Дело ***
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
И***1
*** ***
Кировский районный суд *** в составе председательствующего судьи Исаковой К.В., при секретаре ***3,
при участии представителя ответчика ***4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах несовершеннолетнего ***2 к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
***, действующий в интересах несовершеннолетнего ***2, обратился в суд с иском к ГУ Свердловское региональное отделение ФСС РФ о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки установлено, что ***2, 2010 года рождения, являясь ребенком-инвалидом с установлением данной категории до ***, не обеспечен необходимыми техническими средствами для реабилитации инвалида, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно: подгузниками в количестве 126 шт. (по 3 шт. в сутки) за третий квартал 2015 года. В связи с указанным истец полагает, что ответчиком не исполнен индивидуальный план реабилитации ребенка-инвалида ***2, что является нарушением действующего законодательства о социальной защите инвалидов.
На основании изложенного прокурор просит обязать ответчика предоставить для ребенка-инвалида ***2 технические средства реабилитации – подгузники для детей в количестве 126 шт. за третий квартал 2015 года согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
*** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия прокурора.
Представитель ответчика ***4, действующая по доверенности *** от ***, исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва на иск и пояснила, что в филиале *** ГУ - СРО ФСС РФ ***2 состоит на учете на обеспечение техническими средствами реабилитации – подгузниками в количестве 3 шт. в сутки, с ***. Обеспечение данными средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации ребенка-инвалида от *** и *** на срок до ***. Согласно акту сдачи-приемки товара от ***, в 2015 году истец ***2 обеспечен подгузниками в количестве 150 шт. С заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации законный представитель истца к ответчику не обращался. В удовлетворении исковых требований просит отказать.
Представители третьих лиц Министерство финансов Российской Федерации и ГКОУ СО «Екатеринбургский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья ***» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения, причины неявки суду неизвестны, об отложении судебного заседания ходатайств не поступало.
В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав социальных прав граждан.
Федеральным законом от *** № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, инвалиды на основании п. 8 ст. 6.1 указанного Закона
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от *** N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов», регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11.1 указанного Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся, в том числе специальные средства для ухода.
В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** N 240, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Вместе с тем, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.
Таким образом, Фонд социального страхования РФ наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов техническими средствами реабилитации. На указанные цели Фонду социального страхования РФ выделяются средства из федерального бюджета, что подтверждается п.16 указанных Правил обеспечения.
Однако, в силу п. 4 Правил обеспечения заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от *** N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
В силу указанного, суд приходит к выводу, что ГУ Свердловское региональное отделение ФСС РФ является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, как самостоятельное юридическое лицо.
Судом установлено, что ***2, *** года рождения, является ребенком-инвалидом с установлением данной категории до ***.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида карта *** к акту освидетельствования *** от *** рекомендовано для реабилитационных мероприятий технические средства реабилитации, в том числе подгузники для детей весом от 7 до 18 кг. - 3 шт. в сутки.
Согласно уведомлению *** от ***, ***2 поставлен на учет в ГУ СРО ФСС РФ Филиал *** для получения технических средств реабилитации инвалида в виде подгузников для детей.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истцу была предоставлена только часть технических средств реабилитации от объема, установленного индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Так, за третий квартал 2015 года он должен был получить подгузников в количестве 276 шт., исходя из расчета по 3 шт. в сутки.
Однако, как следует из акта сдачи-приемки товара от ***, в 2015 году истец ***2 был обеспечен подгузниками только в количестве 150 шт.
В связи с чем, на момент вынесения решения истцу не предоставлены технические средства реабилитации за третий квартал 2015 года, с учетом даты постановки на учет, в виде подгузников в количестве 126 шт.
С учетом обстоятельств дела и требований закона, суд приходит к выводу, что ответчиком ГУ СРО ФСС РФ не исполнено возложенных на него законом обязанностей по обеспечению ***2 техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, в полном объеме, чем нарушено гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, поскольку право инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, не ставится в зависимость от каких-либо условий, включая размер и сроки финансирования из федерального бюджета, то исковые требования прокурора ***, действующего в интересах несовершеннолетнего ***2 к ГУ СРО ФСС РФ о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами для реабилитации ребенка-инвалида, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора *** в интересах несовершеннолетнего ***2 к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить ***2, *** года рождения, техническими средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида – подгузниками для детей в количестве 126 шт. за третий квартал 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд *** в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья К. В. Исакова