Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-19716/2009-63/385-64 АП
25 августа 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 20.08.2009
Полный текст решения изготовлен 25.08.2009
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Погорелова И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю, г. Краснодар
к предпринимателю Кравцову Николаю Николаевичу, г. Кропоткин
о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании: от заявителя – Шульгина Е.С. (по доверенности от 20.05.2009 № 974-05)
У С Т А Н О В И Л :
Управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении предпринимателя Кравцова Н.Н. к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2 – 5).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в заседание не явилось, направив факсограммой ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 35).
Ходатайство заявлено в соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит удовлетворению.
Суд приступает к рассмотрению дела в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Установлено, что Кравцов Н.Н., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кропоткину (свидетельство серии 23 № 002508991), осуществляет перевозку пассажиров на автобусе «НЕОПЛАН 116» (гос. № С 096 НМ 93).
В ходе проведения внеплановой документарной проверки предпринимателя установлен факт осуществления им деятельности при отсутствии лицензионной карточки (л.д. 7), без проведения контроля состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности, без проведения повышения профессионального мастерства, при отсутствии планирования, регулирования и учёта рабочего времени и времени отдыха водителя, без организации работы по обеспечению эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии, без соблюдения установленного порядка ведения путевой документации.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 07/82-74а от 10.07.2009 и протоколе об административном правонарушении серии 23 № 001150 от 10.07.2009 (л.д. 13 – 19).
Усматривая в действиях предпринимателя событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена санкцией части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель просит суд привлечь его к административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, допущенные нарушения по существу признало, обязуясь их устранить (л.д. 13, 35).
Согласно части 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1. Кодекса, рассматриваются судьями арбитражных судов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суд, заслушав представителя заявителя, изучив основания заявленных требований, счел заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, а также программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства (части 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (части 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Статьёй 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ в целях медицинского обеспечения безопасности дорожного движения необходимо осуществлять проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Согласно статье 11 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ во время работы водитель автотранспортного средства должен иметь при себе дополнительно к документам, предусмотренным Правилами дорожного движения, путевой лист с отметками о прохождении ежедневного контроля технического состояния автомобиля и предрейсового медицинского осмотра водителя; лицензионную карточку.
В соответствии со статьёй 13.1 настоящего Закона перед выпуском на маршрут, а также по возвращении к месту стоянки проводится контроль технического и санитарного состояния транспортного средства, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, о которых делается отметка в путевом листе.
Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств производится перевозчиками (предприятиями, предпринимателями), имеющими соответствующий сертификат, квалифицированный персонал, необходимую производственно-техническую, кадровую и нормативно-методическую базу в порядке, установленном действующим законодательством.
Перевозчики, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение данных требований на основе договоров, заключенных с организациями, имеющими сертификат на проведение соответствующих работ и необходимую базу, определяемую нормативными правовыми актами администрации Краснодарского края.
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей проводится прошедшими специальное обучение и имеющими соответствующие сертификаты медицинскими работниками организации, предприятия либо учреждения здравоохранения, имеющего соответствующую лицензию, на основании заключенных договоров между организацией и учреждением здравоохранения.
Согласно части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в соответствии с частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно примечанию к статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Деятельность водителя, предоставляющего услуги по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией автомобиля, относящегося к источнику повышенной опасности. Не исполняя требования действующего законодательства в части организации перевозочного процесса, наличия путевой документации, содержания транспортного средства в технически исправном состоянии, проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может обеспечить безопасность пассажиров, что может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан.
Вышеуказанные требования, нарушенные лицом, привлекаемым к административной ответственности, являются обязательными к исполнению индивидуальными предпринимателями, осуществляющими лицензионную деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом; несоблюдение данных требований в полном объёме подтверждено материалами дела.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учётом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя Кравцова Н.Н. события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Принимая решение о сумме подлежащего взысканию штрафа, суд учитывает, что в деле отсутствуют доказательства привлечения лица ранее к ответственности за аналогичные правонарушения, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считает возможным наложить на Кравцова Н.Н. минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для предпринимателей, без конфискации.
Руководствуясь статьями 27, 29, частью 1 статьи 64, статьями 65, 71, частью 3 статьи 156, статьями 167 - 170, частями 5, 6 статьи 205, статьёй 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; статьёй 2.1., примечанием к статье 2.4.,частью 2 статьи 4.2., частью 2 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1., пунктом 1 части 1 статьи 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела в его отсутствие, удовлетворить.
Привлечь предпринимателя Кравцова Николая Николаевича, 04.12.1965 года рождения, урож. г. Кропоткина, проживающего по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Молодёжная, 29, ИНН 231300176065, к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 4 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в десятидневный срок со дня принятия решения.