АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Орел
«03» февраля 2011г. Дело №А48-4783/2010
Резолютивная часть решения оглашена «31» января 2011г.
Решение в полном объеме изготовлено «03» февраля 2011г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Е.Е.Прониной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болдыревой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ИНН 5753035940, ОГРН1045753008212) к Индивидуальному предпринимателю Евтушенко Сергею Владимировичу (ИНН 366400463709, ОГРН 304366432100112) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя – специалист-эксперт Смоляков В.М. (доверенность от 11.01.2011г. №14);
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее также – заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Евтушенко Сергею Владимировичу (далее также – ответчик, ИП Евтушенко С.В.) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 500 руб.
В качестве правового обоснования заявителем указано на нарушение ИП Евтушенко С.В., исполняющего обязанности конкурсного управляющего ЗАО «Кординвест» требований пункта 2 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», приказа Минюста РФ «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражных управляющих» от 14.08.2003г. №195, пунктом 3, 4, 10 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего от 22.05.2003г. №299, за что предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В письменных пояснениях от 20.01.2011г. заявитель, ссылаясь на положение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.10.2002г. №127-ФЗ, Закон РФ от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30.09.2004г. №506, указывает на то, что налоговый орган, являясь федеральным органом исполнительной власти, вправе обращаться с жалобами в соответствующие территориальные органы Росреестра в случае обнаружения нарушений арбитражными управляющими требований законодательства о банкротстве., в связи с чем заявитель считает что процессуальные требования, установленные КоАП РФ, не нарушены.
Ответчик требования заявителя не признал, в письменном отзыве на заявление указал на то, что жалоба кредитора третьей очереди (налоговой инспекции) не могла являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии со статями 28.1, 14.13 КоАП РФ, что в силу пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2010г. №10 является существенным нарушением процедуры привлечения к административному правонарушению и является основанием для отказа в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности.
Исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, выслушав позиции сторон, арбитражный суд установил следующее:
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Евтушенко Сергей Владимирович (09.06.1957 года рождения, место рождения - с. Верхняя Хана, Верхнеханского района, Воронежская область, проживающий по адресу: 394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 29, кв. 4), зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12 января 2000г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 304366432100112.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.03.2010 по делу № А48-4292/2009 в отношении ЗАО «Кординвест» открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим ЗАО «Кординвест» утвержден Евтушенко СВ., являющийся членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Меркурий». Адрес должника: 302028, ул. Сурена Шаумяна, д. 35, г. Орел.
На основании жалобы Инспекции ФНС России по Советскому району г.Орла от 03.22.2011г. №10-33/28198 о нарушении конкурсным управляющим Евтушенко С.В. действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) при проведении процедуры конкурсного производства в Отношении ЗАО «Кординвест», специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.11.2010г. №00315710 и определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 15.11.2010г., направленные почтовым отправление в адрес Евтушенко С.В.
Уведомлением от 30.11.2011г. Евтушенко С.В. вызывался на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ на 14.12.2010г. на 12 час. 00 мин.
От Евтушенко С.В. поступило ходатайство о невозможности его явки на составление протокола об административном правонарушении 14.12.2010г., а также о направлении данного протокола по почте.
Административный орган на основании собранных по административному делу доказательств, в том числе ознакомившись с материалами дела в Арбитражном суде Орловской области (ходатайство об ознакомлении с материалами дела №А48-4292/2009 от 15.11.2010г.), составил протокол об административном правонарушении №00235710 от 14.12.2010г. в котором отражены выявленные нарушения конкурсным управляющим Евтушенко С.В. законодательства о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения, в частности, о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения.
В соответствии со статьей 29 Закона о банкротстве общие правила подготовки отчетов арбитражного управляющего утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» от 22.05.2003 № 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Общие правила. Приказом Минюста Российской Федерации «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» от 14.08.2003 № 195 утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства и типовая форма отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника.
Как следует из материалов дела, на собрании кредиторов 30.06.2010 конкурсным управляющим представлен отчет о своей деятельности и о результатах проведения процедуры конкурсного производства в отношении ЗАО «Кординвест».
В отчете конкурсного управляющего от 30.06.2010 в разделе «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности» в графе «Размер вознаграждения, руб.» не указан размер вознаграждения Питерской Натальи Николаевны (в данной графе есть ссылка - в соответствии с актами выполненных).
Согласно представленному в материалы дела акту выполненных работ от 30.06.2010 за оказанные услуги Исполнителю (Питерской Н.Н.) причитается 123000,00 руб., которые Заказчик (ЗАО «Кординвест» в лице конкурсного управляющего Евтушенко СВ.) обязуется выплатить в соответствии с договором о возмездном оказании услуг от 01.04.2010 без номера за период с 01.06.2010 по 30.06.2010. Услуги оказаны в полном объеме.
Таким образом, не указание в отчетах конкурсного управляющего от 30.06.2010 и 01.10.2010 в разделе «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности» в графе «Размер вознаграждения, руб.» размера конкретной суммы вознаграждения Питерской Натальи Николаевны, согласно акту выполненных работ -123000,00 руб., является нарушением пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, приказа Минюста РФ «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» от 14.08.2003 № 195 и пунктов 3 и 10 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего от 22.05.2003 № 299.
В соответствии с Постановлением Правительств Российской Федерации от 06.02.2004 г. № 56 «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» 30.06.2010 на собрании кредиторов ЗАО «Кординвест» от представителя ФНС России в лице ИФНС России по Советскому району г. Орла поступила заявка от 30.06.2010 № 10-32/17471 о включении дополнительных вопросов в повестку дня собрания кредиторов ЗАО «Кординвест».
Одним из вопросов заявки был вопрос: «О приведении отчета конкурсного управляющего ЗАО «Кординвест» в соответствие с требованиями пункта 2 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», пунктов 4, 5 и 10, 11 Общих правил подготовки отчетов (Заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением правительства от 22.05.2003г. № 299, типовой формой отчета конкурсного управляющего, утвержденного Приказом Министерства Юстиции РФ от 14.08.2003г. № 195 в связи отсутствием сведений о размере вознаграждения привлеченного специалиста по договору от 01.04.2010г. с Питерской Н.Н., сведений о сформированной конкурсной массе должника, сведений об уведомлении работников должника о предстоящем увольнении, информации о предпринятых мерах по закрытию счетов должника, непредставление всех документов, сведения о которых содержатся в отчете».
Собранием кредиторов от 30.06.2010 ЗАО «Кординвест» было принято решение о включении данной заявки в повестку дня собрания кредиторов ЗАО «Кординвест» и голосование по ней. Собрание кредиторов проголосовало за обязание арбитражного управляющего привести данный отчет в соответствие с указанными нормами.
На собрании кредиторов ЗАО «Кординвест» 01.10.2010 конкурсным управляющим был представлен отчет конкурсного управляющего от 01.10.2010, из которого следует, что конкурсный управляющий ЗАО «Кординвест» не исполнил требований собрания кредиторов в части не указания в разделе отчета «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности» в графе «Размер вознаграждения, руб.» размера конкретной суммы вознаграждения Питерской Натальи Николаевны, согласно акту выполненных работ - 123000,00 руб., что является нарушением требований абзаца 12 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
Административным органом также установлено, что в отчетах от 30.06.2010г. и 01.10.2010г. в разделе «Сведения о расходах на проведение конкурсного производства» полностью отсутствовала графа «Цель расходов», что также является нарушением пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, приказа Минюста РФ «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» от 14.08.2003 № 195 и пункта 4 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего от 22.05.2003 № 299.
Таким образом, суд приходит к выводу о предоставлении административным органом достаточных доказательств нарушения исполняющего обязанности конкурсного управляющего ЗАО «Кординвест» ИП Евтушенко С.В., требований пункта 2 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», приказа Минюста РФ «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражных управляющих» от 14.08.2003г. №195, пунктом 3, 4, 10 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего от 22.05.2003г. №299, за что предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, согласно которой неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
ИП Евтушенко С.В. в письменном отзыве по делу не оспаривает факта выявленных нарушений требований законодательства о несостоятельности (банкротства), в судебном заседании устно подтвердил, что отчеты от 30.06.2010г. и 01.10.2010г. заполнены не по форме согласно приказу Минюста РФ от 14.08.2003г. №195 и Общим правилам подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего от 22.05.2003г. №299, однако сведения, которые должны быть в данных отчетах, имеются, а именно: на странице 7 отчета от 30.06.2010г. в разделе «Сведения о расходах на проведение конкурсного производства» имеется пункт 6 «Юридическое сопровождение в конкурсном производстве» и указана сумма 120 000 руб., в отчете от 01.10.2010г. – указана сума 124 200 руб.
Ответчик пояснил, что указание в отчете от 30.06.2010г. суммы 120 000 руб. являлось технической ошибкой, следовало указать 123 000 руб. согласно акту выполненных работ от 30.06.2010г.
Заявитель не заявил возражений по данному факту.
Ответчик также заявил довод о том, что жалоба ИФНС России по Советскому району г.Орла, которая является в данном деле о банкротстве кредитором третьей очереди, не могла являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что в силу пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2010г. №10 является существенным нарушением процедуры привлечения к административному правонарушению и является основанием для отказа в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности.
В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае вменяемые конкурсному управляющему Евтушенко С.В. правонарушения были непосредственно обнаружены специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, при проверке обстоятельств, изложенных в жалобе государственного органа - ИФНС России по Советскому району г.Орла, о чем свидетельствует определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.11.2010г. №00315710, определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 15.11.2010г. запрос в арбитражный суд Орловской области об ознакомлении с материалами дела от 15.11.2010г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005г. №52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП Российской Федерации, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 05.12.2008г. №432 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной регистрационной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях» руководители территориальных органов Федеральной регистрационной службы, их заместители, начальники отделов и их заместители, другие должностные лица территориальных органов Федеральной регистрационной службы, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ от 14.12.2010г. №00235710 составлен уполномоченным лицом - специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в связи с выявленными правонарушениями, установленными в ходе проверки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении арбитражного управляющего Евтушенок С.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, заявитель, составляя протокол об административном правонарушении, а также обращаясь в суд с заявлением о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности, действовал в рамках предоставленных ему полномочий и при возбуждении дела об административном правонарушении не нарушил требований статьи 28.1 КоАП РФ.
В этой связи приведенный ответчиком довод не может в данном случае повлиять на выводы суда о совершении конкурсным управляющим ЗАО «Кординвест» Евтушенко С.В. противоправных и виновных действий, содержащих признаки состава административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.10.2008г. №7152/08, Постановлениях Федерального арбитражного центрального округа от 22.07.2010г. №А35-181/2010, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.10.2010г. по делу №А27-3402/2010.
Кроме того, Из положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.08.2004 N 506, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что налоговый орган является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим интересы Российской Федерации в делах о банкротстве; также являясь федеральным органом исполнительной власти, в случае обнаружения нарушений арбитражными управляющими требований законодательства о банкротстве, налоговый орган может обращаться в соответствующие территориальные органы Федеральной регистрационной службы (регулирующий орган в делах о банкротстве - орган, осуществляющий контроль за деятельностью арбитражных управляющих) с заявлениями о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 1.5. Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1.Кодекса об административных правонарушениях РФ).
В силу статьи 2 Гражданского кодекса РФ все риски ведения предпринимательской деятельности возлагаются на лиц, ее осуществляющих.
Доказательств существования каких-либо неустранимых препятствий для надлежащего исполнения обязанностей у конкурсного управляющего ЗАО «Кординвест» Евтушенко С.В. не имеется. Доказательств обратного суду не представлено.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из положений Кодекса.
Пунктом 17 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательства по делу, учитывая то, что отчеты конкурсного управляющего от 30.06.2010г. и от 01.10.2006г. представленные собранию кредитов с документальным приложением хотя и были оформлены с нарушениями, но содержали все необходимые сведения, в связи с чем суд не усматривает вредных последствий для интересов должника, кредиторов и общества, а также учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и считает необходимым ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь статьями 167- 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя Евтушенко Сергея Владимировича (ИНН 366400463709, ОГРН 304366432100112) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ отказать.
Объявить индивидуальному предпринимателю Евтушенко Сергею Владимировичу (ИНН 366400463709, ОГРН 304366432100112) устное замечание.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж).
Судья Е.Е. Пронина