Судья Кубатова О.А. Дело № 33-7743
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе председательствующего Саломатиной Л.А.,
судей: Александровой М.В. Федоровой Л.Н.,
при секретаре Бурдюк И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Артема в защиту жителей улицы Тульской г. Артема на обеспечение права на благоприятную окружающую среду к Артемовскому муниципальному унитарному предприятию «Ритуал-Сервис» (АМУП «Ритуал-Сервис»), администрации Артемовского городского округа о прекращении захоронений, понуждении к действиям по апелляционному представлению прокурора г. Артема и апелляционной жалобе администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования прокурора удовлетворены, суд постановил: запретить Артемовскому муниципальному предприятию «Ритуал-Сервис» производить захоронение тел (останков) умерших на кладбище в районе Территориального управления «Угловое» в Артемовском городском округе на расстоянии не менее 500 метров от территории селитебной зоны улицы Тульской в г. Артеме; обязать администрацию Артемовского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об определении места размещения на земельном участке с определением границ такого земельного участка, захоронения тел (останков) умерших на кладбище в районе Территориального управления «Угловое» в Артемовском городском округе, на котором на расстоянии не менее 500 метров от территории селитебной зоны улицы Тульской в г. Артеме не должны производиться захоронения.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., прокурора Ровенко В.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя администрации Артемовского городского округа – Константинова К.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Артема обратился в суд в защиту жителей улицы Тульской г. Артема на обеспечение права на благоприятную окружающую среду с иском к АМУП «Ритуал-Сервис», администрации Артемовского городского округа о прекращении захоронений, понуждении к действиям, указав, что в ходе прокурорской проверки по коллективному обращению жителей домов по ул. Тульской пос. Угловое в г. Артеме о нарушении АМУП «Ритуал-Сервис» законодательства РФ при осуществлении захоронений умерших в районе жилых домов по ул. Тульской в г. Артеме установлено, что на кладбище в районе Территориального управления «Угловое» в г. Артеме вблизи жилых домов по ул. Тульской в г. Артеме в ДД.ММ.ГГГГ произведено захоронение на расстоянии около 70 метров от территории жилой застройки по ул. Тульской в г. Артеме, что является нарушением п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения; п. 7.1.12, п. 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю внесено предписание АМУП «Ритуал-сервис» о прекращении захоронения на расстоянии не менее 500 метров от территории селитебной зоны по ул. Тульской в г. Артеме. Из информации, предоставленной администрацией Артемовского ГО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в районе Территориального управления «Угловое» Артемовского ГО земельный участок для размещения места погребения не предоставлялся. По предписанию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ захоронения не производятся, кроме родственного захоронения в оградке, произведенного ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, Управлением Роспотребнадзора установлено, что вблизи жилых домов по ул. Тульской в г. Артеме в ДД.ММ.ГГГГ произведено захоронение на расстоянии около 70 метров от территории жилой застройки. Выделенная зона для размещения участков погребения расположена на расстоянии около 200 метров от первого жилого дома по ул. Тульской в г. Артеме.
Орган местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в нарушение п. 4 ст. 17 ФЗ «О погребении и похоронном деле», не решает вопросы по приостановлению или прекращению деятельности АМУП «Ритуал-Сервис» на месте погребения на кладбще в районе Территориального управления «Угловое» в Артемовском городском округе вблизи жилых домов по ул. Тульской в г. Артеме, не принимает мер по устранению допущенных нарушений АМУП «Ритуал-Сервис» в ДД.ММ.ГГГГ и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения на кладбище в районе Территориального управления «Угловое» в г. Артеме вблизи жилых домов по ул. Тульской в г. Артеме. АМУП «Ритуал-Сервис» не прекращает деятельность по осуществлению погребения умерших с нарушениями санитарных норм и правил. Прокурор просил запретить АМУП «Ритуал-Сервис» производить захоронение тел (останков) умерших на кладбище в районе Территориального управления «Угловое» в Артемовском ГО на расстоянии не менее 500 метров от территории селитебной зоны улицы Тульской в г. Артеме; обязать администрацию Артемовского ГО принять меры по прекращению деятельности на месте погребения на кладбище в районе Территориального управления «Угловое» в Артемовском ГО по захоронению тел (останков) умерших на расстоянии не менее 500 метров от территории селитебной зоны ул. Тульской в г. Артеме и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
В судебном заседании прокурор г. Артема подержал доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнил, что на протяжении нескольких лет АМУП «Ритуал-Сервис» производит захоронение на расстоянии менее 500 метров от жилых домов по ул. Тульской. В ДД.ММ.ГГГГ органу местного самоуправления было известно, что захоронение проводится на расстоянии менее 500 метров от жилых домов. Уточнил исковые требования к администрации Артемовского ГО. В обоснование уточнённых исковых требований пояснил, что в силу абзаца 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011 г.) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов.
Из информации, предоставленной администрацией Артемовского ГО от ДД.ММ.ГГГГ № 25-19/186 следует, что в районе Территориального управления «Угловое» Артемовского ГО земельный участок для размещения места погребения никому не предоставлялся. Вместе с тем, выбор земельного участка для размещения места погребения, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Орган местного самоуправления, закрепив место захоронение - участок земли с сооруженным на нем кладбищем для захоронения тел (останков) умерших за специализированной службой, фактически распорядился земельным участком, расположенным в Территориальном управлении «Угловое». При этом орган местного самоуправления не определил границы земельного участка в районе Территориального управления «Угловое» в Артемовском городском округе, на котором должны производиться захоронения тел (останков) умерших, в том числе с учетом соблюдения санитарных норм и правил размещения кладбища.
Прокурор просил запретить АМУП «Ритуал-Сервис» производить захоронение тел (останков) умерших на кладбище в районе Территориального управления «Угловое» в Артемовском ГО на расстоянии не менее 500 метров от территории селитебной зоны улицы Тульской в г. Артеме. Обязать администрацию Артемовского ГО в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об определении места размещения на земельном участке с определением границ такого земельного участка, захоронения тел (останков) умерших на кладбище в районе Территориального управления «Угловое» в Артемовском ГО, на котором на расстоянии не менее 500 метров от территории селитебной зоны улицы Тульской в г. Артеме не должны производиться захоронения.
Представитель ответчика АМУП «Ритуал-Сервис» с исковыми требованиями не согласен, пояснил, что требования прокурора были выполнены ДД.ММ.ГГГГ Вынесен приказ, который оглашён смотрителю кладбища, о том, что захоронения на расстоянии менее 500 метров от жилых домов не производить. После ДД.ММ.ГГГГ захоронения на расстоянии менее 500 метров от жилых домов не производятся. Земельный участок кладбища определялся только замерами смотрителя кладбища, работники кладбища и смотритель знают, где нельзя производить захоронение.
Представитель ответчика администрации Артемовского ГО не признал исковые требования, пояснил, что прокурором г. Артема не представлены доказательства обоснованности данных о площади места захоронения, и необходимости установления санитарно-защитной зоны согласно СанПиН 2.2.1X2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в размере 500 метров. У администрации АГО отсутствует нормативно установленная обязанность определять место размещения участка захоронения тел (останков) умерших в границах участков мест захоронений. Кладбище- это исторически сложившийся объект. Границы кладбища не определены. По заказу администрации АГО геодезистом МУП «ААПБ» составлен акт о натурном установлении границ земельного участка. Данный акт документом, запрещающим осуществлять захоронение, не является. Данный акт также не является актом органа местного самоуправления.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился прокурор г. Артема, подал апелляционное представление, в котором указал, что с вынесенным решением не может согласиться, поскольку судом при рассмотрении дела нарушены нормы процессуального права. В нарушение ч. 5 ст. 198 ГПК РФ судом не взысканы судебные расходы, от которых ответчики не освобождены.
Не согласившись с решением суда, администрация Артемовского городского округа подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как необоснованное, поскольку в настоящее время АМУП «Ритуал-Сервис» не ведет деятельность, при осуществлении которой нарушаются санитарные правила. Считает, что прокурором не представлены доказательства обоснованности данных о площади места захоронения, и, следовательно, необходимости установления санитарно-защитной зоны согласно СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в размере 500 метров. У администрации АГО отсутствует нормативно установленная обязанность определять место размещения участка захоронения тел (останков) умерших в границах участков мест захоронений.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и представления прокурора, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом.
Из материалов дела усматривается, что в прокуратуру г. Артема поступило коллективное обращение жителей домов по ул. Тульской п. Угловое о нарушении АМУП «Ритуал-Сервис» законодательства РФ при осуществлении захоронений умерших в районе жилых домов по ул. Тульской в г. Артеме.
Согласно акту проверки места захоронения п. Угловое г. Артем Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АМУП «Ритуал- Сервис» выявлены нарушения обязательных требований, а именно: выделенная зона для размещения участков погреоения расположена около 200 метров от первого жилого дома, расположенного по ул.Тульской, а также имеется захоронение (в феврале 2012 г.) на расстоянии 70 метров от жилого дома, что является нарушением п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п. 2.12, п. 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
В соответствии с п. 4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем. На основании п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до40 га относятся к II классу с санитарно-защитной зоной 500 м.
К вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а к полномочиям органов местного самоуправления по решению данных вопросов местного значения, в соответствии п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», относятся вопросы по приостановлению или прекращению деятельности на месте погребения, принятие мер по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения.
К компетенции администрации Артемовского ГО, в соответствии со ст. 34 Устава Артемовского ГО, относится организация решения вопросов местного значения городского округа в соответствии с решениями Думы, постановлениями и распоряжениями главы Артемовского ГО, постановлениями и распоряжениями администрации Артемовского городского округа.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 131, орган местного самоуправления может принять меры в виде принятия решения - муниципального правового акта по вопросам местного значения, а также по иным вопросам, отнесённым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Вывод суда об удовлетворении заявленных прокурором требований сделан правильно, поскольку установлено нарушение действующих санитарных норм и правил со стороны АМУП «Ритуал-Сервис», а орган местного самоуправления в лице администрации Артемовского городского округа не принимает меры по определению границы земельного участка, на котором должны производиться захоронения тел (останков) умерших.
Довод апелляционной жалобы администрации Артемовского ГО о том, что в настоящее время АМУП «Ритуал-Сервис» не ведет деятельность, при осуществлении которой нарушаются санитарные правила, не может повлечь отмену решения суда, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих указанное заявление, стороной в судебное заседание представлено не было.
Нарушений норм материального, процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным.
В тоже время АМУП «Ритуал-Сервис» не освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому при вынесении решения и удовлетворении исковых требований прокурора, суд должен был на основании ч. 5 ст. 198 ГПК РФ взыскать с данного ответчика государственную пошлину в сумме 200 руб. Поэтому доводы апелляционного представления прокурора в этой части являются обоснованными. Судебная коллегия полагает необходимым дополнить решение суда о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Артемовского городского округа – без удовлетворения.
Апелляционное представление прокурора г. Артема удовлетворить. Взыскать с АМУП «Ритуал-Сервис» в пользу Артемовского городского округа государственную пошлину в размере 200 рублей.
Председательствующий:
Судьи: