Дело № 2-3012(2)\2018 64RS0004-01-2018-003697-32
Решение
Именем Российской Федерации
11.12.2018 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Остапенко С.В.
при секретаре судебного заседания Науменко Д.А.,
с участием истца Лукашина А.М., представителя истца Кустикова В.В., представителя третьего лица Тетеркиной Е.Г., представителя третьего лица Мишиной Л.В., представителя ответчика Романовой О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Балаковского районного суда Саратовской области дело по иску Лукашина А.М. к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области об отмене решения, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить пенсию,
установил:
21.03.2018 года истец Лукашин А.М. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее Управление) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. В назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. Считая свои права нарушенными, Лукашин А.М. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил отменить решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе №201120/18 от 17.07.2018 года, в части исключения периодов работы с 01.03.1991 года по 30.06.1991 года, с 01.01.1992 года по 31.12.1993 года, с 01.01.1995 года по 31.12.1995 года в Поликлинике № 6 «Территориального поликлинического объединения № 1» в должности заведующего дневным стационаром; в части исключения из стажа Лукашина А.М., дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода нахождения на курсах повышения квалификации с 03.09.1990 года по 08.01.1991 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе включить в специальный стаж за выслугу лет, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды и назначить пенсию с первоначальной даты обращения с 21.03.2018 года.
В судебном заседании истец Лукашин А.М., представитель истца Кустиков В.В. поддержали заявленные требования.
Представители третьего лица Тетеркина Е.Г., Мишина Л.В. поддержали исковые требования Лукашина А.М.
Представитель ответчика Романова О.Н. в письменном отзыве и в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
21.03.2018 г. Лукашин А.М. обратился в УПФР в Балаковском районе Саратовской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Правом на пенсию согласно п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» пользуются лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах независимо от их возраста.
На момент обращения у Лукашина А.М. имеется: 26 лет 4 месяцев 11 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по нормам п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», исчисленной по Постановлению Правительства РФ от 29.01.2004 г. №2-П; 21 год 06 месяцев 10 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, исчисленной по нормам ч. 4 ст. 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Следовательно, необходимый стаж для назначения пенсии по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью - 30 лет, отсутствует.
Истцу отказано во включении в стаж лечебной деятельности периодов работы с 01.03.1991 года по 30.06.1991 года, с 01.01.1992 года по 31.12.1993 года, с 01.01.1995 года по 31.12.1995 года в поликлинике № 6 «Территориального поликлинического объединения № 1» в должности заведующего дневным стационаром.
Действующим законодательством закреплены определенные условия досрочного назначения пенсии врачам-руководителям учреждений, в том числе их структурных подразделений, а именно, в соответствии с разделом «наименование должностей» Списка № 781 от 29.10.2002 года правом на досрочную пенсию пользуются врачи-руководители руководителям учреждений, в том числе их структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность. Аналогичное условие – «осуществление врачебной деятельности» для врачей-руководителей установлено и в разделе «наименования должностей» Списка утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 поименованы врачи. Административная должность заведующего каким-либо структурным подразделением лечебного учреждения права на пенсию в соответствии с указанным Списком не дает.
Осуществление врачебной деятельности в оспариваемые периоды не подтвердилось в ходе проведенной УПФР документарной проверки.
Период нахождения на курсах повышения квалификации с 03.09.1990 года по 08.01.1991 года не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии указанных периодов не предусмотрено ни Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства 29.10.2002 г. № 781, ни в Правилах утвержденных 11.07.2002 г. № 516.
По мнению представителя ответчика, УПФР в Балаковском районе Саратовской области правомерно отказало Лукашину А.М. в досрочном назначении пенсии по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения (л.д. 73-74).
Заслушав в судебном заседании объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Обращение истца за назначением пенсии 21.03.2018 года подтверждается указанием на это обстоятельство в решении Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе №201120/18 от 17.07.2018 года, и не оспаривается ответчиком (л.д. 9-11).
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.201 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации.
Согласно Постановлению Конституционного суда от 29.01.2004 г. N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Таким образом, при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период до 01.11.1999 г. может быть применено Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, в период с 01.11.1999 по 11.11.2002 года - постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, после 11.11.2002 года - Постановление Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
К этой категории относились врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации 29.10.2002 г. издано Постановление N 781 об утверждении Списков работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
На основании Приказа Минздрава СССР от 11.10.1982 года №999 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек» должности заведующих отделениями (кабинетами) устанавливаются в зависимости от числа полагающихся должностей врачей (п.1.1.12 в разрезе врачей-специалистов), в частности в терапевтическом отделении: - при числе врачей-терапевтов всех наименований (включая терапевтов подростковых при отсутствии соответствующего отделения) 6,5-9,0 – вместо 0,5 должности врача: - при числе указанных должностей более 9,0 – сверх этих должностей. Согласно приложению 5 к приказу министра здравоохранения СССР от 31.07.1963 №395 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР» заведующий отделением освобождается от непосредственного ведения больных и дежурства при наличии в отделении 60 и более коек. В отделениях до 60 коек заведующий отделением выполняет работу по непосредственному ведению больных в объёме 50% нормы нагрузки врача-ординатора и участвует в обслуживании больных в больнице в вечернее и ночное время (дежурство врачей) в объёме норм, установленных для врачей-ординаторов.
Согласно записям в трудовой книжке истца (копия на л.д.49-51), копии справки № 156 от 10.08.2018 года (л.д. 12-14) в периоды с 01.03.1991 года по 30.06.1991 года, с 01.01.1992 года по 31.12.1993 года, с 01.01.1995 года по 31.12.1995 года он работал в Поликлинике № 6 «Территориального поликлинического объединения № 1» в должности заведующего дневным стационаром.
Согласно справке от 10.08.2018 года № 156 Лукашин А.М. работал в Поликлиники № 6 Территориального поликлинического объединения № 1 с 16.11.1990 года в должности врача дневного стационара; с 01.03.1991 года – в должности заведующего дневным стационаром; с 20.08.1993 года – в должности заведующего дневным стационаром – врача-терапевта; с 01.01.2000 года – в должности заведующего дневным стационаром – врача-терапевта; с 19.10.2001 года – в должности заведующего дневным стационаром – врача-терапевта; с 12.01.2012 года – в должности заведующего дневным стационаром – врача-терапевта; с 01.01.2014 года – в должности заведующего дневным стационаром – врача-терапевта в Поликлинике № 6 Территориального поликлинического объединения № 1 (л.д. 12-14).
Штатное расписание поликлиники №6 Территориального поликлинического объединения №1 на 1991 год предусматривало 1,5 ставки врача терапевта. Штатное расписание поликлиники №6 Территориального поликлинического отделения №1 на 1991 год предусматривало 1,5 ставки врача-терапевта. Штатное расписание поликлиники №6 Территориального поликлинического отделения №1 на 1992 год предусматривало 1 ставку зав.отделением-врача терапевта, 0,5 ставки врача терапевта, 0,5 ставки врача пульмонолога. Штатное расписание данного медицинского учреждения на 1993 год предусматривало 1 ставку зав.отделением- врача терапевта, 0,5 ставки врача терапевта, 0,5 ставки врача пульмонолога. Штатное расписание на 1995 год предусматривало 1 ставку зав.отделением, 2 ставки врачей.
Приказом №53 от 10.05.1990 года в поликлинике №6 ЦРП города Балаково открыто отделение дневного стационара на 10 коек с 10 мая 1990 года. Постановлением администрации города Балаково №46 от 21.01.1993 года в поликлинике №6 Территориального поликлинического объединения №1 открыт дневной стационар на 10 коек с 01.10.1993 года. Согласно приказу №28 от 31.03.1995 года в поликлинике №6 открыт дневной стационар на 8 коек.
В судебном заседании исследованы медицинские карты * (л.д. 82-117). Лечащим врачом указанных лиц был Лукашин А.М. в спорные периоды его работы. Выписки из медицинских карт приобщены к материалам дела.
Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств подтверждается факт выполнения Лукашиным А.М. в указанные периоды выполнял работы врача, связанной с лечебной деятельностью в режиме нормальной продолжительности рабочего времени на 1,0 ставку.
Следовательно, периоды работыс8-19), тной инструкции медицинской сестры (копия на л., характер её труда соответствовал для назначения льготной пенсии.и) и на Лукашина А.М. в поликлинике № 6 «Территориального поликлинического объединения № 1» с 01.03.1991 года по 30.06.1991 года, с 01.01.1992 года по 31.12.1993 года, с 01.01.1995 года по 31.12.1995 года в должности заведующего дневным стационаром подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию.
Период с 03.09.1990 года по 08.01.1991 года на курсах повышения квалификации не засчитан Пенсионным Фондом в стаж на соответствующих видах работ, так как включение этого периода в стаж, дающий право на досрочную пенсию, не предусмотрено ни Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства 29.10.2002 г. № 781, ни в Правилах утвержденных 11.07.2002 г. № 516.
Согласно копии справки № 156 от 10.08.2018 года на основании лицевых счетов за 1190 год, истец Лукашин А.М. находился в командировке с 03.09.1990 года по 08.01.1991 года на курсах повышения квалификации. Прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности.
В силу пункта 4 действующих в настоящее время «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иным нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Так, статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (с изменениями и дополнениями), установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций, и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании чего медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат.
В соответствие с абзацами 2, 4 и 5 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Повышение курсов квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя, и правом и обязанностью.
Доводы представителя ответчика о том, что периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж и учитываться при назначении льготной пенсии, судом не могут быть приняты как не основанные на законе.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, поэтому указанные периоды включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд считает, что поскольку на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем, это входило в его должностные обязанности, за ним сохранялась заработная плата, указанный период должен быть включен в специальный трудовой стаж.
Анализируя сведения, содержащиеся в представленных документах о периодах работы, включенных и не включенных в специальный стаж истца, суд пришел к выводу о том, что при включении в стаж спорных периодов у истца имеется достаточный стаж для назначения пенсии – более 30 лет.
При рассмотрении дела ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (чек-ордер на л.д. 3) на основании статьи 98 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить исковые требования Лукашина А.М.
Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе №201120/18 от 17.07.2018 года в части исключения периодов работы Лукашина А.М. с 01.03.1991 года по 30.06.1991 года, с 01.01.1992 года по 31.12.1993 года, с 01.01.1995 года по 31.12.1995 года в Поликлинике № 6 «Территориального поликлинического объединения № 1» в должности заведующего дневным стационаром; в части исключения из стажа Лукашина Александра Михайловича периода нахождения на курсах повышения квалификации с 03.09.1990 года по 08.01.1991 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области включить в стаж Лукашина А.М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Лукашина А.М. с 01.03.1991 года по 30.06.1991 года, с 01.01.1992 года по 31.12.1993 года, с 01.01.1995 года по 31.12.1995 года в Поликлинике № 6 «Территориального поликлинического объединения № 1» в должности заведующего дневным стационаром; период нахождения на курсах повышения квалификации с 03.09.1990 года по 08.01.1991 года и назначить Лукашину А.М. досрочную трудовую пенсию с даты подачи заявления с 21.03.2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области в пользу Лукашина А.М. государственную пошлину в размере 300 рублей.
В течение месяца со дня принятия решения на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Судья
«Согласовано»
Судья Остапенко С.В.