РЕШЕНИЕ Дело №2-393/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2017 года п. Целина Ростовской области

Целинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Скороварова И.А.,

с участием прокурора Целинского района Ростовской области Толкачёва А.А.,

при секретаре Киселевой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лопанского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку ТБО и провести рекультивацию почвы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Лопанского сельского поселения Целинского района Ростовской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку ТБО и провести рекультивацию почвы, указав в исковом заявлении, что прокуратурой Целинского района во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 12.09.2016 №07-08/51-2016 проведена проверка исполнения требований действующею законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и земельного законодательства Российской Федерации при распоряжении земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися на территории сельских поселений Целинского района, в ходе которой установлено, что в 4 км восточнее с. Лопанка, в непосредственной близости от пруда «Плотина» и рыбацкого домика ООО «Колос», напротив земельного участка с кадастровым номером 61:40:0600016:1667, на земельном участке, предназначенном для ведения сельскохозяйственной деятельности, в нарушение требований ст. 78 ЗК РФ, ст. 51 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем, действует несанкционированная свалка ТБО, площадью захламления около 1,5 га. Указанная свалка не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 № 16. Кроме этого, свалка не является площадкой для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечает требованиям п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80. Захламление отходами указанного земельного участка, осуществляют неустановленные лица, в этой связи определить собственника данных отходов не представляется возможным. Факт наличия свалки и ее несанкционированный характер на протяжении длительного времени свидетельствует о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. В нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией Лопанского сельского поселения в отношении земель сельскохозяйственного назначения установлен недопустимый вид разрешенного использования - «для размещения свалки». Использование данного земельного участка в качестве полигона хранения ТБО осуществляется без достаточных на то правовых оснований, в нарушении требований действующего законодательства. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. На Администрацию Лопанского сельского поселения возложены обязательства по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 61:40:0600015:3281 после прекращения его использования. Несмотря на то, что законодательством точные сроки проведения рекультивационных работ не определены, по смыслу его положений, восстановительные работы должны быть начаты сразу после окончания использования земельных участков для складирования ТЬО, с целью недопущения ухудшения окружающей среды. Между тем, как показала прокурорская проверка, администрацией Лопанского сельского поселения Целинского района Ростовской области работы по ликвидации несанкционированной свалки ТБО и реализации технического и биологического этапов рекультивации не проведены. Размещение бытовых и производственных отходов на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, влечет возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней. Сложившаяся экологическая ситуация на территории Лопанского сельского поселения, наличие нарушений в области сбора, хранения и утилизации ТБО, несоблюдение норм и правил природопользования как жителями, так и хозяйствующими субъектами, расположенными на данной территории свидетельствуют о неприменении в полной мере полномочий, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003. Фактическое бездействие администрации сельского поселения по ликвидации несанкционированного места складирования ТБО и прекращению эксплуатации незаконно организованной свалки ТБО, утилизации расположенных на ней отходов и рекультивации территории, могут служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, что недопустимо и должно быть устранено. Просит обязать администрацию Лопанского сельского поселения в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку ТБО, расположенную на участке местности собственность на который не разграничена в 4 км восточнее с. Лопанка, в непосредственной близости от пруда «Плотина» и рыбацкого домика ООО «Колос», напротив земельного участка с кадастровым номером 61:40:0600016:1667, на земельном участке, предназначенном для ведения сельскохозяйственной деятельности, площадью загрязненной территории около 1,5 га, Обязать администрацию Лопанского сельского поселения в течении 4
месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по
биологической и технологической рекультивации нарушенных земель
(приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего
использования), расположенных под несанкционированным полигоном ТБО на
земельном участке собственность на который не разграничена в 4 км восточнее с.
Лопанка, в непосредственной близости от пруда «Плотина» и рыбацкого домика
ООО «Колос», напротив земельного участка с кадастровым номером
61:40:0600016:1667, относящемся к категории земель сельскохозяйственного
назначения в соответствии с требованиями постановления Правительства
Российской Федерации № 140 от 23.02.1991 «О рекультивации земель, снятии,
сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и приказа
Минприроды России № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении
Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и
рациональном использовании плодородного слоя почвы».

В судебном заседании прокурор Целинского района Толкачёв А.А. исковые требования поддержал на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Лопанского сельского поселения в судебное заседание не явился, Глава Лопанского сельского поселения направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Лопанского сельского поселения, возражений к иску не имеет. В отношении представителя ответчика Администрации Лопанского сельского поселения суд рассмотрел дело в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные документы, оценив все представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

На основании ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является запрещение деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Согласно ст. 8, ч. 5 ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям поселений в области обращения с отходами, захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается.

В силу ст. 13 вышеуказанного закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 19 ст. 2 Устава муниципального образования «Среднеегорлыкское сельское поселение» (л.д. 18-29), к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 2, п. 4 ч. 1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель.

Исходя из приведенных положений правовых актов, обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории МО «Лопанское сельское поселение» входит в полномочия Администрации Лопанского сельского поселения.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Целинского района Ростовской области проведена проверка исполнения требований действующею законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и земельного законодательства Российской Федерации при распоряжении земельными участками сельскохозяйственного назначения.

В ходе проверки установлено, что в 4 км восточнее с. Лопанка, в непосредственной близости от пруда «Плотина» и рыбацкого домика ООО «Колос», напротив земельного участка с кадастровым номером 61:40:0600016:1667, предназначенном для ведения сельскохозяйственной деятельности, в нарушение требований ст. 78 ЗК РФ, ст. 51 Федерального закона 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем, действует несанкционированная свалка ТБО, площадь загрязненной территории около 1,5 га.

Указанная свалка не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 № 16.

Кроме этого, свалка не является площадкой для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечает требованиям п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80.

Согласно ст. 7, 12 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, одной из которых является категория - «земли сельскохозяйственного назначения». Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Статьей 78 ЗК РФ регламентировано, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Иных целей использования земель сельскохозяйственного назначения действующим законодательством не предусмотрено.

Положениями ст. 13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Таким образом, на Администрацию Лопанского сельского поселения возложены обязательства по рекультивации земельного участка после прекращения его использования не по назначению.

Фактическое бездействие администрации Лопанского сельского поселения по ликвидации несанкционированного места складирования ТБО и прекращению эксплуатации незаконно организованной свалки ТБО, утилизации расположенных на ней отходов и рекультивации территории, могут служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, т.е нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Судебные расходы распределению не подлежат, поскольку ответчик в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст.12, 56, 173, 194-198, 209 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 4 ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 61:40:0600016:1667, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1,5 ░░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 4 ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 61:40:0600016:1667, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 140 ░░ 23.02.1991 «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 525 ░ ░░░░░░░░░░ № 67 ░░ 22.12.1995 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░

2-393/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Целинского района Толкачёв А.А.
Ответчики
Администрация Лопанского сельского поселения
Суд
Целинский районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
celinsky.ros.sudrf.ru
19.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2017Передача материалов судье
23.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2017Подготовка дела (собеседование)
08.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2017Судебное заседание
27.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее