Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующей Шайдуллиной А.Х., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> Чувашской Республики о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным,
УСТАНОВИЛ :
ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии (далее - Управление) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, по тем мотивам, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии из-за недостаточности стажа. Управлением не включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности медицинской сестры амбулатории <данные изъяты>», нахождение в отпуске по беременности и родам; нахождения на курсах повышения квалификации. Полагая решение незаконным и подлежащим отмене, просила решение Управления признать незаконным и отменить его, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды работы: в должности медицинской сестры амбулатории <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; в должности патронажной медицинской сестры <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в календарном исчислении; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики ФИО6 иск не признал и просил отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо - <данные изъяты>», будучи надлежащим образом извещенное о дне и времени рассмотрения дела в суд своего представителя не направило, причины неявки суду не известны.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением и необходимыми документами о назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа.
По мнению суда, данное решение, является незаконным по следующим основаниям.
Статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
28 декабря 2013 года принят Федеральный закон № 400-«О страховых пенсиях», который вступил в законную силу с 01 января 2015 года. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Пунктом 20 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Истица просила включить в ее специальный стаж работы период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в календарном исчислении как 1 год работы за 1 год.
В соответствии ст.196 ТК РФ, работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку повышения квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.
Из справки № 996, выписок из приказов №, №, №, №, №, №, выданных БУ «<данные изъяты>» Минздравсоцразвития Чувашии следует, что действительно ФИО4 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя с сохранением заработной платы (л.д. 21-27).
Таким образом, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью ее трудовой деятельности. В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Из представленных расчетно-платежных ведомостей следует, что за время ее нахождения на курсах повышения квалификации, за ней сохранялась заработная плата и работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требование истицы о включении периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в календарном исчислении как 1 год работы за 1 год, подлежат удовлетворению.
Требование истицы о включении периодов работы в должности медицинской сестры амбулатории <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; в должности патронажной медицинской сестры амбулатории <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, суд считает обоснованной по следующим основаниям.
Из справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следует, что истица работала в должности медицинской сестры амбулатории <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в должности патронажной медицинской сестры амбулатории <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В указанные спорные периоды работы истицы действовали списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров от 06 сентября 1991 года № 464, согласно пункту 1 которого, право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности и Список 1999 года.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившим в законную силу с 01.11.1999 года и утратившим силу постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а период работы после указанной даты в соответствии со списком и правилами, утвержденными п.1 настоящего постановления.
В указанных списках от 22 сентября 1999 года в перечне должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения указана должность медицинская сестра, в наименовании учреждений «больницы».
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.04 № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В силу правовой позиции Конституционного суда, изложенной в данном постановлении, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до ведения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Исчисление стажа работы истицы возможно также применив нормы Постановления Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, которым были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п.2 Постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения» дает право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения, указанным в списке, один год работы в сельской местности исчисляется за один год и три месяца. С принятием правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года, регулирование данного вопроса изменилось.
Суд, исходя из закрепленного в ст. ст. 54, 55, 57 Конституции РФ принципа о том, что законы ухудшающие положение граждан обратной силы не имеют, считает, что периоды работы ФИО4 до ДД.ММ.ГГГГ в сельской местности подлежат исчислению год работы как один год и три месяца.
В перечне должностей этого списка предусмотрена должность медицинская сестра.
Требования истицы о включении в специальный стаж работы периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных документов следует, что ФИО4 предоставлены отпуска по беременности и родам в период работы в должности патронажной медицинской сестры <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в период работы в должности палатной медицинской сестры <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в период работы в должности медицинской сестры по массажу <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были вынесены изменения в Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с п.5 Правил начисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ», утвержденного Постановлением РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж включается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Требование истицы о применении льготы один год работы как один год и три месяца к периодам нахождения в отпусках по беременности и родам, суд считает обоснованным по вышеизложенным обстоятельствам. Вышеуказанные нормы закона, позволяющие включить периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком, не содержат каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях.
Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допустившего до 6 октября 1992 года возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.
В соответствии с п. 2 Постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения, указанным в Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) исчисляется за 1 год и 3 месяца.
Таким образом, периоды нахождения ФИО4, в отпуске по беременности и родам должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и зачитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.
Таким образом, суд, исследуя все обстоятельства дела, и с учетом включенных спорных периодов в стаж работы приходит к выводу, что на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 специальный стаж составлял более 25 лет.
В соответствии с пунктом 20 ст. 30 ФЗ № «О страховых пенсиях», предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО4 досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным и отменить.
Включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ФИО4 следующие периоды:
- период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в календарном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца
- период работы в должности медицинской сестры амбулатории <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;
- период работы в должности патронажной медицинской сестры <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;
- периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии назначить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения.
Судья: А.Х. Шайдуллина