Дело № 2 – 857/14
Решение
Именем Российской Федерации
17 апреля 2014 года г. Южно - Сахалинск
Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Князевой Д.А.,
при секретаре Пенязь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлениям Бега Ю.В., Бега Д.П., Шаталовой О.А., Соболевой Е.А., Шурановой Н.Ю., Кирилловой А.П., Кирилловой Ю.О., Безлюдко С.М. о признании незаконным и отмене решений Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно - Сахалинска об отказе в предоставлении земельных участков, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Бега Ю.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения государственного органа субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ею в Министерство имущественных и земельных отношений (далее – МИЗО) Сахалинской области было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта для блокированного индивидуального жилищного строительства, расположенного в г. Южно – Сахалинске, юго-западнее земельного участка с кадастровым номером № в СНТ «<данные изъяты>». Данному заявлению при регистрации был присвоен номер №
ДД.ММ.ГГГГ Министерство своим письмом № уведомило заявителя о невозможности предоставления испрашиваемой земли, по причине того, что данный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-2, градостроительным регламентом которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. По мнению заявителя, такой отказ является незаконным, поскольку градостроительный регламент зоны, в которой расположен испрашиваемый земельный участок допускает осуществление малоэтажной жилой застройки, в том числе, блокированных индивидуальных жилых домов.
В связи с этим, Бега Ю.В. в своем заявлении постановлены требования:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Одновременно Бега Д.П., Соболевой Е.А., Кирилловой А.П., Кирилловой Ю.О., Шурановой Н.Ю., Шаталовой О.А., Безлюдко С.М. были поданы аналогичные заявления:
1. Бега Д.П. об оспаривании и отмене:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
2. Бега Д.П. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
3. Кирилловой А.П. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
4. Кирилловой Ю.О. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
5. Кирилловой А.П. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
6. Шаталовой О.А. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
7. Соболевой Е.А. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
8. Шурановой Н.Ю. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
9. Бега Ю.В. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
10. Бега Ю.В. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
11. Бега Д.П. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
12. Бега Д.П. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
13. Бега Д.П. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
14. Бега Д.П. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
15. Бега Ю.В. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
16. Бега Ю.В. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
17. Бега Ю.В. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
18. Шурановой Н.Ю. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
19. Безлюдко С.М.. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
20. Соболевой Е.А. об оспаривании и отмене:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Определением суда рассмотрение указанных гражданских дел по заявлениям Бега Ю.П., Бега Д.П., Соболевой Е.А., Кирилловой А.П., Кирилловой Ю.О., Шурановой Н.Ю., Шаталовой О.А., Безлюдко С.М. было объединено в одно производство.
Заявители в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Их представитель Черкашин Р.В., заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель МИЗО Сахалинской области в судебное заседание явился, с требованиями Бега Ю.П., Бега Д.П., Соболевой Е.А., Кирилловой А.П., Кирилловой Ю.О., Шурановой Н.Ю., Шаталовой О.А., Безлюдко С.М. не согласен, пояснил, что наличие оспариваемых ответов, не нарушает прав гражданина, поскольку в ходе рассмотрения поступивших обращений было установлено, что испрашиваемые участки находятся в лесном фонде, в связи с чем, их распоряжение Министерством невозможно.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254, ст. 255, ч.1 ст. 258 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в МИЗО Сахалинской области были зарегистрированы заявления граждан о предоставлении в аренду земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта для блокированного индивидуального жилищного строительства:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
По результатам рассмотрения данных заявлений, МИЗО Сахалинской области:
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Соболевой Е.А.(заявки №), Безлюдко С.М. (заявка №), Бега Д.П. (заявки №) были направлены письма №, в которых заявителям сообщалось о невозможности предоставления испрашиваемых участков, с учетом их нахождения в зоне частично индивидуальной жилой застройки «Ж-3», частично на землях общего пользования, в зоне развития уличной сети. Часть земельного участка, расположенная в зоне «Ж-3» представлена узкой полосой, на которой размещение объектов капитального строительства не представляется возможным.
Основанием к подготовке и направлению данного письма явился ответ ДАГИЗ г. Южно – Сахалинска № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Министерства о предоставлении информации о возможности осуществления строительства на испрашиваемой земле.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес остальных заявителей были направлены письма, в которых гражданам сообщалось о невозможности предоставления испрашиваемых участков, с учетом нахождения испрашиваемых земельных участков в зоне многоэтажной застройки «Ж-2», градостроительным регламентом которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Давая оценку правомерности таких ответов, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 ст. 28 названного Кодекса, определено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В силу пункта 1 Распоряжения администрации Сахалинской области от 05.03.2008 № 137-ра «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск», Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе «Город Южно-Сахалинск».
На основании Постановления Губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 года № 28 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области», Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Таким образом, являясь уполномоченным органом, Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области обязано в своей деятельности руководствоваться вышеприведенными положениями земельного законодательства.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 15.11.2010 N 552 утвержден Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, в муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск" (в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта)".
Разделом 2 данного Порядка предусмотрено, что в целях получения земельного участка для строительства, а также в целях реализации иных прав, связанных с предоставлением земельного участка для строительства, граждане и юридические лица обращаются в адрес Министерства с заявлениями по формам N 1 - 8 к настоящему Порядку.
Для рассмотрения заявления необходимы следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность (для физического лица или представителя по доверенности);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), выданная не ранее чем за один месяц до обращения в Министерство;
- копия документа, подтверждающего полномочия заявителя действовать без доверенности от имени юридического лица (приказ, распоряжение о назначении руководителя);
- копия документа, подтверждающего полномочия заявителя действовать от имени юридического лица (доверенность для представителя юридического лица);
- копия доверенности, удостоверенной нотариусом (для представителя физического лица).
Дополнительно для рассмотрения заявления необходимы следующие документы в зависимости от содержания подаваемого заявления:
2.3.4. при подаче заявления о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта:
- схема примерного расположения испрашиваемого земельного участка;
- копия решения уполномоченного органа управления юридического лица о намерении приобрести земельный участок (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и учредительными документами юридического лица) - представляется при предоставлении земельного участка без торгов.
Как установлено судом, при подаче заявлений на предоставление земельных участков, приведенные выше требования заявителями были выполнены.
Вместе с тем, исходя из взаимосвязанных положений п. 5 ч. 1 ст. 1, ст. 28, ст. 30 ЗК РФ земельный участок, предоставляемый под строительство, должен быть свободен от прав третьих лиц.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Таким образом, МИЗО Сахалинской области не наделен компетенцией по распоряжению землями, отнесенными к лесному фонду, то есть, являющимися федеральной собственностью.
Факт нахождения спорных земельных участков в границах лесного фонда (квартал 59 Южно - Сахалинского участкового лесничества) подтвержден представленными в материалы дела картографическими и иными письменными материалами.
Границы лесничеств на территории Сахалинской области установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоза) от 09 декабря 2008 года N 308 "Об определении количества лесничеств на территории Сахалинской области и установлении их границ", а границы земельного участка лесного фонда, расположенного в квартале N 59 Южно - Сахалинского участкового лесничества Южно – Сахалинского лесничества, обозначены путем указания их в планово-картографических картах, на основании которых в силу требований статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации и Приказа Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" осуществляются внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.
В силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов физического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Учитывая, что в рассматриваемом случае, наличия таких условий установлено не было, поскольку само по себе наличие либо отсутствие оспариваемых писем не влияет на право гражданина на получение земли, находящейся в федеральной собственности и не подлежащей отчуждению Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области, требования заявителей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявления Бега Ю.В., Бега Д.П., Шаталовой О.А., Соболевой Е.А., Шурановой Н.Ю., Кирилловой А.П., Кирилловой Ю.О., Безлюдко С.М. о признании незаконным и отмене решений Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно - Сахалинска об отказе в предоставлении земельных участков, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Князева
Решение в окончательной форме принято 22 апреля 2014 года.
Председательствующий судья Д.А. Князева