адм. дело № 2а-220/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 июня 2017 года г. Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., при секретаре Мышакиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области к администрации Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению действий по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости – места захоронения (кладбища) по адресу: <адрес>,
установил:
прокурор Суражского района Брянской области обратился в суд с указанным административным иском ДД.ММ.ГГГГ.
Из него следует, что прокуратурой Суражского района проведена проверка исполнения законодательства по содержанию мест захоронения на территории Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области. В ходе которой установлено, что на территории Овчинского сельского поселения расположено бесхозяйное место захоронения (общественное кладбище) по адресу: <адрес>. Данное место захоронения административным ответчиком в собственность не оформлялось, и каких-либо мер для его регистрации им не предпринималось. Законом Брянской области от 05.12.2014 года № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в том числе в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Отсутствие собственника указанного места захоронения (кладбища) влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, обеспечения санитарных условий в местах погребения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области принять меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>, на учет в Межмуниципальном отделе по Суражскому и Мглинскому району Управления Росреестра по Брянской области.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Суражского района Брянской области Цыганок И.В. изменил свои требования, просил признать незаконным бездействие администрации Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества – земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным по адресу: <адрес> и обязать администрацию Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области в течение одного года принять меры по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества – земельного участка под захоронением (кладбищем), расположенным по адресу: <адрес>.
Представитель административного ответчика – глава администрации Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области Черепков Н.Ф. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме и не возражал против их удовлетворения. Последствия признания административного иска, ему разъяснены и понятны. Дополнительно предоставил заключение кадастрового инженера ФИО4 ООО «БрянскГипроЗем» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок, занимаемый кладбищем в <адрес>, расположен в земельном участке с кадастровым № (<адрес> на землях лесного фонда.
Исследовав административное исковое заявление и материалы дела, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Судом установлено, что на территории Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области по адресу: <адрес>, имеется земельный участок объекта ритуального назначения (кладбище).
Из уведомления Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сведения о правообладателе на данный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. (л.д. 6)Согласно сообщению Овчинской сельской администрации Суражского района Брянской области, на территории Овчинского сельского поселения расположено общественное место погребения (кладбище) в <адрес>. (л.д.5) Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.Законом Брянской области № 80-З от 05 декабря 2014 года «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» предусмотрено, что за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.Объект недвижимого имущества – место захоронения (кладбище), расположенное в <адрес> ни за кем не закреплен и фактически никто должных мер по его содержанию не принимает, не обеспечивает сохранность данного объекта и подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области никаких мер по оформлению в муниципальную собственность недвижимого имущества не предпринималось, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.Отсутствие собственника указанного места захоронения (кладбища) влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, обеспечения санитарных условий в местах погребения и может привести к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц). В силу положений ч.ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. В соответствии с ч.1 ст. 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.При рассмотрении дела представителю административного ответчика были разъяснены последствия признания административных исковых требований. Его волеизъявление (признание иска) не противоречит закону, правам и интересам других лиц. С учетом этого признание иска представителем административного ответчика судом принимается.В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.Учитывая, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо оформить документы для регистрации указанного земельного участка объекта ритуального назначения (кладбища), суд считает необходимым возложить на администрацию Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области обязанность в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке на учет вышеуказанного места захоронения.Суд считает, указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,решил: административное исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области к администрации Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению действий по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества – земельного участка под объект ритуального назначения (кладбище), удовлетворить.
Признать бездействие администрации Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность земельного участка под объект ритуального назначения (кладбище), расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по оформлению в муниципальную собственность земельного участка под объект ритуального назначения (кладбище), расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с мотивировочной частью).
Председательствующий Зайцев С.Я.