Решение по делу № 2-229/2019 ~ М-156/2019 от 06.03.2019

Дело № 2-229/2019 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гурьевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Левченко Е.В.,

при секретаре Тарановой Ю.С.,

с участием

представителя истца Врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Гурьевске, городе Салаире и Гурьевском районе С., действующей на основании доверенности ,

представителя ответчика директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» Р., действующего на основании Устава, приказа от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Управления образования администрации Гурьевского муниципального района Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации Гурьевского муниципального района Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гурьевске Кемеровской области

                                    «10» апреля 2019 года

гражданское дело по иску Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Раздольнинская основная общеобразовательная школа», администрации Гурьевского муниципального района, Управлению образования администрации Гурьевского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

           Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Гурьевске, городе Салаире и Гурьевском районе обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа», администрации Гурьевского муниципального района, Управлению образования администрации Гурьевского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, в котором просит суд:

    1.    Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» осуществить следующие мероприятия:

    Произвести замену оконных блоков в кабинетах второго этажа школы в соответствии с требованиями п.п. 6.8, 6.9 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных школах»;

    Обеспечить соблюдение кратности плановых обследований на заселенность грызунами и членистоногими (2 раза в месяц) в соответствии с требованиями п. 12.17 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»;

    Обеспечить проведение в помещениях учреждения систематических, профилактических истребительных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий силами специализированной организацией (предоставить акты выполненных работ) в соответствии с требованиями п. 12.17 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», п. 2.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».

    Муниципальному образованию Гурьевский муниципальный район в лице администрации Гурьевского муниципального района, Управлению образования администрации Гурьевского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1-1.3 исковых требований, в случае недостаточности финансирования средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Раздольнинская основная общеобразовательная школа».

    В соответствии с нормами статьи 206 ГПК РФ установить ответчику и соответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 01.12.2019.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки в отношении МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Гурьевске, г.Салаире и Гурьевском районе выявлены факты нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые в добровольном порядке ответчиком не устранены.

В судебном заседании представитель истца С. исковые требования поддержала в полном объеме.

        Представитель ответчика МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» Р. в судебном заседании нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства признает, с исковыми требованиями согласна.

Представитель ответчика Управления образования администрации Гурьевского муниципального района Е. в судебном заседании исковые требования признает, просит увеличить срок исполнения по п. 1.1 исковых требований до 01.09.2020 года.

Представитель ответчика администрации Гурьевского муниципального района Ф. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, просит установить срок исполнения п. 1.1 исковых требований до 01.09.2020 года.

Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и жизни.

Подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками судебного разбирательства, что в процессе осуществления деятельности МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» допустило нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

    Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» обязано было осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 10.01.2019г.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно статье 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено в части замены оконных блоков в кабинетах второго этажа школы, не обеспечено соблюдение кратности плановых обследований на заселенность грызунами и членистоногими (2 раза в месяц), не обеспечено проведение в помещениях учреждения систематических, профилактических истребительных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий силами специализированной организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как следует из содержания части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Согласно требованиям пункта 2 части 3 статьи 28 указанного Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

В соответствии с нормами пункта 2 части 6 статьи 28 данного Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся (часть 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.9.2 Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с положениями Устава МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность (п. 2.1); источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению его собственником или учредителем, субсидии из муниципального бюджета на выполнение Учреждением муниципального задания, средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами, доходы от приносящей доходы деятельности, и др.; доходы Учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, для которых оно создано (п.7.6); деятельность Учреждения в обязательном порядке финансируется из местного бюджета в части выполнения задания собственника и развития Учреждения в рамках утвержденных программ предоставления субсидий, Учредитель устанавливает задания для учреждения в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью (п.7.7).

В соответствии с Положением, утвержденным Решением Совета народных депутатов Гурьевского муниципального района №217 от 27.04.2017 года, учредителем Управления образования является Гурьевский муниципальный район; функции и полномочия учредителя Управления образования осуществляет администрация Гурьевского муниципального района (пункт 1.9); Управление образования администрации Гурьевского муниципального района выполняет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений, в том числе финансовое обеспечение деятельности подведомственных муниципальных учреждений в соответствии с муниципальным заданием в установленном порядке (п. 2.8).

Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п.3 ст.9.2 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»).

На основании п.п. 1,7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Как следует из вышеназванного Устава МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» (п.7.7) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальным бюджетным учреждением обеспечивается субсидиями из бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Данный пункт Устава соответствует п.6 ст.9.2 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», согласно которому финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п.2.6. Устава МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Гурьевский муниципальный район.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Ответчик – муниципальное образование Гурьевский район, являясь учредителем школы и собственником здания школы, в силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании» обязан нести бремя содержания имущества.

Само по себе возложение функций учредителя школы на Управление образования не порождает у него обязанность содержать здание, переданное в оперативное управление, собственником которого является администрация Гурьевского муниципального района и которая в силу закона несет бремя его содержания.

К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Сторонами не оспаривалось, что на день вынесения решения не выполнены требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ .

Статьей 3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, действующей на территории Российской Федерации с 15.09.1990 года, установлено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются онигосударственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Исходя из изложенного, требования (предписание) истца об устранении установленных нарушений санитарного законодательства являются правомерными, направлены на соблюдение конституционных гарантий охраны здоровья и жизни каждого гражданина. Невыполнение данных требований, обязательное исполнение которых предусмотрено федеральным законом, создает угрозу нарушения прав детей на охрану их жизни и здоровья, препятствует созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответчиками своевременных мер к устранению и недопущению вышеуказанного нарушения требований санитарного законодательства не принимается, тем самым нарушаются права граждан (детей) – неопределенного круга лиц, на охрану здоровья.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

По мнению суда, указанный в исковом заявлении срок совершения действий по п.п. 1.2, 1.3 до 01.12.2019 года, достаточен для устранения нарушений санитарных правил, является разумным и обоснованным в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Однако, срок выполнения п. 1.1 до 01.12.2019 года не является достаточным для совершения действий по замене оконных блоков в кабинетах второго этажа школы в связи с большими финансовыми затратами, поэтому суд полагает возможным установить срок для исполнения указанных требований истца до 01.09.2020, что разумно и обосновано.

Представитель истца не возражала против установления срока для совершения действий по п. 1.1 до 01.09.2020 года.

В случае недостаточности денежных средств у МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» на администрацию Гурьевского муниципального района следует возложить дополнительную обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку она является собственником здания школы и учредителем учредителя МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» - Управления образования Гурьевского муниципального района.

        В соответствии с ч.1.ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет.

        В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет.

Следовательно, с Управления образования, МБОУ «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 150 рублей с каждого. Муниципальное образование Гурьевский район в лице администрации Гурьевского муниципального района от уплаты государственной пошлины освобождено в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

    Удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Раздольнинская основная общеобразовательная школа», администрации Гурьевского муниципального района, Управлению образования администрации Гурьевского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать Управление образования администрации Гурьевского муниципального района (<данные изъяты>), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» (<данные изъяты>) устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, произвести действия по выполнению следующих мероприятий:

    1.1.Произвести замену оконных блоков в кабинетах второго этажа школы в соответствии с требованиями п.п. 6.8, 6.9 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных школах»;

    1.2.Обеспечить соблюдение кратности плановых обследований на заселенность грызунами и членистоногими (2 раза в месяц) в соответствии с требованиями п. 12.17 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»;

               1.3.Обеспечить проведение в помещениях учреждения систематических, профилактических истребительных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий силами специализированной организацией (предоставить акты выполненных работ) в соответствии с требованиями п. 12.17 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», п. 2.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».

Возложить на администрацию Гурьевского муниципального района (<данные изъяты>.) дополнительную обязанность в случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» по финансированию следующих мероприятий:

    1.1.Произвести замену оконных блоков в кабинетах второго этажа школы в соответствии с требованиями п.п. 6.8, 6.9 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных школах»;

    1.2.Обеспечить соблюдение кратности плановых обследований на заселенность грызунами и членистоногими (2 раза в месяц) в соответствии с требованиями п. 12.17 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»;

               1.3.Обеспечить проведение в помещениях учреждения систематических, профилактических истребительных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий силами специализированной организацией (предоставить акты выполненных работ) в соответствии с требованиями п. 12.17 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», п. 2.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».

Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий по п. 1.1 до 01.09.2020 года; по п. 1.2, 1.3 в срок до 01.12.2019 года.

Взыскать с Управления образования администрации Гурьевского муниципального района, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Раздольнинская основная общеобразовательная школа» госпошлину в доход местного бюджета по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения.

Судья:       (подпись)        Левченко Е.В.

Подлинный документ подшит в деле №2-229/2019 (УИД 42RS0004-01-2019-000297-31) Гурьевского городского суда Кемеровской области

2-229/2019 ~ М-156/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Гурьевске, г.Салаире и Гурьевском районе
Ответчики
МБОУ "Раздольнинская ООШ"
Управление образования АГМР
Администрация Гурьевского муниципального района
Суд
Гурьевский городской суд
Судья
Левченко Е.В.
06.03.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2019[И] Передача материалов судье
07.03.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
25.03.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2019[И] Судебное заседание
10.04.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2019[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее