№ 2-702/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2013 года с. Чоя
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Машковой Э.П.,
при секретаре Тихоновой У.В.,
с участием помощника прокурора Чойского района Мечушева А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Паспаульскому сельскому потребительскому обществу (далее по тексту - Паспаульское СельПО) о понуждении привести деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Паспаульскому СельПО о понуждении привести деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Исковые требования обоснованы ст. 45 ГПК РФ и мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере охраны природы и природопользования, в результате которой установлено, что Паспаульское СельПО с 1994 года и по настоящее время осуществляет деятельность по розничной торговле и по производству хлеба по адресу: <адрес> и <адрес>, эксплуатируя стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – твердотопливные котлы.
Проверкой установлено, что при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу Паспаульское СельПО в нарушении требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха ответчиком не проводится, журнал первичного учета по охране атмосферного воздуха по формам ПОД-1 (учет стационарных источников выбросов и их характеристик) не ведется, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай не предоставлялся, не подтверждено отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности, не получены свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, не составлены и не утверждены паспорта отходов, не ведётся в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не организована утилизация образующихся в результате деятельности отходов I – IV классов опасности.
Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11, 39 Закона № 7-ФЗ.
В судебном заседании помощник прокурора Чойского района Мечушев А.А., представляющий межрайонного природоохранного прокурора требования поддержал в полном объеме.
Представитель Паспаульского СельПО Чумакаева С.Ф. в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме, указав, что нарушения устранят.
Суд, заслушав помощника прокурора Чойского района, представителя Паспаульского СельПО, исследовав материалы дела, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) атмосферный воздух - является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333 (далее - Методическое пособие), инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 Методического пособия).
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 Методического пособия).
Согласно п. 1 Раздела 1.2 Методического пособия к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.
Согласно ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В судебном заседании установлено, что Паспаульское СельПО с 1994 года и по настоящее время осуществляет деятельность по розничной торговле и по производству хлеба по адресу: <адрес> и <адрес>, эксплуатируя стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – твердотопливные котлы.
В соответствии со ст.ст. 12, 30 Закона № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Вместе с тем, в ходе данной проверки установлено, что ответчик не принял мер к исполнению требований ст.ст. 22, 23 Закона №7-ФЗ и ст.ст. 12, 30 Закона № 96-ФЗ - проект нормативов предельно допустимых выбросов отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Между тем, проверкой установлено, что Паспаульским СельПО эксплуатируется источник выбросов в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.
В нарушение ст. 67 Закона № 7-ФЗ, ст.ст. 25, 30 Закона № 96-ФЗ и Положения о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха ответчиком не проводится, журнал первичного учета по охране атмосферного воздуха по форме ПОД-1 (учет стационарных источников выбросов и их характеристик) не ведется.
Кроме того, в результате деятельности ответчика образуются такие отходы, как мусор от бытовых помещений несортированный, отработанное моторное масло, отработанные масляные фильтры, промасленная ветошь, покрышки резиновые, отработанные ртутьсодержащие лампы, отнесённые Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержден приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 № 786) к отходам I - IV классам опасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Из ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Аналогичное требование содержится в ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. При этом Закон № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимает остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со пп. 9 п. 1 ст. 1, ст. 11, ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Проверкой установлено, что ответчик, осуществляя хозяйственную деятельность, допускает следующие нарушения федерального законодательства:
- в нарушение ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721, не ведётся в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов,
- в нарушение ст. 11 Закона № 89-ФЗ не проведена инвентаризация отходов образующихся в результате деятельности предпринимателя;
- в нарушение ст. 14 Закона № 89-ФЗ, приказов Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 и от 02.12.2002 № 785, приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 не подтверждено отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности, не получены свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, не составлены и не утверждены паспорта отходов;
- в нарушение ч. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 и письма Росприроднадзора от 07.12.2011 № ОД-06-32/15903 не предоставляется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;
- в нарушение ст. 51 Закона № 7-ФЗ, ч. 3 ст. 4 Закона № 89-ФЗ не решен вопрос об утилизации опасных отходов.
Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11, 39 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Осуществление такой деятельности предполагает обязанности соблюдения установленных законодательством правил и норм, в том числе и законодательства об охране природы и природопользования.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены основополагающие принципы охраны окружающей среды, в числе которых принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, оказывающей какое-либо воздействие на окружающую среду и принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Исходя из данного принципа, индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо перед началом хозяйственной деятельности и в процессе её осуществления обязаны в полном объёме обеспечить получение необходимых разрешительных документов, вести предусмотренный законом учёт и предоставлять отчётность, обеспечивать оказание воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями закона. Для обеспечения исполнения данных обязанностей по соблюдению правил и норм индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо должны принять все зависящие от них меры.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск; суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска и удовлетворяет заявленный иск в полном объеме.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Паспаульское СельПО в срок 1 месяц с даты вступления решения суда в законную силу: 1. предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год; 2. обеспечить ведение журнала первичного учета по охране атмосферного воздуха по форме ПОД-1 (учет стационарных источников выбросов и их характеристик). Обязать Паспаульское СельПО при осуществлении деятельности по адресу: <адрес> и <адрес>, в срок 4 месяца с даты вступления решения суда в законную силу: 1. провести инвентаризацию отходов образующихся в результате его деятельности; 2. подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности путем получения свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды и составления и утверждения паспортов отходов I - IV классов опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности; 3. организовать учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; 4. организовать утилизацию образующихся в результате деятельности отходов I – IV классов опасности путем заключение договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на обезвреживание и размещение отходов; 5. провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 6. разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 7. получить в Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 8. организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Паспаульскому сельскому потребительскому обществу о понуждении привести деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать Паспаульское сельское потребительское общество (ОГРН 1020400607864) в срок 1 месяц с даты вступления решения суда в законную силу:
1. предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год;
2. обеспечить ведение журнала первичного учета по охране атмосферного воздуха по форме ПОД-1 (учет стационарных источников выбросов и их характеристик).
Обязать Паспаульское сельское потребительское общество (ОГРН 1020400607864) при осуществлении деятельности по адресу: <адрес> и <адрес>, в срок 4 месяца с даты вступления решения суда в законную силу:
1. провести инвентаризацию отходов образующихся в результате его деятельности;
2. подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности путем получения свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды и составления и утверждения паспортов отходов I - IV классов опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности;
3. организовать учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
4. организовать утилизацию образующихся в результате деятельности отходов I – IV классов опасности путем заключение договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на обезвреживание и размещение отходов;
5. провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
6. разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
7. получить в Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
8. организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме через Чойский районный суд.
Судья Э.П. Машкова