Дело №2-2816/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Хаматьяновой Р.Ф.,
при секретаре Хубайбуллиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к Региональной общественной организации инвалидов Республики Башкортостан «Содействие» о признании прекратившей свою деятельность, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Региональная общественная организация инвалидов РБ «Содействие» (далее по тексту общественная организация) зарегистрировано на основании распоряжения Главного управления Федеральной регистрационной службы по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена Управлением Федеральной налоговой службы по РБ ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №, адрес (место нахождения): <адрес>.
Целями деятельности общественной организации являются:
1. защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
2. решение задач общественной интеграции инвалидов;
3. содействие формированию условий для полноценного развития личности и творческой инициативы и активности граждан (п.2.1 Устава).
В ходе проведения плановой документарной проверки установлено, что ряд положений Устава не соответствует действующему законодательству и требует приведения его в соответствие с ним.
На основании изложенного просит признать Региональную общественную организацию инвалидов Республики Башкортостан «Содействие» прекратившей свою деятельность и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Региональной общественной организации инвалидов Республики Башкортостан «Содействие» в суд не явился, извещен надлежащим образом. Об уважительности причин неявки в суд не сообщил, в связи с чем, суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности доказательства, имеющие юридическую силу, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Ликвидация общественного объединения является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрена статьей 61 Гражданского Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 147, на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации возложена функция принятия решения о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, иных некоммерческих организаций, а также функция контроля за ними.
Из представленных документов следует, что Региональная общественная организация инвалидов РБ «Содействие» (далее по тексту общественная организация) зарегистрирована на основании распоряжения Главного управления Федеральной регистрационной службы по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №№, запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена Управлением Федеральной налоговой службы по РБ ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №, адрес (место нахождения): <адрес>.
Целями деятельности общественной организации являются:
1. защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
2. решение задач общественной интеграции инвалидов;
3. содействие формированию условий для полноценного развития личности и творческой инициативы и активности граждан (п.2.1 Устава).
В ходе проведения плановой документарной проверки установлено следующее.
Согласно п.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.29 ФЗ от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы предусмотренные его уставом и иные учредительными документами.
В ходе правовой экспертизы Устава общественной организации установлено, что ряд положений не соответствует действующему законодательству и требует приведения его в соответствие с ним.
Так, в нарушение п.4 ст.3 ФЗ «О некоммерческих организациях» п.1.5 Устава не содержит требований о необходимости указания на печати полного наименования организации.
Согласно п.2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Пункт 3.1 Устава содержит право организации осуществлять предпринимательскую деятельность и указывает конкретные ее виды:
1) изучение общественного мнения;
2) оказание управленческих, консультационных и юридических услуг;
3) оказание услуг по бухгалтерскому учету и составлению отчетности;
4) предоставление услуг по найму рабочей силы и по подбору персонала;
5) выполнение функций заказчика-застройщика при строительстве жилья;
6) проведение чистки и уборки помещений и оборудования.
Пунктом 1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
В этой связи из п.3.1 Устава подлежит исключение право общественной организации осуществлять иную деятельность, не запрещенную действующим законодательством.
В соответствии с п.п.1.1 п.1 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях» иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в РФ, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами.
Однако, п.5.1 Устава не содержит оговорки о том, что членами организации могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в РФ.
В силу п.4 ст.29 ФЗ «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
В нарушение данного положения Федерального закона, п.6.3 Устава содержит указание на правомочность заседания общего собрания членов в случае, если количество присутствующих на собрании членов меньше половины членов организации, при условии, что имеются документы, подтверждающие своевременное направление приглашений всем членам организации.
В соответствии с п.3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации; определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
В нарушение указанного требования законодательства не отнесено к полномочиям общего собрания членов определение принципов формирования и использования ее имущества; избрание членов совета; председателя совета организации и досрочное прекращение их полномочий.
Согласно п.3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
Однако, Устав организации не указывает на необходимость принятия решений по вопросам исключительной компетенции общего собрания членов организации квалифицированным большинством.
Кроме того, общественная организация не исполняет обязанность, предусмотренную п.3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года №212, согласно которым некоммерческая организация обязана ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что организацией, в нарушение приведенных выше положений ФЗ «О некоммерческих организациях», не представлены сведения об изменении места нахождения организации. Указанные обстоятельства подтверждаются возвратом почтовой службой корреспонденции с указанием «адресат отсутствует». Также не представляются отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, за 2010-2012 годы.
Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих предоставление указанных выше отчетов, в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о совершении неоднократных, существенных и неустранимых нарушений Региональной общественной организации инвалидов Республики Башкортостан «Содействие», что влечет удовлетворении требований истца о признании прекращении юридическим лицом своей деятельности и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст., ст.194-198, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к Региональной общественной организации инвалидов Республики Башкортостан «Содействие» о признании прекратившей свою деятельность, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Признать Региональную общественную организацию инвалидов Республики Башкортостан «Содействие» прекратившей свою деятельность (ИНН №).
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц – юридическое лицо Региональную общественную организацию инвалидов Республики Башкортостан «Содействие».
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший решение, заявление об отмене настоящего решения в течение 7 дней со дня получения копии решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в месячный срок по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в месячный срок со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Р.Ф. Хаматьянова