Дело № 2 – 1005/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2016 г. г. Партизанск
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующий судья Сундюкова М.Ю.,
при секретаре Булавкиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова В. А., Мельниковой И. Б. к администрации Партизанского городского округа Приморского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Партизанского городского округа Приморского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в обоснование своих требований указали, что Мельников В. А. является нанимателем неблагоустроенной квартиры, общей площадью 33,9 кв.м, расположенной по адресу <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения №___ от <Дата>. В качестве членов семьи в договоре социального найма указаны: супруга - Мельникова И. Б., дочь - ФИО3. ФИО3 вступила в брак, снялась с регистрационного учета в данной квартире, проживает отдельно с супругом в другом жилом помещении. Из выписки из поквартирной карточки №___ от <Дата> следует, что Мельников В. А. зарегистрирован с <Дата> (первоначально с <Дата>), Мельникова И. Б. с <Дата>. Из технического паспорта от <Дата> на здание, жилой дом по адресу <адрес> следует, что площадь <адрес> составляет 33,7 кв.м. В соответствии с Актом обследования жилого помещения №___ от <Дата> и Заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №___ от <Дата>, <адрес> края не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, проведение восстановительных работ технически невозможно и экономически не целесообразно, так как техническое состояние всего жилого дома и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей. Учитывая указанные выше обстоятельства, они обратились в администрацию ПГО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как малоимущих граждан. Согласно ответа главы ПГО от <Дата> на имя Мельниковой И.Б. следует, что по результатам рассмотрения заявления на заседании городской общественной комиссии по жилищным вопросам <Дата> Мельникова И.Б. признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учет и включена в список «малоимущие», очередь на <Дата> №___ и в список «внеочередное обеспечение жилым помещением» №___. Ответчик не предоставляет другого жилого помещения взамен непригодного для проживания, не выполняет обязанность, установленную в силу прямого указания закона (ч.2 ст. 57 ЖК РФ). Истцы расценивают такое бездействие как отказ в предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен ветхого, непригодного для проживания, что нарушает право на жилище истцов, гарантированное статьей 40 Конституции РФ. Просят обязать администрацию Партизанского городского округа предоставить Мельникову В.А., Мельниковой И.Б., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, на состав семьи из двух человек, общей площадью не менее 33,70 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам предоставления, и расположенное на территории <адрес> края.
В судебном заседании представитель истца Мельниковой И.Б. – Щукин О.Н. поддержал заявленные требования, просит предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания, поскольку возможности приобрести жилье они не имеют, а то, в котором они проживают непригодно для проживания.
Истцы Мельникова И.Б. и Мельников В.А. в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом о дате судебного заседания.
Представитель ответчика Администрации Партизанского городского округа в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывая, что обязанность администрации ПГО предоставить истцам взамен непригодного благоустроенное жилое помещение по договору социального найма они не оспаривают, однако свободных жилых помещений не имеют, истец Мельникова И.Б. состоит на учете в качестве нуждающейся и в случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права других граждан, вставших на учет ранее.
Выслушав участников гражданского процесса, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, суд пришел к выводу о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно части 4 статьи 15 того же Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пунктом 7 которого установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в этом Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права доказательством непригодности жилого помещения для проживания может являться лишь заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.
Согласно п. 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Из анализа ст. 14, 15 Жилищного кодекса РФ, а также ст. 49, ст. 57, ч. 3 ст. 85, ст. 87 ЖК РФ следует, что обязанности и полномочия по предоставлению гражданам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если ранее занимаемые жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, признаны непригодными для проживания, возлагаются на органы местного самоуправления за счет муниципального жилищного фонда.
Как установлено в судебном заседании, Мельников В. А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от <Дата>, в котором в качестве членов семьи указаны жена Мельникова И.Б. и дочь ФИО3
Из выписки из поквартирной карточки №___ от <Дата> следует, что по <адрес> зарегистрированы: Мельников В.А. с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по настоящее время; ФИО8 с <Дата> по настоящее время.
Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 33,7 кв. м., что подтверждается техническим паспортом жилого дома от <Дата>.
Как следует из заключения межведомственной комиссии от <Дата> №___, <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, данное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания, так как выявленные факторы не могут обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Проведение восстановительных работ технически невозможно и экономически не целесообразно, так как техническое состояние всего жилого дома и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> котором зарегистрированы истцы, является непригодным для постоянного проживания, так как выявленные факторы не могут обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, что подтверждено заключением межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления судом того обстоятельства, что жилое помещение признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от <Дата> №___, которое не оспорено и незаконным не признано, у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Следовательно, предоставление жилого помещения Мельникову В.А., Мельниковой И.Б., обладающими в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, у истцов возникло право на предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ, а у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить им жилое помещение по договору социального найма.
Исходя из вышеизложенного, имеются правовые основания для предоставления истцам жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом требований статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает, что представленными истцом документами (справками БТИ и УФРС по состоянию на <Дата> год) подтверждается нуждаемость истцов в предоставлении им жилого помещения по договору социального найма, невозможность самостоятельно приобрести жилое помещение, право собственности у истцов на недвижимое имущество, расположенное на территории <адрес> не зарегистрировано, истцы не могут реализовать свое право на жилье путем приобретения жилья самостоятельно.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению, а именно, на Администрацию Партизанского городского округа надлежит возложить обязанность предоставить Мельникову В. А., Мельниковой И. Б. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33,70 кв. м. в <адрес> края по договору социального найма.
Наличие или отсутствие свободных жилых помещений на территории Партизанского городского округа не может ставиться в зависимость от необходимости обеспечения жильем истцов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельникова В. А., Мельниковой И. Б. к администрации Партизанского городского округа Приморского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Возложить на Администрацию Партизанского городского округа Приморского края обязанность предоставить Мельникову В. А., Мельниковой И. Б. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи из двух человек, общей площадью не менее 33,70 кв. м. в <адрес> края по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда.
Решение в окончательной форме принято 11 мая 2016 года.
Судья М.Ю. Сундюкова