Решение от 02.04.2015 по делу № 12-951/2015 от 25.03.2015

Судья Радионов А.А. дело N 12-951/2015

РЕШЕНИЕ

02 апреля 2015 г. г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Лободенко К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Минасян Г.П. на решение судьи Славянского городского суда от 26 февраля 2015 г.,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11 июля 2014 г. N 05-43-38-ЭП-12/2 юридическое лицо ОАО «Славянскгоргаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Славянского городского суда от 26 февраля 2015 г. постановление инспектора отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Славянскгоргаз» прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе представитель административного органа просит решение судьи отменить, указывает на несоответствие выводов судьи обстоятельствам дела, одновременно просит восстановить срок обжалования решения.

Разрешая ходатайство о восстановлении срока, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, что копия обжалуемого решения получена Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 11 марта 2015 г., жалоба сдана в отделение почтовой связи 18 марта 2015 г., то есть в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ. При таких обстоятельствах ходатайство рассмотрению не подлежит.

Переходя к рассмотрению жалобы по существу, заслушав защитников ОАО «Славянскгоргаз» на основании доверенностей Комлевую О.В. и Полеву И.Ю., полагавших решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе и возражениях на нее, судья вышестоящей инстанции полагает правильным решение судьи отменить.

Как предусмотрено статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей первой инстанции при рассмотрении дела без внимания.

Прекращая производство по делу, судья указал на недоказанность вины ОАО «Славянскгоргаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской КоАП РФ.

Судья вышестоящей инстанции полагает вывод суда ошибочным.

Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 (далее по тексту Порядок), Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.

В силу пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент».

В соответствии с пунктом 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

Из материалов дела следует, что при натурном обследовании территории предприятия ОАО «Славянскгоргаз» с участием представителя по доверенности N 33 от 10 июня 2014 г. Полевой И.Ю. специалистом Славянского отдела ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» произведен отбор пробы отхода «мусор, смет с территории», точка отбора пробы N 2 - территория автостоянки на определение компонентного состава и класса опасности (протокол отбора пробы отхода N 139 от 16 июня 2014 г.)

По результатам проведенных исследований на определение компонентного состава и класса опасности отхода «мусор, смет с территории», точка отбора пробы N 2 - территория автостоянки и экспертному заключению по техническому заданию N б/н от 10 июня 2014 г. отход отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды.

Лимит на размещение отходов N 09/65 для ОАО «Славянскгоргаз» выдан 12 мая 2010 г., в котором отсутствует отход мусор, смет с территории автостоянки предприятия (отход 4 класса опасности).

При этом в предоставленных расчетах платы за НВОС ОАО «Славянскгоргаз» при заполнении раздела 4 расчетов платы за НВОС «Размещение отходов производства и потребления» по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. N 204, внесены недостоверные сведения в части внесения платы предприятия за размещение отхода производства и потребления - мусор, смет с территории автостоянки (отход 4 класса опасности) за 2,3,4 кварталы 2011 г., 1,2,3,4 кварталы 2012 г., 1,2,3,4 кварталы 2013 г., 1 квартал 2014 г., как за отход 5 класса опасности.

ОАО «Славянскгоргаз» в расчетах платы за НВОС за 2,3,4 кварталы 2011 г., 1,2,3,4 кварталы 2012 г., 1,2,3,4 кварталы 2013 г., 1 квартал 2014 г. в части размещения данных отходов, как за один из видов негативного воздействия на окружающую природную среду, раздел 4 заполняется не достоверно.

Согласно статье 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников и социальных факторов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

ОАО «Славянскгоргаз» эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно действующему техническому отчету по инвентаризации, источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проекту нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО «Славянскгоргаз» разработанных в 2010 г., по данным которых предприятием эксплуатируется 26 источников выбросов, в том числе 170 ШГРП и ГРП. Всего 196 источников выбросов вредных веществ.

Согласно представленному разрешению N В 9/62 от 01 июля 2010 г., всего предприятие выбрасывает в атмосферу 18 наименований загрязняющих веществ: железа оксид, азота диоксид (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота диоксид), серная кислота, сера диоксид-ангидрид сернистый, углерод оксид, метан, углеводороды предельные С1-С5, ксилол, бензапирен, бензин нефтяной, керосин, масло минеральное нефтяное, уайт-спирит, взвешенные вещества, пыль неорганическая > 70% SiO2, пыль неорганическая 70-20% SiO2, корунд белый. Всего по предприятию выбрасывается в атмосферу 0,425368 т/год загрязняющих веществ.

В соответствии с проведенным анализом эксплуатации объектов ОАО «Славянскгоргаз», а именно источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлена причина несоответствия данных по количеству суммарных данных выбросов газообразных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Так, согласно разрешению на выброс N В 519 от 22 октября 2012 г. ОАО «Славянскгоргаз» учтены выбросы вредных загрязняющих веществ, связанные с потерями на трубопроводах, а именно вредные (загрязняющие) вещества: железа оксид - 0,000889 т/год; азота диоксид (азот (IV) оксид) - 0,060035 т/год; азот (II) оксид (азота диоксид) - 0,009756 т/год; серная кислота - 0, 000015 т/год; сера диоксид-ангидрид сернистый - 0,001053 т/год; углерод оксид - 0,318613 т/год; метан - 0,000043 т/год; углеводороды предельные С1-С5 - 0,012567 т/год; ксилол - 0,001125 т/год; бензапирен - 1,00Е-06 т/год; бензин нефтяной - 0,011256 т/год; керосин 0,002237 т/год; масло минеральное нефтяное - 7,30Е-05 т/год; уайт-спирит - 0,001125 т/год; взвешенные вещества - 0,005724 т/год; пыль неорганическая > 70% SiO2 - 0,0003 т/год; пыль неорганическая 70-20% SiO2 - 0,0002 т/год; корунд белый - 0,000346 т/год.

Анализом производственной деятельности ОАО «Славянскгоргаз», технологического процесса эксплуатации и транспортировки газа потребителям установлено, что потери газа на трубопроводах обусловлены эксплуатационными утечками газа в газопроводах, связанные с негерметичностью установленных на них арматуры и оборудования, которые рассчитываются ОАО «Славянскгоргаз» согласно методике «Методика по расчёту удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства» разработана Гипрониигаз, 1997 г.

При этом транспортировка газа по трубопроводам, как и любого иного топливо-энергетического ресурса, невозможна без потерь, в силу того, что невозможно обеспечить абсолютную герметичность фланцевых, резьбовых и цапковых соединений газопроводов, оборудования и сооружений на них ГРП, ШРП и т.п.

Потери газа наблюдаются при проведении ремонтных и профилактических работ в системах газораспределения и газопотребления, во время врезки и пуска газа при вводе объектов газоснабжения в эксплуатацию, а также при аварийных и залповых выбросах газа в системах газоснабжения и при проведении аварийно-восстановительных работ.

В соответствии, с чем ОАО «Славянскгоргаз» также рассчитываются объемы потерь при данных работах и указываются как технологические нужды предприятия.

В расчет тарифов газа включаются технологические (эксплуатационные) потери газа, в которые включаются все вышеперечисленные потери, кроме потерь газа, связанных с авариями и проведением аварийно-восстановительных работ.

Документальным подтверждением понесенных ОАО «Славянскгоргаз» фактических потерь газа при его транспортировке потребителям являются договора и акты о количестве поданного-принятого газа (газ горючий природный), согласно договорам покупки газа (Покупатель ОАО «Славянскогргаз» - Поставщик ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар»).

ОАО «Славянскгоргаз» представлен договор N 25-3-00039/11 от 15 ноября 2010 г. о количестве поданного-принятого газа, заключенный с ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» с приложением актов выполненных работ.

Согласно актам выполненных работ за 2011 г. ОАО «Славянскгоргаз»: на технологические нужды израсходовано: <...>

на технологические потери израсходовано: <...>

ОАО «Славянскгоргаз» представлен договор N 25-3-00039/12 от 17 ноября 2011 г. о количестве поданного-принятого газа, заключенный с ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» с приложением актов выполненных работ.

Согласно актам выполненных работ за 2012 г. ОАО «Славянскгоргаз»:

на технологические нужды израсходовано: <...>

на технологические потери израсходовано: <...>

ОАО «Славянскгоргаз» представлен договор N 25-3-00035/13 от 05 декабря 2012 г. о количестве поданного-принятого газа, заключенный с ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» с приложением актов выполненных работ.

Согласно актам выполненных работ за 2013 г. ОАО «Славянскгоргаз»:

на технологические нужды израсходовано: <...>

за 1 квартал 2013 г. - <...>

<...>

за 1 квартал 2013 г. - <...>

Основной составляющей природного газа, являются метан (СН4), углекислый газ (СО2) и азот в виде молекул (N2). Доля метана составляет от 90 до 98% - в зависимости от месторождения газа.

При проведении проверки установлено, что ОАО «Славянскгоргаз» при транспортировке газа потребителям несет потери (технологические нужды и на технологические потери), указанные потери обусловлены производственным процессом ОАО «Славянскгоргаз», связанным с транспортировкой газа по газопроводам.

Вместе с тем ОАО «Славянскгоргаз» учтены объемы указанных потерь при формировании цен и тарифов на природный газ потребителя. Однако ОАО «Славянскгоргаз» не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду по указанным объемам потерь, искажая данные объемы при направлении справок о производственной деятельности природополъзователя (основа к расчетам платы за НВОС).

Согласно анализу расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО «Славянскгоргаз» не внесена плата по указанным объемам природного газа, выброшенным (рассеянным) в атмосферный воздух при потерях газа на трубопроводах (эксплуатационные утечки) и при технологических нуждах предприятия (ремонтно-профилактические работы).

Так, в ходе анализа представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду по разделу 1 выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлено, что ОАО «Славянскгоргаз» в 2011г. за 2 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т., за 3 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т., за 4 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т.; в 2012г. за 1 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т., за 2 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т., за 3 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т., за 4 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т.; в 2013г. за 1 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т., за 2 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т., за 3 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т., за 4 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т.; в 2014г.: за 1 квартал указан выброс метана - 0,0000108 т.

Таким образом, ОАО «Славянскгоргаз» в расчетах платы за НВОС за 2,3,4 кварталы 2011 г., 1,2,3,4 кварталы 2012 г., 1,2,3,4 кварталы 2013 г., 1 квартал 2014 г. в части выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как за один из видов негативного воздействия на окружающую природную среду, раздел 1 заполняется не достоверно.

Согласно пункту 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 г. N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В материалы дела не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о невозможности соблюдения установленных правил, необходимости принятия мер, не зависящих от ОАО «Славянскгоргаз».

Из изложенного следует, что ОАО «Славянскгоргаз» имело возможность для соблюдения природоохранного законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер по его соблюдению, в связи с чем, допустило нарушение указанного законодательства.

При таких обстоятельствах, вывод административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, является верным.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат и ОАО «Славянскгоргаз» не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Указанные обстоятельства оставлены судьей без внимания, оценка в судебном решении им не дана.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей не соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, постановление судьи подлежит отмене, а дело – направлению судье на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и принять законное и обоснованное судебное постановление.

Руководствуясь статьей 30.8 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции

решил:

░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2015 ░. ░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░:

12-951/2015

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Другие
ОАО "Славянскгоргаз"
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Лободенко Константин Владимирович
Дело на сайте суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
25.03.2015Материалы переданы в производство судье
02.04.2015Судебное заседание
02.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее