Судья Изотова Л.И. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Денисюка О.Н., Бобылевой Л.Н.
при секретаре Хамковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 сентября 2015 года по докладу судьи Бобылевой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Унечского района Брянской области на решение Унечского районного суда Брянской области от 20 мая 2015 года по заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее - ООО <данные изъяты> обратилось в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что решением Унечского районного суда Брянской области от 4 июля 2014 года на Унечскую городскую администрацию <адрес> возложена обязанность по принятию мер по постановке бесхозяйных канализационных сетей, ведущих от детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>» до ОАО «<данные изъяты> а также бесхозяйной канализационно-насосной станции (КНС), расположенной в районе детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>», на учёт в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Суд также обязал Унечскую городскую администрацию организовать надлежащую эксплуатацию данных объектов.
По вступлению решения суда в законную силу было возбуждено исполнительное производство, которое в дальнейшем прекращено, так как решением Унечского городского Совета народных депутатов от 22 июля 2014 года за № Унечская городская администрация ликвидирована.
Решение суда не исполнено, в связи с чем, надлежащая эксплуатация названных объектов централизованной системы водоотведения в нарушение закона и решения суда не организована до настоящего времени.
Вопреки Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и муниципальным правовым актам, возлагающим на администрацию <адрес> вопросы организации надлежащей эксплуатации бесхозяйных инженерных сооружений централизованной системы водоотведения на территории городского поселения, последняя бездействует, не принимает надлежащих мер в отношении канализационных сетей, ведущих от детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>» до ОАО «<данные изъяты>», а также бесхозяйной канализационно-насосной станции (КНС), расположенной в районе детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>», что нарушает права и охраняемые законом интересы ООО «<данные изъяты> а также создаёт опасность природной среде и здоровью населения близлежащих территорий.
По указанным основаниям ООО «<данные изъяты>» просило суд признать бездействия администрации <адрес> незаконными и обязать администрацию <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу передать по акту бесхозяйные объекты канализационных сетей, ведущих от детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты> до ОАО «<данные изъяты> бесхозяйной канализационно-насосной станции (КНС), расположенной в районе детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>», в эксплуатацию гарантирующей организации ОАО «Унечский водоканал» до признания на такие объекты права собственности в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Решением суда от 20 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконными бездействия администрации Унечского района Брянской области по неисполнению требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части осуществления полномочий по решению на территории городского поселения вопросов местного значения в сферах организации в границах поселения водоотведения; участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организации и осуществлении мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившегося в непринятии мер по организации надлежащей эксплуатации бесхозяйных канализационных сетей, ведущих от детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты> и гостиницы «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты> до ОАО «<данные изъяты>», бесхозяйной канализационно-насосной станции (КНС), расположенной в районе детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты> а также по неисполнению требований ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по передаче этих объектов канализационных сетей в эксплуатацию гарантирующей организации - ОАО «Унечский водоканал» - до признания на такие объекты права собственности.
Обязал администрацию Унечского района Брянской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу передать по акту бесхозяйные объекты канализационных сетей, ведущих от детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>» до ОАО «<данные изъяты>», бесхозяйной канализационно-насосной станции (КНС), расположенной в районе детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>», в эксплуатацию гарантирующей организации ОАО «Унечский водоканал» до признания на такие объекты права собственности в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
С администрации Унечского района Брянской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» взысканы расходы по оплате государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе глава администрации Унечского района Брянской области М.А.Н. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, мотивируя тем, что водоотведение в соответствии с действующим законодательством может быть как централизованным, так и нецентрализованным (местная канализация). Спорная канализационная система не обслуживает население <адрес>, является замкнутой и ее ремонт экономически не обоснован, в связи с чем каждое юридическое лицо («ДОЛ <данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>») должно самостоятельно организовывать водоотведение от своих объектов. Поскольку в настоящее время эксплуатация централизованной канализационной системы не осуществляется, то полагает необоснованной ссылку суда на положения ч. 5 ст. 8 Федерального закона №416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении», которой предусмотрены требования в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Представители администрации Унечского района Брянской области, ОАО «<данные изъяты>» надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, представитель ООО «<данные изъяты>» просил рассмотреть дело в его отсутствие. Судебная коллегия в соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Бобылевой Л.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения относятся к ведению органов местного самоуправления поселения.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов обладают, в том числе, и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Материалами дела установлено, что заявленные объекты являются бесхозяйными, что следует из решения Унечского районного суда Брянской области от 4 июля 2014 года, принятым по иску прокурора Унечского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к Унечской городской администрации Брянской области о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учёт бесхозяйных канализационных сетей, канализационно-насосной станции (КНС).
Указанным решением суда на Унечскую городскую администрацию Брянской области была возложена обязанность по принятию мер по постановке бесхозяйных канализационных сетей, ведущих от детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>» до ОАО «<данные изъяты>», а также бесхозяйной канализационно-насосной станции (КНС), расположенной в районе детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» и гостиницы «<данные изъяты>», на учёт в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Суд также обязал Унечскую городскую администрацию организовать надлежащую эксплуатацию данных объектов.
Однако, указанное решение не исполнено в связи с ликвидацией Унечской городской администрация на основании решения Унечского городского Совета народных депутатов от 22 июля 2014 года №2-663. 26 февраля 2015 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица.
Решением Унечского районного Совета народных депутатов от 31 июля 2014 года № полномочия Унечской городской администрации Брянской области возложены на администрацию <адрес>.
Организацией, осуществляющей содержание и обслуживание инженерных сооружений для удаления сточных вод, отходов и аналогичной деятельности является ОАО «Унечский водоканал».
Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отсутствие собственника КНС с подводящим напорным коллектором и организации, которая следит за их техническим состоянием, в настоящее время повлекло остановку эксплуатации названных объектов, приводит к их дальнейшему разрушению, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов местного значения по водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния канализационных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ и устранению аварий на этих объектах.
Судебная коллегия находит приведенные в оспариваемом судебном постановлении выводы правильными, должным образом мотивированными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, анализе и оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорная канализационная система является замкнутой, в связи с чем каждое юридическое лицо должно самостоятельно организовывать водоотведение от своих объектов, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, данные объекты недвижимого имущества, входят в состав центральной системы водоотведения (канализаций) муниципального образования и инженерной инфраструктуры и до 4 апреля 2014 года данные канализационные сети находились в рабочем состоянии. 4 апреля 2014 года было проведено комиссионное обследование канализационной системы и было принято решение о перекрытии задвижки с опломбированием на вводе в КНС, так как 28 марта 2014 года был обнаружен прорыв указанного канализационного коллектора на участке грунтовой дороги в районе городского озера.
Указанные обстоятельства установлены решением Унечского районного суда от 4 июля 2014 года и в соответствии со ст. 61 ГПК РФ не подлежат доказыванию вновь.
Вывоз жидких бытовых отходов из ДОЛ «<данные изъяты>» производится по договору, заключенному в 2014 году. 28 января 2015 года заключен договор откачки стоков с ООО» <данные изъяты>».
Таким образом, договоры заключены вследствие неисправности централизованной канализационной системы и, по мнению судебной коллегии, не могут свидетельствовать о наличии у истца местной канализации.
Других доказательств, в подтверждение доводов об отсутствии присоединения спорной канализационной системы к централизованным сетям канализации ни администрацией, ни ОАО «Унечский водоканал» не представили.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно установил юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Унечского районного суда Брянской области от 20 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда О.Н. Денисюк
Л.Н. Бобылева