранов на вводах в жилые дома. При этом, внутридомовые газопроводы в указанной технической документации не учитываются, поскольку по таким газопроводам ведется отдельный технический учет. Заказчиком строительства спорного газопровода являлось юридическое лицо, которое в настоящее время не существует. Газопровод построен для обеспечения газом жителей многоквартирного дома. С жителями некоторых квартир заключены договоры на техническое обслуживание внутриквартирных газовых приборов, однако договор на техническое обслуживание спорного газопровода ни с кем не заключен.

Статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Аналогичные положения содержатся в Порядке принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.4); заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав ( п.8).

По смыслу приведенных правовых норм орган местного самоуправления, на территории которого находятся объекты недвижимого бесхозяйного имущества, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке такого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.

Из ответа администрации муниципального образования Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора усматривается, что признание спорного объекта недвижимого имущества бесхозяйным относится к компетенции муниципального образования Каменецкое Узловского района.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

Таким образом, спорный газопровод относится к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и может находиться в муниципальной собственности. Организация, построившая газопровод за собственный счет, фактически добровольно приняла на себя исполнение части полномочий местного самоуправления, самостоятельно обеспечив газом жителей многоквартирного жилого дома, что не освобождает органы местного самоуправления от обязанности решать вопросы газоснабжения населения.

Как усматривается из Постановления главы администрации г.Узловая и Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ постановлено зарегистрировать правопреемника колхоза «1 Мая» - товарищество с ограниченной ответственностью «1 Мая» (л.д.50). В дальнейшем в соответствии с Постановлением главы муниципального образования «г.Узловая и Узловский район» от ДД.ММ.ГГГГ товарищество с ограниченной ответственностью «1 Мая» было переименовано с сельскохозяйственный производственный кооператив «1 Мая», ставший правопреемником всех его прав и обязанностей (л.д.51).

Кроме того, проанализировав положения п. 1 ч. 130 ГК РФ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», подпункта «в» пункта 3 и подпункта «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые сети наружного газопровода, не являются внутридомовым газовым оборудованием, относятся к газопроводу-вводу (газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа), и являются самостоятельным объектом недвижимого имущества, поскольку прочно связаны с землей, и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Как установлено судом, до настоящего времени каких-либо мер со стороны администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района по постановке на учет спорного объекта недвижимого имущества не последовало.

Бездействие со стороны администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района может вызвать разрушение объекта жилищно-коммунального хозяйства и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, что может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей, проживающих на территории муниципального образования Каменецкое Узловского района, окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая приведенные номы материального права, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области, выразившегося в самоустранении от принятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости – газопровода подземного низкого давления протяженностью <данные изъяты> метров и <данные изъяты> метров, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

В силу статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 293 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района о признании незаконным бездействия и об обязании постановки на учет бесхозяйного имущества – газопроводов <адрес> – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района по непринятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов недвижимости - газопроводов <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района обязанность принять меры для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объектов недвижимости – газопровода подземного низкого давления протяженностью <данные изъяты> метров и <данные изъяты> метров, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления в Узловский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                          Н.А.Тимофеева

2-209/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Узловский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация Каменецкое Узловского района
Суд
Узловский городской суд Тульской области
Дело на сайте суда
uzlovsky.tula.sudrf.ru
15.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2016Передача материалов судье
20.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2016Судебное заседание
26.02.2016Судебное заседание
09.03.2016Судебное заседание
14.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее