Решение по делу № 3а-796/2019 ~ М-798/2019 от 10.10.2019

Дело № 3а-796/2019 11 ноября 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Шинаковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 11 ноября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Танасиенко О.Л. об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Танасиенко О.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым в размере его рыночной стоимости.

В обоснование исковых требований указала, что является собственником здания, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, приобретенного по договору купли-продажи муниципального имущества от 16 июля 2007 года . Как следует из выписки из ЕГРН, постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки недвижимости, кадастровая стоимость здания по состоянию на 01 июля 2012 года, внесенная в ЕГРН 22 ноября 2013 года, составила 2 982 128,75 руб. Величина кадастровой стоимости здания влияет на размер уплачиваемого административным истцом налога на имущество. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости здания магазина от 26 сентября 2019 года рыночная стоимость здания по состоянию на 01 июля 2012 года составляет 943 366 руб. Просит восстановить срок на обращение в суд с данным иском и определить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также взыскать государственную пошлину, уплаченную при подаче административного иска.

По определению суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования «Город Архангельск».

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала.

Административные ответчики, заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Управление Росреестра в письменном виде сообщило, что в 2012 году на территории Архангельской области впервые были проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства), выполненные на основании государственного контракта от 18 июня 2012 года № 37Д/2012, заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель). В результате выполнения данных работ исполнителем 11 октября 2012 года подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области по состоянию на 01 июля 2012 года. В соответствии со ст. 24.16 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» экспертизу отчета осуществляла саморегулируемая организация оценщиков – НП «Кадастр-оценка» (положительное экспертное заключение от 26 октября 2012 года), членами которой являются оценщики, осуществляющие определение кадастровой стоимости. Поскольку исполнителем работ было представлено положительное экспертное заключение от саморегулируемой организации оценщиков, у Росреестра отсутствовали основания не принять результат работ. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым составила 2 982 128,75 руб. Указанная стоимость содержится в ЕГРН с 22 ноября 2013 года. Ни Россреестр, ни Управление не определяли кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, не осуществляли сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, не осуществляли проверку результатов работ. Управление Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу. В соответствии с п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов. Управление результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым не утверждало, право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривает. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 № 20-П указана правовая позиция, согласно которой в удовлетворении требований административного истца о возмещении судебных расходов не может быть отказано в случае, если поводом для судебной защиты послужила ошибка при проведении массовой государственной кадастровой оценки, допущенная, в частности при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшая нарушение прав административного истца. Расхождения между значениями величин кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости с учетом разницы в методах их определения находятся в пределах допустимой погрешности. Понесенные административным истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия нарушения прав и законных интересов Танасиенко О.Л. со стороны административных ответчиков.

В отзыве на административный иск ФКП Росреестра указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку филиал Учреждения не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и не наделен функциями по государственной кадастровой оценке. Филиал Учреждения не принимал решение о проведении государственной кадастровой оценки, не составлял отчет об итогах государственной кадастровой оценки и никаким иным образом не принимал участия в проведении государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость здания с кадастровым , содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости в размере 2 982 128,75 руб., внесена на основании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области по состоянию на 01 июля 2012 года, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп. Согласно положениям п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов.

Из отзыва Правительства Архангельской области на административный иск следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым определена в результате работ по государственной кадастровой оценке зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Заказчиком указанных работ выступала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В 2012 году Росреестром было принято решение о проведении на территории Архангельской области работ по государственной кадастровой оценке данных объектов недвижимости и заключен государственный контракт от 18.06.2012 № 37Д/2012 с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». В соответствии с положениями ст.ст. 24.17, 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты государственной кадастровой оценки утверждены по состоянию на 01 июля 2012 года постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области». Кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 2 982 128,75 руб. При проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Правительство Архангельской области действовало в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.

Заслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

С настоящим административным исковым заявлением Танасиенко О.Л. обратилась в Архангельский областной суд 10 октября 2019 года, т.е. с нарушением установленного приведенными нормами права срока.

Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 22 ноября 2013 года.

Учитывая, что по истечении установленного законом периода (22 ноября 2018 года) в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает необходимым восстановить административному истцу срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Судом установлено, что Танасиенко О.Л. на праве собственности принадлежит здание магазина с кадастровым , назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей: 1, год завершения строительства и ввода в эксплуатацию: ДД.ММ.ГГГГ, адрес (местоположение): <адрес>.

Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области по состоянию на 01 июля 2012 года. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости составила 2 982 128,75 руб.

В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости здания магазина от 26 сентября 2019 года, составленному <данные изъяты>, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым по состоянию на 01 июля 2012 года составляет 943 366 рублей.

Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.

Административные ответчики, заинтересованное лицо не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется.

Таким образом, требование Танасиенко О.Л. об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Абзацем 5 п. 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Датой подачи настоящего иска является 10 октября 2019 года.

Следовательно, новая кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная данным решением, в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 403 НК РФ применяется с 01 января 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины для подачи физическим лицом административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости составляет 300 рублей.

Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ.

По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым была утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп по состоянию на 01 июля 2012 года в размере 2 982 128,75 рублей.

Данный размер кадастровой стоимости значительно превышает рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, что свидетельствует о допущенных при осуществлении государственной кадастровой оценке существенных нарушениях, и с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», наличии оснований для взыскания судебных расходов со стороны, против которой принят судебный акт.

Следовательно, взысканию с административного ответчика Правительства Архангельской области в пользу Танасиенко О.Л. подлежит государственная пошлина в возврат в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Танасиенко О.Л. об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 943 366 рублей по состоянию на 01 июля 2012 года.

Новая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым , установленная данным решением, применяется с 01 января 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с Правительства Архангельской области за счет средств казны Архангельской области в пользу Танасиенко О.Л. государственную пошлину в возврат в сумме 300 рублей.

Датой подачи административного иска считать 10 октября 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко

3а-796/2019 ~ М-798/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Танасиенко Ольга Леонидовна
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
Другие
Администрация муниципального образования «Город Архангельск»
Колтовой Борис Анатольевич
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рассошенко Наталья Павловна
10.10.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.10.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2019[Адм.] Судебное заседание
18.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2019[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.12.2019[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.01.2020[Адм.] Судебное заседание
29.01.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее