АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-1289/2013
22 апреля 2013 года
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Феофанову Сергею Аркадьевичу,
г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Феофанова Сергея Аркадьевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что индивидуальным предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Так, по результатам плановой документарной проверки выявлено, что индивидуальным предпринимателем Феофановым С.А. не проведена стажировка водителей Петрова О.Н. и Алексеева Ю.В., нарушается режим труда и отдыха водителей Петрова О.Н. и Алексеева Ю.В.
Помимо этого не контролируется прохождение водителями послерейсовых медицинских осмотров, а также проведение послерейсового технического осмотра транспортных средств. Журнал учета дорожно-транспортных происшествий не соответствует требованиям приказа Минтранса России от 02.04.1996 № 22. Нарушается порядок заполнения путевых листов, а также порядок проведения инструктажей водителей по безопасности дорожного движения.
По указанным обстоятельствам 18.02.2013 должностным лицом УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора составлен протокол № 130045 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В этой связи Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя Феофанова С.А. к административной ответственности.
Индивидуальный предприниматель Феофанов С.А. требования Управления не оспорил, в нарушение определения суда от 25.02.2013 отзыв на заявление не представил. Согласно объяснениям индивидуального предпринимателя, отраженным в протоколе от 18.02.2013 № 130045 об административном правонарушении, Феофанов С.А. выявленные нарушения не оспаривает.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, поскольку суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.
Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Феофанов Сергей Аркадьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРНИП 307213008500060.
На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 27.01.2011 Управлением индивидуальному предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011610.
На основании приказа УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора от 14.01.2013 № 25/л. проведена плановая документарная проверка деятельности индивидуального предпринимателя Феофанова С.А. на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автомобильным транспортом. По её результатам составлен акт проверки от 18.02.2013 № 37/л., в котором были отражены нарушения лицензионных требований.
В этой связи, 18.02.2013 с участием индивидуального предпринимателя Феофанова С.А. был составлен протокол № 130045 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 7 статьи 3 указанного Федерального закона и пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, являются, в том числе: - соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; - соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.1994 № 554), при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
В пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, установлено, что организация стажировки водителей и организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
В разделе 8 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР, предусмотрено, что маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя
(пункт 3.2.4).
Индивидуальным предпринимателем Феофановым С.А. не представлены доказательства прохождения водителями Петровым О.Н. и Алексеевым Ю.В. стажировки.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, среди прочего, относится соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Согласно пунктам 9-11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 № 6094), при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, однако работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Пункт 25 указанного Положения устанавливает, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Феофановым С.А. не обеспечено соблюдение режим труда и отдыха, поскольку водитель Алексеев Ю.В. 04.02.2013 по путевому листу № 122 отработал 13 час.
40 мин., 06.02.2013 по путевому листу № 123 отработал 14 час. 54 мин., а 09.02.2013 по путевому листу № 126 отработал 14 час. 01 мин. Водитель
Петров О.Н. 07.02.2013 по путевому листу № 124 отработал 12 час. 25 мин.
При этом междусменный отдых водителя Алексеева Ю.В. с 09.02.2013 на 10.02.2013 составил всего 09 час. 10 мин. (путевые листы № 126 и № 127). Междусменный отдых водителя Петрова О.Н. с 07.02.2013 на 08.02.2013 составил всего 10 час. 35 мин. (путевые листы № 124 и № 125).
При этом Управление не представило доказательства неверного указания в путевых листах времени возврата транспортных средств к месту стоянки, а также не представило доказательства, подтверждающие расчет фактического времени управления водителями автобусов по путевым листам №№ 122-129.
Кроме того, индивидуальный предприниматель Феофанов С.А. не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, поскольку ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 2
статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Пунктом 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.1994 за № 554), установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Однако, индивидуальным предпринимателем Феофановым С.А. не представлены доказательства проведения послерейсового технического осмотра автобусов, осуществлявших перевозки пассажиров по путевым листам №№ 122-129, выписанным в период с 04.02.2013 по 12.02.2013, поскольку в данных путевых листах отсутствуют дата и время заезда автобусов на постоянную стоянку, а также штамп или подпись с указанием инициалов и фамилий уполномоченных лиц.
Согласно абзацу пятому части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Исходя из пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» приказом Минтранса России от 02.04.1996 № 22 утверждена форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства.
Вместе с тем в ходе проверки индивидуальным предпринимателем Феофановым С.А. представлен Журнал учета ДТП, содержание которого не соответствует названному приказу. Кроме того, данный журнал не заполнен, что свидетельствует о не проведении ежемесячных сверок с ГИБДД МВД по Чувашской Республике о дорожно-транспортных происшествиях, что необходимо в целях анализа и устранения причин ДТП (см. л.д. 23).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2008, регистрационный № 12414) установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе (пункт 3).
Сведения о транспортном средстве включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (подпункт 4 пункта 6).
Согласно пункту 12 названного приказа установлено, что в заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункт 13).
Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (пункт 17).
Однако в нарушение названных норм в путевых листах №№ 122-129, выписанных в период с 04.02.2013 по 12.02.2013, не указаны дата, время и показания одометра при заезде транспортных средств на место постоянной стоянки. Кроме того, в указанных путевых листах отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя. Журнал регистрации путевых листов отсутствует.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический; сезонный; специальный.
Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия (пункт 5.2 Положения).
Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях: при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.); при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов; при получении информации о совершенных происшествиях; при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций (пункт 6.1 Положения).
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Феофанов С.А. не соблюдает порядок проведения инструктажей по БДД, поскольку отсутствуют инструкции, необходимые для проведения инструктажей. Соответственно сезонные инструктажи и специальный инструктаж в связи с допущенным 07.09.2012 ДТП не проводились. В журнале учета инструктажа водителей по безопасности движения указано на проведение инструктажей, не предусмотренных в РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 (см. л.д. 25).
На основании вышеизложенного следует признать, что индивидуальный предприниматель Феофанов С.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Суд расценивает несоблюдение индивидуальным предпринимателем Феофановым С.А. указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Феофанова С.А. к административной ответственности и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 500 рублей.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя Феофанова С.А. к административной ответственности, заявителем не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 – 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя Феофанова Сергея Аркадьевича, 17.05.1964 года рождения, уроженца г. Алатырь Алатырского района Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: г. Чебоксары Чувашской Республики, ул. Гагарина, дом 23, кв. 212 (ОГРНИП – 307213008500060, ИНН – 212912537380), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 500 руб. (три тысячи пятьсот рублей).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040046000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Т. Михайлов