Решение по делу № 33-927/2017 от 06.09.2017

Судья Семенова Л.Л. Дело № 33-927/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2017 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.,

судей Басангова Н.А. и Лиджиева С.В.,

при секретаре Мучкаевой Р.И.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Валетова Вячеслава Константиновича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия о признании незаконным решения комиссии и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты по апелляционной жалобе представителя ответчиков Федоренко С.И. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя ответчиков Федоренко С.И., истца Валетова В.К. и его представителя Ильжиринова В.И., судебная коллегия

установила:

Валетов В.К. обратился в суд с указанным иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия (далее – УФСИН России по РК).

В обоснование иска с учетом уточнений указал, до 15 октября 2014 года он служил в органах уголовно-исполнительной системы. В период прохождения службы 24 января 2014 года он обратился в УФСИН России по РК с рапортом и приложенными к нему документами о принятии его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Для решения вопроса о постановке его на соответствующий учет представленные документы направлены в комиссию ФСИН России. Решением комиссии ФСИН России от 27 апреля 2016 года ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием документов из ЕГРП по ранее имевшимся объектам недвижимого имущества, непредставлением сведений о наличии недвижимого имущества по всем территориальным органам Росреестра, в том числе на девичью фамилию супруги. Данный отказ считает незаконным, поскольку предоставление указанных документов не предусмотрено Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369. Все необходимые для постановки на учет документы им представлены в полном объеме. Просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 27 апреля 2016 года (протокол № ***), возложить на ФСИН России обязанность поставить его с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения со дня подачи заявления, то есть с 24 января 2014 года.

Истец Валетов В.К., его представитель Ильжиринов В.И. поддержали уточненные исковые требования.

Представитель ответчика УФСИН России по РК Орусов В.В. просил передать дело по подсудности по месту нахождения соответчика ФСИН России.

Представитель ответчика ФСИН России о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июля 2017 года исковые требования Валетова Вячеслава Константиновича удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России в части отказа в постановке Валетова Вячеслава Константиновича с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе вышеуказанной комиссии № *** от 27 апреля 2016 года. На комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России возложена обязанность поставить Валетова Вячеслава Константиновича с составом семьи четыре человека: супруга – ***, дочь – ***, сын – *** на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня подачи им заявления (рапорта) с 27 января 2014 года.

В апелляционной жалобе представитель ответчиков Федоренко С.И. просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 369, определен перечень документов, которые должны быть представлены сотрудником с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При подаче заявления истцом не представлены копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений. Непредставление истцом справки с ЕГРП на ранее имевшиеся объекты недвижимого имущества со всех территориальных органов Росреестра не позволило комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности заявителя жилым помещением.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Ильжиринов В.И. считает доводы жалобы необоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 ГПК РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, исследовав учетное дело на получение единовременной социальной выплаты Валетовым В.К., заслушав объяснения лиц, участвующих по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на них возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что при подаче заявления Валетовым В.К. представлен полный перечень документов, предусмотренных пунктом 5 Правил. Предоставление выписки из ЕГРП на ранее имевшиеся объекты недвижимого имущества, а также предоставление информации всеми территориальными органами Росреестра, в том числе на девичью фамилию супруги заявителя, не предусмотрено пунктом 5 Правил. Следовательно, вывод комиссии ФСИН России об отсутствии обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, не может быть признан правомерным.

С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют положениям материального закона и фактическим обстоятельствам дела.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ (в редакции на момент возникновения правоотношений) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

В силу части 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты), утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт «и» пункта 5 Правил).

Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. Приведенный в пункте 5 Правил перечень документов, необходимых для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, является исчерпывающим.

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу пункта 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Следовательно, обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, из взаимосвязи указанных норм, предоставление документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, а также возможности намеренного ухудшения им жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.

Как установлено судом и следует из материалов учетного дела № ***, Валетов В.К. до 15 октября 2014 года являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы России и находился в распоряжении *** УФСИН России по Республике Калмыкия. Выслуга лет по состоянию на 1 января 2014 года составляет в календарном исчислении 19 лет 03 месяца 27 дней (л. 45 учетного дела, л.д. 53).

24 января 2014 года Валетов В.К. обратился в подкомиссию УФСИН России по РК с заявлением (рапортом) о принятии его и членов его семьи (супруги ***, детей *** и ***) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 (л. 54-55 учетного дела, л.д. 48-49).

Приказом УФСИН России по Республике Калмыкия от 15 октября 2014 года № *** (с учетом изменений, внесенных приказом от 23 октября 2014 года № ***) Валетов В.К. уволен из уголовно-исполнительной системы по статье 58 п. «ж» (по болезни) (л.д. 41).

Решением комиссии ФСИН России от 27 апреля 2016 года (выписка из протокола № ***) Валетову В.К. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369.

Как видно из материалов учетного дела № ***, к заявлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Валетовым В.К. приложены, в том числе справки из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на него, супругу (***), сына (***) о том, что за ними права на объекты капитального строительства на территории Республики Калмыкия по состоянию до 1999 года не зарегистрированы; сведения из Управления Росреестра по Республике Калмыкия на него, супругу (***), сына (***), дочь (***) об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (л. 11-17 учетного дела, л.д. 74-82).

Таким образом, истцом представлены сведения об отсутствии объектов недвижимого имущества на 1999 год и далее до подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, то есть Валетовым В.К выполнены, в том числе и условия о предоставлении сведений об объектах недвижимого имуществав пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.

Представление информации со всех территориальных органов Россреестра, в том числе на девичью фамилию супруги заявителя, пунктом 5 Правил не предусмотрено. Более того, согласно данным учетного дела, брак Валетова В.К. с *** зарегистрирован 13 декабря 1991 года.

В связи с изложенным, доводы жалобы, а также ссылка на то, что Валетовым В.К. не представлены документы, позволившие бы комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод о необеспеченности заявителя жилым помещением, являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении заявленных требований Валетова В.К. является правильным.

Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части указания даты о возложении обязанности на комиссию ФСИН России поставить Валетова В.К. с составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня подачи им заявления (рапорта), указав дату «с 24 января 2014 года» вместо «с 27 января 2014 года», поскольку как видно из материалов учетного дела Валетов В.К. обратился с заявлением (рапортом) о постановке его на указанный учет 24 января 2014 года.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июля 2017 года в части указания даты о возложении обязанности поставить Валетова Вячеслава Константиновича с составом семьи четыре человека: супруга – ***, дочь – ***, сын – ***, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня подачи им заявления (рапорта) изменить, указав дату «с 24 января 2014 года» вместо «с 27 января 2014 года».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи Н.А. Басангов

С.В. Лиджиев

33-927/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Валетов В.К.
Ответчики
ФСИН России, УФСИН России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Пюрвеева Анна Аршаевна
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
21.09.2017Судебное заседание
27.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее