№ 2-585/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Вешенская «10» июля 2015 года
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Романова С.А.,
с участием помощника прокурора Шолоховского района Ростовской области Потоцкой Ю.А.,
Главы администрации Калининского сельского поселения – Калмыкова П.П.,
при секретаре Разиньковой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шолоховского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калининского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области, третье лицо ООО «Волна» – «Об обязании установить защиту мест водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шолоховского района Ростовской области обратился в суд с настоящим исковым заявлением указав, что прокуратурой Шолоховского района в соответствии с заданием прокурора Ростовской области от 26.01.2015 № 7/2-48-2015 проведена проверка соблюдения водного и санитарно-эпидемиологического законодательства хозяйствующими субъектами, использующими подземные водные объекты с целью водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения. Проверкой установлено, что на территории Калининского сельского поселения находится артезианская скважина и башня Рожновского, общим объемом 16 кубических метров по адресу: <адрес> земельном участке, площадью 1800 метров. Оказание услуг населению и предприятиям Калининского сельского поселения по обеспечению питьевой и технической водой, а также приему сточных вод и их дальнейшей очистки, в том числе осуществляется ООО «Волна». В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Аналогичные гарантии установлены гражданам в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 г. № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.Данными Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм. В нарушение указанных требований закона администрацией Калининского сельского поселения не разработаны проекты зон санитарной охраны мест водозабора - скважины, в установленном порядке не получены санитарно- эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны, ограждение артезианской скважины не произведено. В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел судом. Согласно требованиям ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение исполнения обязанностей в натуре. Просил исковые требования удовлетворить, обязать администрацию Калининского сельского поселения Шолоховского района произвести ограждение артезианской скважины и башни Рожновского, общим объемом 16 кубических метров, расположенных по адресу: <адрес> 39 на земельном участке, площадью 1800 метров, установив срок для исполнения решения 3 месяца, с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Шолоховского района Потоцкая Ю.А. требования поддержала, просила удовлетворить, добавив, что 20.03.2015 прокуратурой Шолоховского района главе Калининского сельского поселения вносилось представление об устранении законодательства об охране вод, но до настоящего времени нарушения не устранены. Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов и ограждения артезианской скважины создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым. Бездействием ответчика существенно нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Глава администрации Калининского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области - Калмыков П.П. заявленные требования признал, добавив, что администрацией принимаются меры по устранению выявленных нарушений.
ООО «Волна» будучи уведомленным о дате и времени судебного заседания явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Шолоховского района в соответствии с заданием прокурора Ростовской области от 26.01.2015 № 7/2-48-2015 проведена проверка соблюдения водного и санитарно-эпидемиологического законодательства хозяйствующими субъектами, использующими подземные водные объекты с целью водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
На территории Калининского сельского поселения находится артезианская скважина и башня Рожновского, общим объемом 16 кубических метров по адресу: <адрес> на земельном участке, площадью 1800 метров. Оказание услуг населению и предприятиям Калининского сельского поселения по обеспечению питьевой и технической водой, а также приему сточных вод и их дальнейшей очистки, в том числе осуществляется ООО «Волна».
20.03.2015 года прокуратурой Шолоховского района главе Калининского сельского поселения вносилось представление об устранении законодательства об охране вод.
Согласно ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
Частью 2 статьи 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 18 Закона № 52-ФЗ проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
В соответствии с п. 1.4 Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Согласно п. 1.5 Правил, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В соответствии с п. 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 15 Федерального закона от 06.01.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░» – «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1800 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░