Дело № 12-66/2018
Решение
07.05.2018 года город Балаково
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Остапенко С.В.
при секретаре судебного заседания Науменко Д.А.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Иночкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя публичного акционерного общества "Балаковорезинотехника" Иночкиной И.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Волкова В.В. от 14.12.2017 года № 3-297/2017 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Волкова В.В. от 14.12.2017 года № 3-297/2017 публичное акционерное общество "Балаковорезинотехника" (далее ПАО «Балаковорезинотехника») привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Представитель ПАО "Балаковорезинотехника" Иночкина И.А. подала жалобу на указанное постановление, в которой указывает о своем несогласии с постановлением, просит о его отмене с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указала, что в ходе проведения плановой проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области было установлено, что ПАО "Балаковорезинотехника" не вносил квартальные авансовые платежи в 2017 году за негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, в соответствии с действующим законодательством между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области и ПАО "Балаковорезинотехника" была проведена сверка взаимозачетов в период с 01.04.2016 года по 31.12.2016 года, согласно которой за организацией имеется переплата за негативное воздействие на окружающую среду, по итогам авансовых платежей в 2016 году в размере 395509 рублей. С просьбой зачета переплаты в счет текущих платежей организация обращалась с письменными заявлениями в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области 12.04.2017 года и 30.11.2017 года. Таким образом, за ПАО "Балаковорезинотехника" имеется переплата за негативное воздействие на окружающую среду на момент проведения проверки, ПАО "Балаковорезинотехника" является добросовестным плательщиком, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предприятием представляются всегда в установленные законом сроки. В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ просит прекратить производство по делу ввиду отсутствие события административного правонарушения.
Иночкина И.А. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в жалобе. Просила ее удовлетворить, постановление о назначении административного наказания – отменить и прекратить производство по делу.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области Матвеева Ю.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. Указала на то, что несмотря на то, что декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предприятием были поданы в установленный срок, авансовые платежи произведены не были. Зачет излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду не мог быть произведен, поскольку Правила порядка зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в настоящее время разрабатываются Росприроднадзором. Наличие излишне уплаченных сумм не освобождает природопользователей от обязанности вносить авансовые платежи в соответствии с требованиями федерального законодательства в установленные сроки.
Изучив доводы жалобы и материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.02.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с частью 2 статьи 16.4 Федерального закона от 10.02.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Согласно части 3 указанной статьи плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно Письму Минприроды России от 04.03.2016 года № ВС-03-01-28/3728 "О рассмотрении обращения", в котором разъяснен порядок привлечения к админисративной ответственности за невнесение в установленные сроки квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, действие статьи 8.41 КоАП РФ распространяется не только на обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за год, но и авансовые квартальные платежи.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее Порядок). В настоящее время указанный Порядок разрабатывается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Виновность ПАО "Балаковорезинотехника" в совершении административного правонарушения подтверждается: декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 46-85), актом проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по Саратовской области от 28.11.2017 года № САР-19 (л.д. 31-43), служебной запиской от 27.11.2017 года (л.д. 86), протоколом об административном правонарушении № 3-297/2017 (л.д. 91-94).
Кроме того, представителем ПАО "Балаковорезинотехника" не оспаривается факт невнесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
Доводы представителя юридического лица, подавшего жалобу, о том, что на дату привлечения ПАО «Балаковорезинотехника» к административной ответственности имелась переплата, что исключает административную ответственность юридического лица, не принимаются судом по следующим основаниям.
Наличие переплаты в судебном заседании установлено. Однако доказательства зачета переплаченной суммы в счет авансовых платежей за конкретный период в материалах дела отсутствуют. Более того, из жалобы и объяснений представителя юридического лица следует, что на обращение ПАО «Балаковорезинотехника» от 12.04.2017 года (копия на л.д.23 и от 30.11.2017 года (копия на л.д.24), такой зачет произведен не был. Доказательства оспаривания отказа надзорного органа или его бездействия в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и результата его рассмотрения, в материалах административного дела отсутствуют. Таким образом, поскольку на дату вынесения оспариваемого постановления зачет переплаты в счет авансовых платежей и текущих платежей не произведен, в действиях юридического лица имелся состав вменённого ему правонарушения.
Все собранные по делу доказательства получили оценку в постановлении о привлечении лица к административной ответственности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, наказание назначено с учетом всех обстоятельств по делу, минимальное из предусмотренного санкцией статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для применения ст. 24.5 КоАП РФ не имеется, поскольку у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Волкова В.В. от 14.12.2017 года № 3-297/2017 о признании ПАО "Балаковорезинотехника" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей оставить без изменения, жалобу представителя ПАО "Балаковорезинотехника" – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
«Согласовано»
Судья Остапенко С.В.