дело № 2-1025/2015
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ24 марта 2015 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Устиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нохрина Д. В. об оспаривании бездействия Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»,
У С Т А Н О В И Л :
Нохрин Д.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», выразившееся в нарушение срока дачи ответа по существу заявления Нохрина Д.В. «О проведении внеплановой выездной проверки» от <дата> и возложить на ГУ МО «Государственная жилищная инспекция» обязанность по привлечению к административной ответственности управляющую организацию ООО «РСУ-7», возложив на управляющую организацию обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений; по проведению проверки компетентности и должностных лиц, ответственных за принятие решений по указанному вопросу, предоставив заявителю ответ в сроки, установленные законодательством; по проведению проверки управляющей организации ООО «РСУ-7» на предмет соблюдения установленных п.п. 108, 109 Постановления Правительства № сроков проведения проверки по сообщению потребителя о нарушении качества коммунальной услуги (л.д. 2-5).
В ходе рассмотрения уточнял заявленные требования, с учетом окончательно сформулированных требований (л.д. 44-46), протокол судебного заседания - л.д. 54), просит признать незаконным бездействия Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», выразившееся в нарушение срока рассмотрения заявления Нохрина Д.В. «О проведении внеплановой выездной проверки» от <дата> и в нарушении сроков проведения проверки; а также в отсутствии проведения проверки соблюдения управляющей организацией ООО «РСУ-7» положений п. 108, п. 109 Постановления Правительства РФ от <дата> № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах»; и возложить обязанность на ГУ МО «Государственная жилищная инспекция» предоставить заявителю заверенную копию акта выездной проверки и провести повторную выездную проверку по фактам, изложенным в заявлении от <дата> года.
В обоснование заявления указал, что <дата> обратился в ГУ МО «Государственная жилищная инспекция» с указанным выше заявлением. По результатам обращения заявителя Госжилинспекцией была проведена выездная проверка. Однако, указанная проверка была проведена с нарушением сроков - спустя более одного месяца, а ответ на обращение был дан <дата> также с нарушением сроков. Проверка проведена не в полном объеме. (л.д. 44-45).
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «РСУ-7».
В судебном заседании Нохрин Д.В. заявление поддержал, просил его удовлетворить. Суду пояснил, что бездействие Госжилинспекции выразилось в нарушении сроков рассмотрения обращения заявителя, в нарушении сроков проведения проверки, в непредставлении заверенной копии акта проверки, в отсутствии проведении проверки по п. «б» его обращения. Также указал, что вопрос о нарушении управляющей организацией ООО «РСУ-7» сроков проведения проверки по сообщению потребителя о нарушении качества коммунальной услуги, установленных п. 108, 109 Постановления Правительства № 354, Госжилинспекцией не рассмотрен, что также, по мнению заявителя, является бездействием заинтересованного лица.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» по доверенности Горева О.Ю. возражала удовлетворению заявления, суду пояснила, что бездействие отсутствует, поскольку ответ на обращение Нохрина Д.В. был дан заявителю в полном объеме. Проверка по горячему водоснабжению была проведена Госжилинспекцией и Нохрин Д.В. был ознакомлен с актом проверки. По вопросу выдачи заверенной копии акта проверки заявитель в Госжилинспекцию не обращался.
Представитель УК ООО «РСУ-7» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался (л.д. 70).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материала дела, находит заявление Нохрина Д.В. подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении данной жалобы судом проверяется законность действия судебного пристава-исполнителя в рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что, исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
<дата> Нохриным Д.В. подано в Госжилинспекцию заявление о проведении внеплановой выездной проверки с целью: а) проведения замеров температуры горячей воды и составления соответствующего акта; б) обязания УК ООО «РСУ-7» предоставить запрашиваемые ранее документы и данные, необходимые для расчетов стоимости горячей воды и отопления, а также дать ответы по существу заданных вопросов в предыдущих жалобах и заявлениях (л.д. 6-7, 61-62). Указанное заявление получено заинтересованным лицом в день обращения заявителя, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 59-ФЗ) предусмотрено, что указанным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В силу ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ 1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии с п. 19 Постановления Правительства Московской области от 02.07.2013 года № 485/27 «Об утверждении порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и положения о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция» Организация и проведение плановых, внеплановых, документарных, выездных проверок, оформление результатов проверок и принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных должностными лицами при проведении проверок, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьями 9-17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ).
Нормами Федерального закона № 294-ФЗ не установлены сроки начала проведения внеплановой выездной проверки. Положениями данного Федерального закона установлены сроки проведения внеплановой выездной проверки, которые в силу ст. 13 указанного закона не могут превышать двадцать рабочих дней.
При таких обстоятельствах, заинтересованное лицо при проверке обращения заявителя и назначении даты проведения внеплановой выездной проверки должно было руководствоваться в том числе и требованиями Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Указанное выше заявление Госжилинспекцией в установленный законом срок рассмотрено не было, ответ в установленный срок заявителю дан также не былл. Доказательств обратного заинтересованным лицом представлено не было.
Ответ на обращение заявителя был дан <дата> - с нарушением сроков, предусмотренных действующим законодательством.
Выездная проверка была проведена также с нарушением установленных Федеральным законом № 59-ФЗ сроков.
В данном случае имело место бездействие Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», выразившееся в нарушении сроков рассмотрения обращения заявителя и сроков проведения проверки.
Требования Нохрина Д.В. о возложении на заинтересованное лицо обязанности по предоставлению заявителю заверенной копии акта выездной проверки удовлетворению не подлежат.
В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Из представленного в материалы дела акта выездной проверки (л.д. 23-25) следует, что Нохрин Д.В. был ознакомлен с актом проверки в день ее проведения. Ссылка в акте на необходимость вручения заявителю его заверенной копии отсутствует.
Указанной выше нормой права обязанность по вручению копии акта проверки лицу, заявление которого послужило основанием к вынесению распоряжения о проведении проверки, не предусмотрена.
Кроме того, суд учитывает, что с заявлением о выдаче заверенной копии акта Нохрин Д.В. в Госжилинспекцию не обращался. Доказательств обратного заявителем в материалы дела представлено не было.
Довод заявителя о том, что Госжилинспекцией не была проведена выездная проверка по п. «б» его заявления от <дата> года, суд находит несостоятельным.
В силу ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с п. 12.2 Положения «О Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция» Госжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением; учету жилищного фонда; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; созданию и деятельности советов многоквартирных домов; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; формированию фондов капитального ремонта; других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Госжилинспекция не наделена полномочиями по проверке дачи ответов юридическими лицами на обращения граждан, в связи с чем требование заявителя о возложении на Госжилинспекцию обязанности по проведению внеплановой выездной проверки УК ООО «РСУ-7» с целью обязания УК ООО «РСУ-7» предоставить заявителю запрашиваемые ранее документы и данные, необходимые для расчетов стоимости горячей воды и отопления, а также с целью обязания управляющей организации дать ответы по существу заданных заявителем вопросов в предыдущих жалобах и заявлениях, удовлетворению не подлежит.
Кроме того, совершение Госжилинспекцией действий по проведению внеплановой выездной проверки по данному пункту заявления, будет противоречить требованиям Федерального закона № 294-ФЗ.
Также не подлежит удовлетворению требование заявителя о возложении на Госжилинспекцию обязанности по проведению выездной проверки соблюдения управляющей организацией ООО «РСУ-7» положений п. 108, п. 109 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».
Пунктами 108 указанного Постановления Правительства РФ предусмотрены действия аварийно-диспетчерской службы управляющей организации в случае, когда данной службе не известны причины нарушения качества коммунальной услуги.
Пунктом 109 Постановления предусмотрены действия по составлению акта, принимаемого поле проведения проверки качества коммунальной услуги.
Однако, из приложенных заявителем к обращению от <дата> заявлений в УК ООО «РСУ-7» и ответов указанной организации не следует, что заявитель обращался в управляющую организацию по вопросу качества предоставляемой услуги (л.д. 61-69).
Из приложенных заявителем к обращению от <дата> заявлений и ответов УК ООО «РСУ-7» следует, что заявитель обращался по вопросу начислений оплаты за различные жилищно-коммунальные услуги, а также по вопросу предоставления документов, не связанных с качеством предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, с требованием о проведении выездной проверки соблюдения управляющей организацией ООО «РСУ-7» положений п. 108, п. 109 Постановления Правительства РФ от <дата> № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» Нохрин Д.В. в Госжилинспекцию не обращался, в связи с чем у Госжилинспекции отсутствует обязанность по проведению указанной проверки.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод Нохрина С.Д. и необходимости в связи с этим возложения на Госжилинспекцию Московской области обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления в части возложения обязанности на должностное лицо Госжилинспекции по устранению нарушений прав заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Нохрина Д. В. об оспаривании бездействия Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», выразившееся в нарушении сроков рассмотрения обращения Нохрина Д. В. от <дата> о проведении внеплановой выездной проверки управляющей организации ООО «РСУ- 7» и в нарушении сроков проведения проверки.
Заявление Нохрина Д. В. о признании незаконным бездействия Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», выразившееся в отсутствии проведения внеплановой выездной проверки соблюдения управляющей организацией ООО «РСУ-7» положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», возложении обязанности на Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» по предоставлению заявителю заверенной копии акта внеплановой выездной проверки и проведению повторной выездной проверки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.
Судья: