Решение по делу № А76-32610/2009 от 16.11.2009

Арбитражный суд Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск         

16 ноября 2009 года                                        Дело №А76-32610/2009-8-153

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи С.Б. Полич,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
О.Е. Кулагиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска

к индивидуальному предпринимателю Григорьеву Дмитрию Александровичу, г. Челябинск,

о взыскании 386руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Челябинской области обратилось государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска (далее – ГУ УПФ РФ, Учреждение) с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя
Григорьева Д.А. (далее – предприниматель) финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 386руб. 00 коп. (л.д. 2).

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, просит рассмотреть дело без участия уполномоченного представителя (л.д. 41, 43). Ответчик отзыв на заявление не представил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123,
ч. 3 ст. 156 АПК РФ(л.д. 44).

Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и ответчика по правилам, определенным ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ.

Исследование фактических обстоятельств дела следующее.

На основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателейГригорьев Дмитрий Александрович, 30.08.1981 г.р., уроженец п. Береговой Каслинского района Челябинской области, проживающий по адресу: г. Челябинск, 11-й городок, в/ч 94045, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.11.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району
г. Челябинска за основным государственным регистрационным номером 307744832500010 (л.д. 38-40).

Учреждением проведена проверка своевременности предоставления предпринимателем сведений персонифицированного учета, о чем составлен акт камеральной проверкиб/н от 22.04.2009 (л.д. 5).

Сделав вывод о том, что предпринимателем не представлены в срок до 01.03.2009 сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год, а именно ведомость уплаты страховых взносов за расчётный период 2008 года (АДВ-11), ГУ УПФ вынесло решение от 26.05.2009 № 3001 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 386руб. 00 коп. (л.д. 8).

Решение направлено ответчику по почте (л.д. 9)и в добровольном порядке не исполнено, о чём свидетельствуют реестр поступления платежей от страхователя за периодс 01.01.2009 по 02.11.2009, в котором отсутствуют сведения о каких-либо операциях по лицевому счету (л.д. 42).

В связи с неисполнением ответчиком решения о привлечении к ответственности, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в размере 386 руб. 00 коп.

Арбитражный суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу нижеследующего.

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 185-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.

В силу ст. 5 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона
№ 160-ФЗ от 23.07.2009) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является пенсионный фонда Российской Федерации.

В соответствии с абз. 5 ст. 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона
№ 160-ФЗ от 23.07.2009) индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, являются физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, или застрахованными лицами.

На основании п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона
№ 160-ФЗ от 23.07.2009) страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по перечню, обозначенному в названной норме закона.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным п.2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона № 160-ФЗ от 23.07.2009) страхователь одни раз в год, но не позднее первого марта года, следующего за отчётным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Пунктом 5 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, к числу которых отнесены:

1) страховой номер индивидуального лицевого счёта;

2) фамилия, имя, отчество;

3) сумма уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы (застрахованных лиц), ежегодно до определённого срока представлять установленные п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ сведения не предусмотрена.

Вменённая в решении от 26.05.2009 и акте камеральной проверки от 22.04.2009 обязанность предпринимателю в установленный срок представлять ведомость по уплате страховых взносов, является необоснованной, поскольку действующее законодательство не относит ведомость к числу сведений, подлежащих представлению физическими лицами.

В соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из анализа ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ следует, что в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

В указанной статье дано определение понятия «страхователь», обязательным признаком которого является осуществление приема на работу по трудовому договору, а также заключение договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы

Следовательно, индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с данным Законом в том случае, если он состоит в трудовых отношениях в качестве работодателя либо в отношениях, основанных на договоре гражданско-правового характера, выплачивая при этом физическому лицу вознаграждение, на которое начисляются страховые взносы.

В настоящем деле эти обстоятельства ГУ УПФ РФ представленными в дело доказательствами не подтверждаются. Более того, согласно заявлению Учреждения, имеющемуся в материалах дела (л.д. 26), последнее не располагает сведениями о том, что ответчик осуществляет прием на работу по трудовым договорам, а также заключает договоры гражданско-правового характера, по которым начисляются страховые взносы; ответчик не является индивидуальным предпринимателем – работодателем.

Таким образом, у индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не имеющих работающих по трудовым договорам лиц, отсутствует обязанность ежегодно до первого марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная п. 5 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого учёта, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и иные сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком (в том числе, сроком до первого марта года, следующего за отчётным), за нарушение данной обязанности не может быть применена ответственность, установленная абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Предприниматель Григорьев Д.А.не является страхователям по смыслу, придаваемому этому понятию Федеральным законом № 27-ФЗ, соответственно основания для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в рассматриваемом деле отсутствуют.

Подобный подход сформулирован в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-7802/09 от 06.08.2009, № ВАС-10088/09 от 30.09.2009 по конкретным делам, и свидетельствует о соответствующей арбитражной практике подобной категории споров.

Кроме того, из ст. 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 167-ФЗ.

Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, поэтому подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки определен в
ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Из п. 5 указанной статьи следует, что если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 3 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены требования к содержанию акта налоговой проверки, в частности, в нем должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (п.8 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации).

При применении ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в соответствии с
п. 2 ст. 11 указанного закона сведений, истцу надлежало установить, является ли ответчик страхователем – осуществляющим прием на работу лиц по трудовому договору, а также заключившим договоры гражданско-правового характера.

Между тем, ни из акта проверки, ни из решения не усматривается, что истцом данные обстоятельства устанавливались и исследовались. Таким образом, решение о привлечение к ответственности принято истцом в отсутствие достаточных доказательств, позволяющих отнести ответчика к категории «страхователь» в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ, который является таковым в случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Поскольку решение о привлечении ответчика к ответственности принято в отсутствие достаточных доказательств, у заявителя не имелось правовых оснований для привлечения его к ответственности в соответствии с
абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ и, соответственно, взыскания штрафа в судебном порядке.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска следует отказать.

В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении требований, государственная пошлина относится на заявителя. Поскольку ГУ УПФ РФ как государственный орган в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина не подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, 169, 170Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе
г. Челябинска
отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд или в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Уральского округа путем подачи соответствующей жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                       С.Б. Полич

А76-32610/2009

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: В иске отказать полностью
Ответчики
Григорьев Дмитрий Александрович
Суд
АС Челябинской области
Судья
Полич Светлана Байрамовна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее