Дело №12-485/2015
РЕШЕНИЕ
22 мая 2015 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В.,
с участием защитника Администрации Великого Новгорода - Каминской Е.Б.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Администрации Великого Новгорода на постановление .... вынесенное начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов ФИО, в отношении
Администрации Великого Новгорода, расположенной по юридическому адресу: ....
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
установил:
.... судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО в отношении Администрации Великого Новгорода составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение в срок до .... содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, а именно не предоставлено по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение ФИО
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В поданной в порядке пересмотра жалобе Администрация Великого Новгорода, не соглашаясь с постановлением старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП, просит его отменить. В обоснование своей позиции указывает, что в действиях Администрации отсутствует состав административного правонарушения, поскольку решение суда до настоящего времени не исполнено по причине наличия объективных препятствий к его исполнению в более короткие сроки. В соответствии с Положением Администрации Новгородской области от 09.04.2013 года №167 функции по строительству или приобретению жилых помещений на территории Новгородской области для детей-сирот и лиц из их числа, осуществлял Департамент строительства и дорожного хозяйства Новгородской области. В течение месяца после регистрации права государственной собственности на построенные (приобретенные) жилые помещения они должны были передаваться в муниципальную собственность городского округа, муниципальных районов области с целью последующего предоставления их указанным выше категориям граждан. Однако, жилое помещение для ФИО в муниципальную собственность передано не было. В настоящее время Департамент строительства и дорожного хозяйства Новгородской области во исполнение возложенных на него в 2013 году полномочий, ведет строительство 24-квартирного жилого дома, расположенного в ...., жилые помещения в котором будут переданы Администрации Великого Новгорода для предоставления их гражданам, относящимся к указанной выше категории лиц. Вместе с тем, по состоянию на текущий момент строительство указанного выше дома не завершено, объект в установленном законом порядке в эксплуатацию не введен. С 01 января 2014 года Администрация наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Строительство и (или) приобретение жилых помещений для детей - сирот, лиц из числа детей - сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области за счет средств, предоставляемых из областного и федерального бюджета. Предусмотренная для городского округа субвенция в размере 32 996 800 рублей в местный бюджет в 2014 году не передана и перераспределена на 2015 год. При этом, Администрация не вправе расходовать на указанные цели иные средства. Заключенный Администрацией муниципальный контракт на выполнение работ по строительству «под ключ» многоквартирного дома расторгнут, поскольку подрядчик сообщил о невозможности его исполнить. Процесс приобретения жилых помещений осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, что требует значительных временных затрат. В настоящее время проводится процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено. Таким образом, Администрацией предприняты все возможные меры для исполнения решения суда.
Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалование указанного выше постановления не пропущен.
В судебном заседании защитник Администрации Великого Новгорода Каминская Е.Б., представив дополнительные доказательства, поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав Каминскую Е.Б., судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В статье 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Так, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии, создающих различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.
Как усматривается из материалов дела, .... Новгородским районным судом Новгородской области выдан исполнительный лист по делу .... по иску прокурора Великого Новгорода, действующего в интересах ФИО об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области суда от .... Администрация Великого Новгорода обязана предоставить ФИО по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, по норме предоставления, установленной для региона.
Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств .... возбуждено исполнительное производство .... в отношении Администрации Великого Новгорода; предмет исполнения - предоставление жилого помещения.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств от .... с должника - Администрации Великого Новгорода взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Требованием судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств (без указания даты) должник - Администрация Великого Новгорода обязана в срок до 10 марта 2015 года исполнить решение суда о предоставлении ФИО по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, по норме предоставления, установленной для региона.
.... требование судебного пристава-исполнителя поступило в Администрацию Великого Новгорода.
Согласно акту совершения исполнительных действий .... судебным приставом-исполнителем установлено, что решение суда о предоставлении ФИО по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, по норме предоставления, установленной для региона, Администрацией не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Администрации протокола об административном правонарушении, а также вынесения постановления о привлечении названного юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.
При рассмотрении дела об административном правонарушении старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля Администрации и препятствующих ей соблюдать нормы законодательства об исполнительном производстве, а также сделан вывод о том, что Администрацией не исчерпаны все возможности для исполнения судебного решения, не было представлено документов о попытках приобретения жилых помещений, о направлении ходатайств в Думу Великого Новгорода о внесении изменений в бюджет Администрации на 2015 и 2016 годы, о выделении дополнительного финансирования с целью исполнения судебного решения, об обращении в кредитные организации за представлением кредитов, об обращении в Правительство Новгородской области за выделением денежных средств, необходимых для исполнения судебных решений.
Между тем, исходя из представленных материалов дела, приведенные выводы нельзя признать доказанными, соответственно, вывод о наличии в действиях (бездействии) Администрации Великого Новгорода состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ является преждевременным.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ обязанность доказывания вины лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на административный орган, возбудивший дело об административном правонарушении.
Данное положение вытекает из содержания принципа презумпции невиновности и возлагает обязанность доказывать виновность в установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, и этот порядок должен ими соблюдаться. Именно на них лежит бремя доказывания виновности лица, привлеченного к административной ответственности. Они должны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Они не вправе перекладывать свою обязанность на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Учитывая бремя доказывания, а также задачи производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, должно быть обеспечено всестороннее, полное, объективное исследование и оценка в совокупности всех материалов дела, в том числе представленных лицом, привлеченным к административной ответственности.
В подтверждение доводов жалобы защитником Администрации Великого Новгорода представлены документы и доводы по обстоятельствам реализации полномочий Администрации по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа (о процедуре выделения денежных средств в бюджет муниципального образования; о порядке проведения аукционов на приобретение необходимого жилого помещения; невыполнение подрядчиком заключенного контракта по выполнению работ по проектированию и строительству 107-квартирного жилого дома; ведение строительства 24-квартирного дома для детей сирот и лиц из числа детей-сирот ....).
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу защитником Администрации Великого Новгорода были представлены письменные объяснения со ссылками на порядок, условия реализации полномочий Администрации и принятые меры.
Однако, из материалов дела не следует, что доводы защитника Администрации были предметом проверки и оценки при вынесении обжалуемого постановления, что противоречит требованиям статьи 26.11 КоАП РФ, согласно которой доказательства оцениваются уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Обжалуемое постановление не содержит выводов должностного лица об оценке приведенных защитником Администрации доводов и об исследовании каких-либо доказательств, что не позволяет в полном объеме проверить законность и обоснованность постановления.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, вступившей в силу с 01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По нормам действующего законодательства обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.
С 01 января 2014 года вступил в законную силу Областной закон от 24 декабря 2013 года №431-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", наделяющий органы местного самоуправления городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жильем.
Денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа (статья 1).
Обязательства Администрации Великого Новгорода по реализации полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принцип обязательности исполнения судебных актов предполагают безусловное исполнение решения суда органом местного самоуправления. Кроме того, обязанность исполнить судебный акт лежит на должнике независимо от совершения каких-либо действий по принудительному исполнению судебного решения.
Вместе с тем, приведенный принцип обязательности исполнения судебных актов не позволяет отступать от соблюдения условий реализации принципа законности в ходе производства по делам об административных правонарушениях, в том числе при привлечении к административной ответственности лица в процессе принудительного исполнения судебных актов.
Реализация принципа законности сводится к соблюдению предписаний КоАП РФ, в частности привлечение лица к административной ответственности допускается лишь по основаниям и в порядке, установленным законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в предмет доказывания по любому делу об административном правонарушении входит, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в его совершении; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На необходимость оценки уважительности причин неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, указывают и положения части 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Таким образом, из материалов дела и обжалуемого постановления не усматривается, что должностным лицом Управления ФССП по Новгородской области проверено и достоверно установлено, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не приняло необходимых мер.
При таких данных, при вынесении обжалуемого постановления фактически не устанавливалась вина Администрации во вменяемом ей правонарушении (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), в связи с чем вывод о доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях указанного лица является преждевременным.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В данном случае должностным лицом УФССП по Новгородской области нарушены требования ст. ст. 24.1, 26.11 КоАП РФ, что является основанием для отмены принятого постановления о привлечении Администрации Великого Новгорода к административной ответственности.
Учитывая, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения судьей жалобы на постановление по делу не истек, дело надлежит вернуть на новое рассмотрение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление ...., вынесенное начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов ФИО в отношении Администрации Великого Новгорода о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в отношении Администрации Великого Новгорода на новое рассмотрение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.В. Ящихина