Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2016 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,
при секретаре Власовой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3560\16 по административному иску Кислова В. М. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области и Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании действий по кадастровому учету земельного участка,
Установил:
К. В.М. первоначально обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области об устранении нарушений ст.5 Закона о государственном кадастре недвижимости, ссылаясь на то, что решением Клинского городского суда от /дата/ по делу № Территориальный отдел по Клинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области обязан выдать ему кадастровый паспорт земельного участка № в /адрес/, собственником которого он является. /дата/ он обратился в Клинский отдел Управления Росреестра по /адрес/ с заявлением об исполнении закона, поскольку выдано два кадастровых паспорта на земельный участок по вышеуказанному адресу: на земельный участок с кадастровым № и №. Однако ответчик отказался устранить нарушение.
На основании ст.43 ч.1 КАС РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.
В судебном заседании К. В.М. поддержал первоначальные требования и, уточнив требования, просил обязать Управление Росреестра по Московской области исполнить решение Клинского городского суда от /дата/.
Представитель ответчика - Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по доверенности Русских С.П. административный иск не признал, пояснив, что кадастровой палатой решение Клинского городского суда от /дата/ по делу № 2-2349\09 исполнено, поскольку К. В.М. выдан кадастровый паспорт на земельный участок, с кадастровым №, расположенный по адресу: /адрес/. Вместе с тем, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым №, расположенным по тому же адресу: /адрес/. На момент постановки последнего земельного участка на кадастровый учет его собственником являлась Грачева В.А. Этот участок поставлен на кадастровом учет в границах, которые юыли установлены по результатам межевания в 2009г. В настоящее время собственником земельного участка с кадастровым № является Клочков А.А. Административному истцу необходимо уточнить местоположение земельного участка, который ему принадлежит. Земельные участки поставлены на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством. Права административного истца К. В.М. не нарушены.
Представитель ответчика- Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, извещен. Направил в суд письменные возражения относительно заявленных требований.
Суд, на основании ст.150 КАС РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика, явка которого не признана судом обязательной.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон административного спора, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными
Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 5, ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 1 ст. 1).
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16).
В силу п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включают адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 2 ст. 16).
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5 Закона).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы администрации Давыдковского сельского Совета Клинского района от /дата/. № К. В.М. отведен земельный участок № в /адрес/, площадью /данные изъяты/, для ведения личного подсобного хозяйства, с правом строительства жилого дома и хозяйственных построек.
/дата/г. Клинским Райкомземом Кислову В.М. выдано свидетельство РФ-№ № о праве собственности на земельный участок по адресу: /адрес/.
Постановлением главы Давыдковской сельской администрации Клинского района от /дата/ № № земельный участок № № в /адрес/ отведен для ведения ЛПХ с правом строительства жилого дома и хозпостроек Грачевой В.Н.
/дата/. Грачевой В.Н. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок МО-№
/дата/. сведения о земельном участке с кадастровым № внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем имеется запись №. В связи с чем Грачевой В.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок.
В 2009 г. по результатам межевания земельный участок по адресу: /адрес/, с кадастровым №, принадлежавший Грачевой В.Н., поставлен на кадастровый учет.
Решением Клинского городского суда от /дата/ по делу № суд обязал Территориальный отдел по Клинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области выдать К. В.М. кадастровый паспорт земельного участка № в /адрес/, собственником которого он является.
Из сообщения начальника Клинского отдела Управления Росреестра по Московской области от /дата/. № следует, что /дата/ К. В.М. выдан кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: /адрес/, который поставлен на кадастровый учет /дата/ как ранее учтенный.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010г. № П\93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», с 15.09.2010г. полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы в ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области ( в настоящее время- Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области».
Как указано в письменных возражениях по иску представителя Управления Росреестра по Московской области от /дата/., письменные обращения Кислова В.М. по вопросам нарушения при присвоении кадастровых номеров земельных участков в соответствии со ст.8 Федерального закона от 2.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлялись для рассмотрения в Клинский отдел Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.
При рассмотрении обращении К. В.М. от /дата/ в ответе от /дата/ исх.№ органом кадастрового учета указано, что основания для проведения испрашиваемой процедуры по снятию земельного участка с кадастровым №, отсутствуют.
Ответом от /дата/ исх.№ на обращение К. В.М. от /дата/ № Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» сообщил, что в реестре объектов недвижимости содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: /адрес/ Сведения об объекте недвижимости с кадастровым № содержатся в Реестре с архивным статусом.
В сообщении от /дата/ № Клинский отдел Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по /адрес/ на имя К. В.М. на его обращение от /дата/ исх.№,указал, что сведения о земельном участке с кадастровым № внесены в ГКН /дата/ со статусом «ранее учтенный» и с этого времени статус сведений в отношении данного земельного участка не изменялся.
Приняв указание кадастрового номера земельного участка ошибочным, полагая, что в ответе от /дата/ речь идет об участке с кадастровым №, как об архивном, К. В.М. основывает свои требования, в том числе на том, что, в действительности, кадастровой палатой ему было сообщено об архивировании данных о земельном участке.
Вместе с тем, как установлено судом, в ГКН имеются сведения об архивном земельном участке с кадастровым №, в связи с образованием из него земельного участка с кадастровым №, и снят с кадастрового учета в 2011г. Земельный участок с кадастровым № был расположен по адресу: /адрес/ являлся обособленным объектом и никакого отношения к спорным земельным участкам не имеет.
В настоящее время кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, принадлежащего на праве собственности административному истцу К. В.М., осуществлен в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый паспорт на земельный участок выдан на основании решения Клинского городского суда от /дата/ по делу №.
Требовании ст.5 ч.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» органом кадастрового учета и органом государственной регистрации соблюдены.
В то же время, в государственном кадастре недвижимости содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым №, в настоящее время принадлежащим Клочкову А.А., как о ранее учтенном и сформированном.
Указанное обстоятельство, по мнению суда, само по себе не нарушает прав и законных интересов административного истца, который вправе уточнить местоположение принадлежащего ему земельного участка, в том числе, и в судебном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный иск заявлен необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.175, ст.227 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска Кислова В. М. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области и Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании действий по кадастровому учету земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.
Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.