Решение по делу № 2-327/2016 (2-1978/2015;) ~ М-1828/2015 от 03.12.2015

по делу № 2-327/2016

Решение

именем Российской Федерации

29 января 2016 года                         г.Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Низамовой Ж.М.

с участием помощника прокурора Яхина Р.Х.

при секретаре Валиахметовой Э.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ к Сихаеву ФИО10 и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о понуждении заключить договор купли-продажи и прекращении права собственности на земельный участок и жилой дом,

установил:

исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ обратился в Тукаевский районный     суд с вышеназванным иском, указывая, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 апреля 2004 года № 162 утверждена Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы.

В целях выполнения указанной программы, а также создания условий для дальнейшего развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей Кабинетом Министров Республики Татарстан 15 сентября 2005 года принято постановление №453 «О строительстве в г. Нижнекамске комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехических заводов».

Разработка проекта единой санитарно-защитной зоны комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов открытого акционерного общества «Танеко» была завершена ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой Республики Татарстан в ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения законодательства при размещении населённых пунктов <адрес> и <адрес> на территории санитарно-защитной зоны комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов открытого акционерного общества «Танеко». В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно заключению республиканских и федеральных органов Роспотребнадзора жители населенных пунктов Алань и Мартыш в связи с угрозой для их здоровья подлежали переселению до ввода в эксплуатацию комплекса заводов. Однако на момент прокурорской проверки мероприятия по расселению жителей указанных населенных пунктов проведены не были, несмотря на введение в эксплуатацию первой очереди заводов.

В соответствии с письмом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан населенный пункт <адрес> полностью подпадает в границы единой расчетной санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла, данное письмо обосновано данными следующих экспертных заключений: от ДД.ММ.ГГГГ им. <данные изъяты>; письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Роспотребнадзора «Об установлении единой расчетной санитарно-защитной зоны»; от ДД.ММ.ГГГГ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> (Татарстан)»; решением Главного государственного санитарного врача по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам проверки прокуратура Республики Татарстан в Кабинет Министров РТ внесла представление об устранении нарушений законодательства.

По результатам рассмотрения представления вопрос переселения жителей населённых пунктов за пределы санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла рассмотрен на совещании под председательством Президента Республики Татарстан.

На очередном заседании Межведомственной комиссии по урегулированию вопросов отселения граждан <адрес> и <адрес> приняты решения об утверждении Положения о порядке переселения жителей указанных населенных пунктов за пределы единой санитарно-защитной зоны предприятий Нижнекамского промышленного узла и соглашения с собственниками объектов недвижимости; об утверждении списков зарегистрированных собственников жилья, подлежащих переселению; о подборе и строительстве квартир в <адрес>, необходимых для переселения зарегистрированных собственников жилья.

Во исполнение решения Межведомственной комиссии по урегулированию вопросов отселения граждан <адрес> и <адрес> постановлением руководителя Исполнительного комитета района от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по оценке жилых помещений, расположенных на территории населенного пункта Мартыш.

Согласно пункту 2 протокола заседания «Межведомственной комиссии по урегулированию вопросов отселения граждан <адрес> за пределы санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла» работы по инвентаризации и определению рыночной стоимости объектов недвижимости в д. Мартыш является РГУП «Бюро технической инвентаризации».

С ДД.ММ.ГГГГ начат процесс заключения договоров купли-продажи между собственниками имущества в указанных населённых пунктах и государственным жилищным фондом при Президенте РТ для выплаты компенсаций и дальнейшего направления их на регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.

В соответствии с генеральным планом Иштеряковского сельского поселения Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Совета Иштеряковского сельского поселения, и в соответствии с Градостроительным кодексом РФ прошедшего согласование во всех министерствах РТ, Роспотребнадзоре, населенный пункт Мартыш Иштеряковского сельского поселения Тукаевского района полностью подпадает под санитарно-защитную зону.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», протоколом межведомственной комиссии по урегулированию вопросов отселения граждан д.Алань Нижнекамского муниципального района и д.Мартыш Тукаевского муниципального района за пределы санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла, межведомственной комиссией, утвержденной постановлением руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района № 3548 от 19 октября 2012 года 24 июля 2015 года произведено обследование жилого помещения принадлежащего ответчику на праве собственности, общей площадью 31,2 кв.м, год постройки 1979, с кадастровым №16:39:060301:72:72, расположенного по адресу: <адрес> в ходе данного обследования составлен акт № 8/15, о том, что данное жилое помещение непригодно для проживания, а также данной комиссией было вынесено заключение о непригодности данного помещения для проживания согласно пункту 1 Постановления Правительства № 47 от 28 января 2006 года.

В последующем постановлением руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ данное помещение было признано непригодным для проживания. Вышеуказанное постановление опубликовано в средствах массовой информации в официальном источнике <адрес>: газете «Светлый путь» №() от ДД.ММ.ГГГГ, то есть доведено до всех заинтересованных лиц.

Ответчику так же направлено данное постановление, письмо (уведомление) об освобождении вышеуказанного помещения до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в трёхмесячный срок, вышеуказанные акт обследования и заключение о непригодности жилого помещения для проживания по адресу его места жительства ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик неоднократно отказывался от получения почтовой корреспонденции.

Ответчиком не выполнены обязательства по освобождению помещения в установленный срок.

Согласно отчету, проведенному РГУП «Бюро технической инвентаризации», стоимость недвижимого имущества принадлежащего ответчику составляет 1 290 884,00 рублей.

В связи с чем просит обязать ответчика заключить договор купли-продажи недвижимого имущества на земельный участок с кадастровым номером и жилой дом с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>, по вышеуказанное цене с некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан» и прекратить право собственности за ответчиком на вышеуказанные земельный участок и жилой дом.

Представители некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан» в суд не явились, извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца Семенов В.В. иск поддержал, подтвердил изложенное в нем.

Ответчик Сихаев С.К. иск не признал, просит в иске отказать, его не устраивает стоимость имущества, предложенная истцом.

Представитель ответчика Шакиров Ф.В. позицию истца поддерживает оснований для удовлетворения иска нет.

Выслушав явившихся лиц, исследовав и огласив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшего необходимым в иске отказать, и судебные прения, суд приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

На основании части 1, 2, 4, 6, 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции закона от 31 декабря 2014 года) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в подпункте «а», «б», «д» пункта 20 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения; решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации); соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя в том числе: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления.

В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения.

Согласно подпункту «и» пункта 20 этого же постановления судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

В силу пунктов 3, 5, 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ) решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Статьей 26 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации.

В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, это изъятие осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется. Местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с требованиями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации любое ограничение права (собственности, других вещных прав) на недвижимое имущество в обязательном порядке подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Закрепляя указанное требование, законодатель исходит из необходимости четкой фиксации наличия обременении в отношении указанных объектов гражданских прав.

В соответствии абзацем 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Материалами дела установлено.

По свидетельствам о регистрации права (л.д.9,10) ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером , располагающихся по адресу: <адрес>

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05 сентября 2013 года №1670-р, принятым в целях решения вопроса организации санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла и переселения с её территории граждан д. Алань и д. Мартыш, были приняты предложения Межведомственной комиссии по отселению указанных деревень с территории санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла; исполнительному комитету Тукаевского муниципального района предложено направить в некоммерческую организацию «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» списки зарегистрированных в д. Мартыщ граждан, а также списки граждан, имеющих на указанной территории недвижимое имущество. Некоммерческой организацией «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» предложено выступить оператором мероприятий по переселению граждан и выплате компенсаций, в том числе произвести выплату компенсаций собственникам зарегистрированного в установленном порядке недвижимого имущества на основании названных списков и результатов оценки РГУП БТИ МСАЖКХ Республики Татарстан.

Предприятиям Нижнекамского промышленного узла рекомендовано осуществить перечисление денежных средств на выполнение мероприятий по отселению граждан и выплате компенсации до ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16) следует, что вышеуказанное жилое помещение полностью подпадает в санитарно-защитную зону Нижнекамского промышленного узла.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) жилой дом, принадлежащий ответчику полностью находится в санитарно-защитной зоне Нижнекамского промышленного узла, в связи с чем признан непригодным для проживания.

В соответствии с постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18) и согласно перечню к этому постановлению (л.д.19) вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Из копии письма за подписью руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ в адрес ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), описи вложения в письмо от ДД.ММ.ГГГГ и списка внутренних почтовых отправлений (л.д.22 и оборот л.д. 22), следует, что ответчику направлено уведомление о признании его жилья непригодным для проживания.

Согласно уведомлению (л.д. 24) вышеуказанная почтовая корреспонденция получена Сихаевым С.К. ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд делает вывод об отсутствии решения уполномоченного органа об изъятии спорных объектов у ответчика, во всяком случае, такие сведения суду не представлены.

Доказательств направления и получения уведомления уполномоченного органа о принятом решении об изъятии земельного участка и жилого дома, а так же проекта соглашения суду также не представлено.

При таких данных суд приходит к тому выводу, что условия, предусмотренные Гражданским, Земельным и Жилищным законодательством Российской Федерации для изъятия жилого дома и земельного участка, а так же для понуждения заключить договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, принадлежащего ответчику не имеются.

Более того, исполнительный комитет не является органом, принявшим решение об изъятии жилого дома и земельного участка, следовательно, они не являются надлежащими истцами при разрешении настоящего спора.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска должно быть отказано.

Поскольку истец при подаче иска от уплаты госпошлины освобожден, в иске отказано, госпошлину необходимо отнести за счет средств бюджета.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска исполнительному комитету Тукаевского муниципального района РТ к Сихаеву ФИО11 и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о понуждении заключить договор купли-продажи и прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером и жилой дом с кадастровым номером располагающихся по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и (или) представления через Тукаевский районный суд РТ.

Судья:

2-327/2016 (2-1978/2015;) ~ М-1828/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исполнительный комитет Тукаевского района РТ
Ответчики
Некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ"
Сихаев С.К.
Суд
Тукаевский районный суд
Судья
Низамова Ж. М.
03.12.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2015[И] Передача материалов судье
03.12.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2016[И] Судебное заседание
02.02.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2016[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.09.2016[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.10.2016[И] Судебное заседание
02.11.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
19.04.2017[И] Дело оформлено
19.04.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее