Решение по делу № 33-1653/2015 от 14.01.2015

Судья Аболихина Е.В. Дело № 33-1653/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Цуркан Л.С., Сидорова П.А.,

при секретаре Дьяченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2015 года апелляционную жалобу Захарова Сергея Юрьевича на решение Клинского городского суда Московской области от 12 ноября 2014 года по делу по иску Военного комиссариата Московской области к Захарову Сергею Юрьевичу о взыскании денежных средств,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения представителя истца, ответчика,

У С Т А Н О В И Л А:

Военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к Захарову С.Ю. о взыскании излишне выплаченной пенсии в размере 429972 рублей 83 копеек за период с 26.11.2007 года по 31.01.2014 года, ссылаясь на то, что ответчику по линии Министерства обороны РФ с 10.04.2002 года была назначена и выплачивалась пенсия. В связи с поступлением Захарова С.Ю. 26.11.2007 года на службу в органы наркоконтроля и несвоевременным сообщением об этом в Военный комиссариат за указанный период времени ответчику произведена переплата пенсии. С 31.01.2014 года выплата пенсии ответчику прекращена.

В судебном заседании ответчик Захаров С.Ю. иск не признал, указав, что не брал на себя обязательство по уведомлению военкомата о поступлении на работу и в его военном билете стоит отметка отдела военного комиссариата по г.Клин и Клинскому району о его постановке на специальный учет и снятии с общего воинского учета с 26.08.2009 года.

Решением Клинского городского суда Московской области от 12.11.2014 года исковые требования были удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, Захаров С.Ю. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение об отказе в иске.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Захаров С.Ю., досрочно уволенный с военной службы с зачислением в запас на основании пп. а, п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и исключенный с 31 июля 2000 года из списков личного состава воинской части, с 10 апреля 2002 года получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ.

Сведений о том, что при назначении пенсии он давал обязательство немедленно сообщать в венный комиссариат обо всех обстоятельствах, влияющих на выплачиваемую ему пенсию, в материалы дела не представлено.

В период с 26 ноября 2007 года по 09.09.2013 года Захаров С.Ю. проходил службу в Управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Московской области в должности контролера Истринского межрайонного отдела с присвоением специального звания старшего лейтенанта полиции.

15 января 2014 года Захаров С.Ю. обратился в отдел военного комиссариата по г. Клин и Клинскому району с личным заявлением о прекращении выплаты пенсии в военном комиссариате в связи с поступлением на службу в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков.

За период с 26 ноября 2007 года по 31 января 2014 года истцу была выплачена пенсия в размере 429972 рублей 83 копеек.

Разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец, поступив на службу в органы наркоконтроля, допустив недобросовестное осуществление своих прав, не своевременно сообщил в военный комиссариат о прекращении пенсии, что повлекло за собой нарушение Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и излишнюю выплату ему пенсии.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из названных норм следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного дела, является факт недобросовестности получателя неосновательного обогащения, доказывание которого по общему правилу лежит на истце, как на потерпевшей стороне.

Как усматривается из материалов дела и объяснений представителя истца, то в материалах личного дела истца в Военкомате имеются сведения о прохождении им службы в Управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Московской области в спорный период.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о недобросовестности ответчика является необоснованным и его действия не были направлены на получение неосновательного обогащения.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с ч.1 ст.6 данного Закона лицам, указанным в ст.1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Согласно ч.2 ст.6 указанного выше Закона пенсионерам из числа лиц. указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности ч.2 ст.6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

В соответствии с п. 6. Указа Президента РФ от 05.06.2003 N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» федеральная государственная гражданская служба в органах наркоконтроля является видом федеральной государственной службы граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в ФСКН России и ее территориальных органах, которые вводятся в пределах их штатной численности, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вопросы организации федеральной государственной гражданской службы граждан, замещающих государственные должности федеральной государственной гражданской службы в ФСКН России и ее территориальных органах, регулируются законодательством Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе, в том числе, и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

В соответствии Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 должностными лицами органов нарконтроля являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов наркоконтроля.

Как следует из ч. 2 ст. 6 Закона от 2 февраля 1993 г. N 4468-1 право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.

Из установленных обстоятельств по делу следует, что Захаров С.Ю. до 31 июля 2000 года проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а с 26 ноября 2007 года поступил на службу в Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Московской области, отличную от военной, и назначен на должность контролера Истринского межрайонного отдела с присвоением специального звания старшего лейтенанта полиции.

Таким образом, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретением вновь статуса военнослужащего.

Прохождение службы в органах наркоконтроля лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в связи с прохождением военной службы, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Клинского городского суда Московской области от 12 ноября 2014 года – отменить, постановить новое решение.

В удовлетворении исковых требований Военного комиссариата Московской области к Захарову Сергею Юрьевичу о взыскании излишне выплаченной пенсии в размере 429972 рублей 83 копеек в доход федерального бюджета отказать.

Апелляционную жалобу Захарова С.Ю.– удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

33-1653/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Военный комиссариат Московской области
Ответчики
Захаров С.Ю.
Суд
Московский областной суд
Судья
Цуркан Л.С.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
26.01.2015Судебное заседание
17.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2015Передано в экспедицию
26.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее