Дело № 2-1208/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 октября 2017 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Кухтиной Н.В., с участием представителя истцов Патракеевой Ю.В., представителя ответчика Маркеловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Губаха гражданское дело по иску Патракеевой Юлии Владимировны, действующей в интересах А.Г.В., А.А.Г., к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
установил:
Патракеева Ю.В., действуя в интересах А.Г.В.., А.Г.В.. обратились в суд с иском к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, мотивируя тем, что истцы на основании служебного ордера с ДД.ММ.ГГГГ проживают и зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ служебный ордер был заменен на договор социального найма №. Указанная квартира приватизирована истцами по 1/2 доле каждому. Согласно заключению ВНИМИ от 27.01.2017 дом <адрес> расположен на горном отводе бывшей шахты «Ключевская» ОАО «Кизелуголь», общий процент износа дома составляет 70 %, дом находится в зоне опасного влияния горных работ бывшей шахты и подвержен опасным деформациям. При обращении в Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края истцами получен отказ во включении в список граждан, имеющих право на социальную выплату для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Другого жилья истцы не имеют. Поскольку на день принятия решения о ликвидации шахты «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» истцы проживали и были зарегистрированы в указанном жилом доме, то приобрели право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности с последующим предоставлением социальной выплаты для приобретения другого благоустроенного жилого помещения.
Истцы А.Г.В. и А.Г.В. в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на иске настаивали.
Представитель истцов по доверенности Патракеева Ю.В. в судебном заседании на иске настаивала.
Представитель Администрации городского округа «Город Губаха» Маркелова Н.С. в судебном заседании иском не признала.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
27.06.1996 вступил в действие Федеральный закон РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности».
В соответствии со статьей 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение указанного Федерального закона утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в число которых входят мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, включая снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила).
В силу пунктов 2, 3 и 5 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются Министерством энергетики Российской Федерации местным бюджетам шахтерских городов и поселков и направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Правил установлено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 № 976 в пункт 8 Правил внесены дополнения, устанавливающие исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, а именно 1) рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; 2) государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; 3) снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
В судебном заседании установлено следующее. Истцы А.Г.В. и А.Г.В. в настоящее время являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ занимали указанную квартиру на основании ордера, ДД.ММ.ГГГГ с ними заключен договор социального найма. Истцы с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрированы и проживают в названном жилом помещении, которое по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 27.01.2017 было подвержено вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская», в результате чего здание деформировано по величине более допустимых показателей и пришло в непригодное для проживания состояние по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Иного жилья А.Г.В. и А.Г.В. в собственности не имеют.
Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами:
корешком ордера от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Исполнительным комитетом Губахинского городского Совета народных депутатов А.Г.В. квартиры по адресу: <адрес>; в качестве члена семьи указана А.Г.В..;
договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Администрацией Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района Пермского края А.Г.В. в бессрочное владение и пользование квартиры по адресу: <адрес>; в качестве члена семьи указана А.Г.В..;
договором от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Администрация города Губахи безвозмездно передает, а А.Г.В. и А.Г.В. принимают в долевую собственность, по 1/2 доле в праве каждому, жилое помещение по адресу: г<адрес>;
выписками из ЕГРН от 03.08.2017, согласно которым А.Г.В. и А.Г.В. являются собственниками, по 1/2 доле в праве каждый, квартиры по адресу: <адрес>;
копией паспорта А.Г.В.., в котором указано, что она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>;
копией паспорта А.А.Г.., в котором указано, что он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>;
справкой ОАО «КРЦ-Прикамье» от 08.08.2017, согласно которой в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы А.А.Г.. и А.Г.В.
справкой Губахинского филиала ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 31.07.2017, согласно которой А.Г.В.. и А.А.Г. не участвовали в приватизации и имеют недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности на территории Пермского края;
выпиской из приказа ОАО «Кизелуголь» от 07.10.1996 № 155 согласно которой в соответствии с решением собрания акционеров от 04.10.1996 шахта «Ключевская» подлежит ликвидации;
заключением Уральского филиала АО «ВНИМИ» от 27.01.2017, согласно которому жилой дом <адрес>, 1954 года постройки, имеет общий процент износа 70%, был подвержен вредному влиянию подземных горных пород бывшей шахты «Ключевская» (№ 5), в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в непригодность для проживания по критериями безопасности в результате ведения горных работ;
ответом Администрации г. Губахи Пермского края от 21.08.2017 № СЭД-01-22-2-3345 на обращение А.Г.В.., из которого следует, что администрация не имеет возможности включить ее в список граждан на предоставление социальной выплаты;
письмом Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики Российской Федерации от 08.09.2017, из которого следует, что в ФГБУ «ГУРШ» имеются списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах «Центральная», «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» городского округа «Город Губаха» Пермского края непригодным для проживания по критериям безопасности, с 1996 года по настоящее время; А.А.Г. и А.Г.В. в вышеназванных списках не значатся.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из совокупности перечисленных выше норм законодательства следует, что Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом зашиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и принятых во их исполнение иных нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах.
Следовательно, для рассмотрения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: включение гражданина в список лиц, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, составленном на момент принятия решения о ликвидации шахты, а также признание жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии угольной промышленности именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Между тем, вопреки положениям статьи 56 истцами не представлено доказательств тому, что они были включены в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» на момент принятия решения о ликвидации шахты (на 07.10.1996), также как не представлено доказательств тому, что жилой дом <адрес> был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Представленное истцами заключение Уральского филиала «ВНИМИ» эти обстоятельства с очевидностью не подтверждает, поскольку в данном заключении содержатся выводы о непригодности дома для проживания по состоянию на 2017 год как с учетом процента физического износа здания 70%, так и с учетом деформаций под влиянием горных работ за весь срок его службы, то есть с 1954 года (год постройки). Фактически данным заключением подтверждается техническое состояние многоквартирного дома на момент изготовления указанного заключения, выводы которого основаны в значительной степени на процентном износе дома исходя из года возведения данного объекта жилого фонда, поскольку доказательств того, что повреждение конструктивных элементов здания вызвано именно осуществлением шахтных работ в горно-добывающей деятельности, в том числе на момент ликвидации шахты, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не выявлено.
Кроме того, в силу положений п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в редакции постановления Правительства РФ от 28.09.2016 № 976, перечень оснований для уточнения ранее составленных списков, является исчерпывающим. Таким образом, в силу действующего на момент разрешения спора законодательства, уточнение (корректировка) возможна только списков, составленных на день принятия решения о ликвидации шахты, и только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 8 Правил. Фактически названные Правила содержат только одно основание для включения новых лиц в качестве участников данной программы - внесение в списки новорожденных детей после включения в число участников их родителей. Как следует из материалов дела, ранее истцы не признавались участниками специализированной программы предоставления жилого помещения в связи с повреждением объекта их проживания в результате деятельности ликвидированной шахты, поэтому новых обстоятельств для включения их в число участников данной программы в данном случае не усматривается.
С учетом изложенного, законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поэтому Патракеевой Ю.В., действующей в интересах А.Г.В.. и А.А.Г. в удовлетворении иска к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края следует отказать в полном объеме.
При этом суд отмечает, что отказ А.Г.В.В. и А.Г.В. в иске не препятствует защите их жилищных прав на основе общих положений жилищного и гражданского законодательства по иным основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Патракеевой Юлии Владимировне, действующей в интересах А.Г.В., А.А.Г. в иске к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края об обязании включить в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на семью из двух человек для приобретения благоустроенного жилого помещения для их переселения, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 06 октября 2017 года.
Председательствующий: