Решение по делу № 2а-4517/2018 ~ М-4525/2018 от 18.09.2018

Дело № 2а-4517/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 2 ноября 2018 г.

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Ивановой Н.В., при секретаре судебного заседания Харченко Е.А., с участием представителя административного истца Чагина И.А., заинтересованного лица Кожиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» к УФССП России по Республике Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ГО «Город Йошкар-Ола» обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Республике Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному в рамках исполнительного производства , возбужденного судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований указано, что судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по РМЭ Лаубер Е.Л. вынесено указанное выше постановление о взыскании с администрации ГО «Город Йошкар-Ола» исполнительского сбора 50000 руб., поскольку администрацией не исполнено в установленный срок для добровольного исполнения (5 дней) решение суда о предоставлении жилья Кожиной А.А.

Административный истец просит освободить от уплаты исполнительского сбора, указывая на отсутствие в его действиях виновного неисполнения в установленный срок решения суда, поскольку администрацией были предприняты все зависящие от неё меры для надлежащего исполнения обязательства.

Судом на стадии подготовки к участию в деле в соответствии с ч. 6 ст. 41 КАС РФ привлечены в качестве административных соответчиков Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РМЭ, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл Лаубер Елена Леонидовна; в судебном заседании 10 октября 2018 г. протокольно к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Кожина А.А.

В судебное заседание административные соответчики – представители УФССП России по Республике Марий Эл, Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РМЭ, а также судебный пристав-исполнитель Лаубер Е.Л. не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

От судебного пристава-исполнителя Лаубер Е.Л. в материалах дела имеется заявление о рассмотрении административного дела без участия.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии административных ответчиков.

В судебном заседании представитель административного истца Чагин И.А. требования поддержал, дал пояснения аналогично изложенным в административном исковом заявлении, дополнении. Суду дополнил, что и до принятия судебного решения администрация в установленном порядке обращалась в Министерство образования и науки РМЭ с письмом о выделении дополнительного финансирования, необходимого для предоставление жилья детям-сиротам. Финансирование дополнительное выделено не было. В объемах выделенного финансирования, для соблюдения процедуры закупок администрация обязана проводить аукционы. Неоднократно подавались заявки на проведение электронных аукционов с целью приобретения квартир; неоднократно аукционы признавались несостоявшимися. Только ДД.ММ.ГГГГ между Управлением образования администрации ГО «<адрес>» и ООО «Север» был заключен муниципальный контракт на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом сроков, необходимых для оформления документации, администрация будет иметь возможность исполнить часть решения о предоставлении жилья детям-сиротам и лицам из числа детей сирот, к 20 декабря 2018 г.

В судебном заседании заинтересованное лицо Кожина А.А. в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом - исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Судом установлено, что решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 октября 2017 г. по гражданскому делу № 2-4228/2017 на администрацию ГО «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность предоставить Кожиной А.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства; определением от 15 марта 2018 г. предоставлена отсрочка исполнения решения – до сентября 2018 г.

Решение суда вступило в законную силу.

Кожиной А.А. исполнительный лист был предъявлен к исполнению, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство

После возбуждения исполнительного производства администрации ГО «Город Йошкар-Ола» как должнику срок для добровольного исполнения исполнительного документа был установлен – 5 дней.

В связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Лаубер Е.Л. вынесено постановление о взыскании с администрации ГО «Город Йошкар-Ола» исполнительского сбора в размере 50000 руб.

В соответствии с частью 6 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в установленном законом порядке обратиться в суд с заявлением об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с абз. 2 п. 75 лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П разъяснено, что сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Материалами дела подтверждается, что фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателям жилые помещения в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у администрации ГО «Город Йошкар-Ола» как органа исполнительной власти местного самоуправления отсутствовала.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), в том числе гарантии обеспечения жилыми помещениями (ст. 8), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Для исполнения исполнительных документов, выданных с целью исполнения, в том числе указанного выше судебного акта, администрацией ГО «Город Йошкар-Ола» в 2017 и 2018 г.г. предпринимались меры для получения финансового обеспечения, в адрес министерства образования и науки РМЭ направлялись письма о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма, подавались соответствующие списки.

В объемах выделенного финансирования административный истец предпринимает меры для исполнения решения суда, в том числе организованы аукционы для приобретения жилья, заключены муниципальные контракты.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» к УФССП России по Республике Марий Эл, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РМЭ, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл Лаубер Елене Леонидовне об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Освободить администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РМЭ в исполнительном производству

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Иванова

Мотивированное решение составлено 7 ноября 2018 г.

2а-4517/2018 ~ М-4525/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация ГО "Город Йошкар-ола"
Ответчики
Управление службы судебных приставов по республике Марий Эл
Судебный пристав-исполнитель УФССП по РМЭ Лаубер Елена Леонидовна
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РМЭ
Другие
Кожина Александра Алексеевна
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Иванова Надежда Васильевна
18.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2018[Адм.] Судебное заседание
30.10.2018[Адм.] Судебное заседание
02.11.2018[Адм.] Судебное заседание
07.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее