Решение по делу № 2-165/2018 ~ М-164/2018 от 13.09.2018

Дело № 2-165/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2018 года г. Красный Холм

Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:

Председательствующего судьи Соколовой Е.Е.

При секретаре Бадеевой А.В.

С участием заместителя прокурора Краснохолмского района Тверской области Сизовой О.Н.

Представителя истца администрации Краснохолмского района Тверской области Морева Е.А.    

представителя третьего лица ООО «Управдом» Азаренко А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования городское поселение г.Красный Холм, муниципального образования «Краснохолмский район» к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выполнению капитального ремонта на 2017-2019гг (в части) и обязании обеспечить проведение капитального ремонта,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования городское поселение г.Красный Холм, муниципального образования «Краснохолмский район» к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выполнению капитального ремонта на 2017-2019гг (в части) и обязании обеспечить проведение капитального ремонта. Свое исковое заявление мотивировал тем, что прокуратурой района на основании обращения №237ж-18 проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части проведения капитального ремонта на территории Краснохолмского района. В ходе проведения проверки установлено следующее: В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования. Согласно ст. 167 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам. Статьей 168 ЖК РФ установлено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Статьей 182 ЖК РФ определено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором. Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306-рп создана коммерческая организация - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - Фонд). Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена Постановлением правительства Тверской области от 24.12.2013 №690. В целях реализации региональной программы в 2017 Постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп утвержден соответствующий краткосрочный план. Указанный краткосрочный план (в части ремонтных работ на территории г. Красный Холм) до настоящего времени в полном объеме не исполнен. В частности, не осуществлен капитальный ремонт крыш многоквартирных домов, расположенных на территории г.Красный Холм: ул. Мясникова д. 36б, пер. Красный д. 2А. Согласно информации Фонда до настоящего времени ремонтные работы, а именно ремонт крыш в многоквартирных жилых домах, расположенных по вышеуказанным адресам, запланированные на 2017, не начаты. Собственниками помещений в многоквартирных домах г. Красный Холм за период с 01.07.2014 по 31.07.2018 собрано и перечислено в Фонд 9 884 234,89 рублей, что составляет 61,77 % взносов на капитальный ремонт, в том числе по ул. Мясникова д.Збб - 213 229. 76 рублей (т.е. 91, 46 %), по пер. Красный д.2а -165 145, 85 (т.е. 79,47 %). Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирных домов по иным основаниям. Также нарушаются права муниципального образования как собственника жилых помещений. Кроме того, в соответствии со ст. 16 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта. Такой Порядок утвержден Постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп «о порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 22.04.2014 №210 -пп» (далее - Порядок). Пунктом 5 Порядка муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной частью 2 статьи 17 Закона Тверской области №43-ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (п.7 Порядка). Таким образом, орган местного самоуправления наделен полномочиями в части организации проведения капитального ремонта на территории района. Разрабатывая и утверждая краткосрочный план капитального ремонта, включая в него конкретные многоквартирные дома, муниципальное образование принимает на себя определенные обязательства и несет ответственность за своевременное проведение капитального ремонта перед жильцами домов, ремонт общего имущества которых необходим в соответствии с критериями продолжительности эксплуатации, технического состояния объектов общего имущества. Администрация Краснохолмского района исполняет в полном объеме полномочия администрации городского поселения г. Красный Холм Краснохолмского района Тверской области, в части указанных полномочий администрация Краснохолмского района подотчетна Совету депутатов городского поселения г. Красный Холм Краснохолмского района Тверской области. В соответствии с п.6 ст. 7 Устава муниципального образования «Город Красный Холм» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение проживающих в городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Иски о восстановлении жилищных прав могут предъявляться в суд по месту жительства истца ( ч.6 ст.29 ГПК РФ). В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.ст. 22, 27 Федерального закона от 07.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении на территории г. Красный Холм краткосрочного плана капитального ремонта на 2017 год, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп (в части объектов запланированных к ремонту на 2017 год); обязать Фонд в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов расположенных по адресу: г. Красный Холм пер. Красный д.2А, г. Красный Холм ул. Мясникова д.366, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами.

В судебном заседании заместитель прокурора Краснохолмского района Тверской области Сизова О.Н. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель истца администрации Краснохолмского района Тверской области Морев Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в судебное заседание не явился, извещены должным образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, представили письменные возражения на исковые требования, согласно которым:

Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 г. № 690-пп утверждена «Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы» (далее - Региональная программа), в которую, в том числе включены многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные по адресу: Тверская область, г.Красный Холм, ул.Мясникова, д. 366, пер. Красный, д. 2А. Администрацией г.Красный Холм Краснохолмского района Тверской области, распоряжением 20.05.2014 г. № 51-ра «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора», в соответствии с ч.7 ст.170 Жилищного кодекса РФ, принято решение с формировании фонда капитального ремонта, указанного МКД на счете регионального оператора. Согласно ч.1 ст.170 Жилищного кодекса РФ, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст.191 Жилищного кодекса РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в МКД на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, образуют фон капитального ремонта. Согласно ч.1 ст.174 Жилищного кодекса РФ, средства фонда капитального
ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному
ремонту общего имущества в МКД, разработки проектной документации (в случае,
если подготовка проектной документации необходима в соответствии с
законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг л»
строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты
процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет
средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя
из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных ч.1 ст.166 Жилищного кодекса РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами. Согласно ч.7 ст.168 Жилищного кодекса РФ и ст.16 Закона Тверской области от 28.06.2013 г. № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», Региональная программа реализуется на основании утверждаемых Правительством Тверской области и органами местного самоуправления, в порядке установленным Правительством Тверской области, краткосрочных планов реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015г. №125-пп, утвержден «Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» (далее – Порядок). Согласно Раздела II Порядка, органами местного самоуправления формируются муниципальные краткосрочные планы на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД, принятых в соответствии со ст. 189 Жилищного кодекса РФ, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных: а) лицами, осуществляющими управление МКД или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами, в случае формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД (далее - фонд капитального ремонта) на специальном счете; б) Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - региональный оператор), в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом: а) первоочередности, установленной ч. 2 ст. 17 Закона Тверской области от 28.06.2013 г. №43-30; б) необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Тверской области от 22.04.2014 N 210-пп "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области"; в) минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Тверской области на соответствующий год; г) решений о предоставлении средств государственной поддержки, принятых в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 22.07.2014 №352-пп "Об утверждении Порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" и средств муниципальной поддержки (в случае, если указанные средства соответственно предусмотрены в областном бюджете Тверской области и в бюджетах муниципальных образований Тверской области); д) критериев для формирования краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Согласно п.15 Раздела областной исполнительный орган государственной власти Тверской области, осуществляющий функции по формированию краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области), на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, подготавливает региональный краткосрочный план. В соответствии с ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ, функциями регионального оператора, в том числе, являются: - осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; - финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. Согласно ст. 182 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта не счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других МКД, формирующих фонды капитальной: ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД обязан:

обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному/ ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным МКД, и представителей собственников помещений в МКД;    

-    нести ответственность перед собственниками помещений в МКД за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

Согласно ч. 6 ст. 182 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор перед собственниками помещений в МКД. формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

06.09.2018 года Фондом на электронной площадке объявлен аукцион № ПС-016/18 по подбору подрядных организаций на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области в который также вошли многоквартирные дома, расположенные по адресу: Тверская область, г. Красный Холм, ул. Мясникова, д. 366, пер. Красный, д. 2А. Победителем аукциона стала подрядная организация ООО «СтройАрсенал». В настоящее время идет процедура подписания договора подряда №ПС-015/18. Обращаем внимание, в перечень обязанностей Регионального оператора, регламентированный ст.1825 ЖК РФ не содержит обязанности контролировать выполнение краткосрочного плана. Фондом были проведены действия в рамках своих полномочий. Следовательно, требование о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении не территории Краснохолмского района Тверской области краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019гг. не обоснованно и удовлетворению не подлежит. Кроме того, требование обязать Фонд в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, обеспечить проведение капитального ремонта не подлежит удовлетворению ввиду невозможности исполнения данного требования. А именно, конкурсная процедура в соответствии с законодательством проводится в течение месяца, на наличие (отсутствие) заявок Фонд повлиять не может. Капитальный ремонт любого из видов работ занимает от 60-90 дней. Таким образом требование обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в течение двух месяцев» не может быть признано обоснованным. На основании вышеизложенного, просят в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ООО «Управдом» Азаренко А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Краснохолмского района поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явились, извещены должным образом, просят дело рассмотреть в их отсутствие, возражений не представили.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Пунктом 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Частью 1 статьи 168 ЖК РФ установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (ч. 1 ст. 166 ЖК РФ).

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (ч. 1 ст. 168 ЖК РФ).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч. 3 ст. 168 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъекта РФ, согласно ч. 7 ст. 168 ЖК РФ, обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).

Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области создан распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп. Основной целью работы Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

По выписке из ЕГРЮЛ Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области является действующим юридическим лицом.

Согласно уставу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области организация является юридическим лицом, целью его деятельности является осуществление деятельности, направленной на обеспечении организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования. Предметом деятельности фонда является среди прочих организация в соответствии с требованиями законодательства проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах Фонда. Фонд аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; ведет отдельно в отношении каждого собственника помещений в многоквартирном доме учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в т.ч. из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета.

Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 г. № 690-пп (ред. от 07.11.2017) утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы.

Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области усматривается, что заказчиком программы является Правительство Тверской области; целью программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, обеспечение планово-предупредительного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; задачами программы являются организация перспективного планирования капитального ремонта многоквартирных домов, проведение капитального ремонта всех многоквартирных домов на территории Тверской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, а также домов, в которых имеется менее чем три квартиры. Срок реализации программы: 2014-2043 годы.

Постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы» утвержден краткосрочный план реализации в 2017 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, в который включены работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в МО городское поселение город Красный Холм Тверской области: пер.Красный, д.2а (ремонт крыши); ул.Мясникова, д.36б (ремонт крыши).

Согласно п.6 ст.7 Устава муниципального образования «город Красный Холм» Краснохолмского района Тверской области к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории МО Город Красный Холм на 2017-2019 годы, утв. постановлением администрации городского поселения г.Красный Холм от 20.03.2017 г. № 23 запланирован ремонт ряда жилых многоквартирных домов, в том числе многоквартирных домов, расположенных по адресу ул.Мясникова д.36б, пер.Красный д.2А, проведение ремонта запланировано на 2017 год.

В рамках проверки, проведенной прокуратурой Краснохолмского района, установлено, что в двух многоквартирных домах, где запланирован капитальный ремонт в 2017 году, таковой не произведен до настоящего времени (в 2017 г. : г.Красный Холм, ул.Мясникова, д. 36б (ремонт крыши), пер.Красный, д.2А (ремонт крыши), что свидетельствует о бездействии ответчика, которое является незаконным и влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц (граждан), гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Доказательств обратного в деле нет.

Из ответа Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области от 17.08.2018 №5681/2018 на письмо администрации Краснохолмского района Тверской области от 27.07.2018 №2228 следует, что по многоквартирным домам, расположенным по адресам г.Красный Холм, ул.Мясникова, д.36б, пер.Красный, д.2А, подготавливается документация для проведения электронного аукциона на строительно-монтажные работы по ремонту плоской крыши. Проведение работ планируется во II квартале 2019г.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 12.04.2016 N 10-П, следует, что многоквартирные дома, в которых расположена значительная часть составляющих жилищный фонд жилых помещений, подвержены естественному износу, а потому надлежащее содержание таких домов предполагает в числе прочего непрерывный мониторинг их технического состояния, а также своевременное проведение необходимых работ по устранению неисправностей их конструктивных элементов.

Таким образом, действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), т.е. направлено на защиту конституционно значимых ценностей, что соответствует закрепленному в статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации предназначению социального государства и согласуется с предписаниями ее статей 17 (часть 3) и 40 (часть 2).

Обстоятельств, объективно препятствующих Фонду капитального ремонта исполнить обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в указанных в исковом заявлении домах, судом не установлено.

Доводы ответчика о том, что в запланированные сроки капитальный ремонт общего имущества не проведен в данных домах по вине подрядных организаций, не может быть принят во внимание, поскольку многоквартирные дома должны были быть отремонтирован еще в 2017 г., тогда как по данным, представленным ответчиком, 22 июня 2017 г. лишь стали проводиться работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества этого дома.

Установлено также, что согласно программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2017 г. должно быть отремонтировано в г.Красный Холм дома, в то время как лишь 22 июня 2017 г. между Фондом и ООО «Вектор» был заключен договор по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества этих домов. Из отзыва ответчика следует, что только 06.09.2018 Фондом на электронной площадке объявлен аукцион №пс-016/18 по подбору подрядных организаций на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных в г.Красный Холм, ул.Мясникова д.36б, пер.Красный д.2А. Победителем аукциона стала подрядная организация ООО «СтройАрсенал». В настоящее время идет процедура подписания договора подряда №ПС-015/18. Согласно Программе в 2017 г. данный ремонт общего имущества двух многоквартирных домов г.Красный Холм уже должен быть завершен.

Изложенное указывает на бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении на территории городского поселения г.Красный Холм краткосрочного плана капитального ремонта на 2017 г., которое суд признает незаконным.

В соответствии с ч. 6 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

При таких обстоятельствах иск надлежит удовлетворить.

Согласно положениям ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования городское поселение г.Красный Холм, муниципального образования «Краснохолмский район» к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выполнению капитального ремонта на 2017-2019гг (в части) и обязании обеспечить проведение капитального ремонта, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении на территории г.Красный Холм краткосрочного плана капитального ремонта на 2017 год, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп (в части объектов, запланированных к ремонту на 2017 год).

Обязать Фонд в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: г.Красный Холм, пер.Красный д.2А, г.Красный Холм, ул.Мясникова, д.36б, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25.10.2018.

Председательствующий подпись

2-165/2018 ~ М-164/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Краснохолмского района Тверской области
Администрация Краснохолмского района
Ответчики
Фонд Капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
ООО "Управдом"
Суд
Бежецкий городской суд
Судья
Соколова Е.Е.
13.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2018[И] Передача материалов судье
14.09.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2018[И] Судебное заседание
25.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее