Решение по делу № 33-7450/2019 от 21.10.2019

Стр.045г, г/п 0 руб.

Судья Лощевская Е.А.             3 декабря 2019 г.
Докладчик Гулева Г.В. № 33-7450/2019                    г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гулевой Г.В., судей Поповой Т.В.,                      Распопина В.Ф., при секретаре Бабын Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                             № 2-1029/2019 по исковому заявлению Мамонтова А.В. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов

по апелляционной жалобе представителя Мамонтова А.В. по доверенности Кобякова В.А. на решение Приморского районного суда Архангельской области от 2 сентября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Гулевой Г.В., судебная коллегия

установила:

Мамонтов А.В. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение) о взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование требований указал, что с 1 апреля 2017 г. работает у ответчика, занимает должность слесаря аварийно-восстановительных работ Жилищно-коммунальной службы № 2/1 (арх. Новая земля) военного городка № 4, Блочно-модульная котельная п. Северный. Ежемесячно помимо оклада и иных выплат ему начислялась и выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата, на которую ответчиком не начислялась и не выплачивалась северная надбавка и районный коэффициент. В связи невыплатой районного коэффициента и северной надбавки на стимулирующую выплату у ответчика имеется задолженность перед истцом за период с апреля 2017 г. по ноябрь 2018 г. в размере 832 092 рублей 38 копеек. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который оценивается им в 20 000 рублей. Просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 832 092 рублей 38 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 11 500 рублей.

Истец Мамонтов А.В. в судебное заседание не явился. Представитель истца Кобяков В.А. в ходе судебного разбирательства требования поддержал.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебное заседание не явился, направил возражения на исковое заявление, в которых указал на необоснованность заявленных истцом требований, а также заявил о пропуске истцом срока обращения в суд.

Решением Приморского районного суда Архангельской области от                    2 сентября 2019 г. в удовлетворении исковых требований Мамонтова А.В. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов отказано.

С указанным решением не согласился представитель истца Кобяков В.А., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указывает, что ответчиком в ходе судебного разбирательства не было предоставлено никаких письменных возражений и доказательств, обосновывающих возражения, при этом он был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Со ссылкой на положения трудового законодательства и решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № АКПИ15-1253 указывает, что дополнительная стимулирующая выплата отражена в расчетных листах и относится к заработной плате работника, в связи с чем ее выплата за спорный период должна была быть произведена с учетом установленных истцу районного коэффициента и процентной надбавки.

Отмечает, что при формировании фонда оплаты труда на вакантные должности начисляется минимальный размер окладов, а районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера на вакантные должности не начисляется. В свою очередь фонд экономии оплаты труда формируется из средств, полученных за счет экономии фонда оплаты труда (вакантные единицы в штатном расписании, больничные листы, отпуска без сохранения заработной платы и т. д.). Таким образом, полагает, что фонд экономии оплаты труда сформирован без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера. Поскольку выплата дополнительного материального стимулирования производится за счет средств фонда экономии оплаты труда, а также средств от приносящей доход деятельности, в которые не включены доплаты районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, то при начислении дополнительной стимулирующей выплаты работникам ответчика на начисленную и выплаченную дополнительную выплату также должен быть начислен районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Кроме того, обращает внимание, что с января 2019 г. работникам ответчика предоставляются расчетные листы, в которых отражены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем полагает, что в спорный период районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера на дополнительную стимулирующую выплату начислены не были и в ее сумму не входили. При таких обстоятельствах считает, что выводы суда о том, что в сумму начисленной и выплаченной истцу дополнительной стимулирующей премии уже включены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера, являются предположением, не подтвержденным материалами дела.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, по правилам, установленным частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), заслушав представителя истца Кобякова В.А., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ).

Согласно статье 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

В части 1 статьи 349 ТК РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 названной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 ТК РФ).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № 3), который регулирует, в том числе, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (за исключением выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда) (подпункт «г» пункта 5).

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» от 11 мая 2017 г. № 50 предусмотрено осуществление работникам ФГБУ «ЦЖКУ» дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» (приложение № 1 к приказу от 11 мая 2017 г. № 50) (далее - Положение).

Пунктом 1.3 Положения устанавливается порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности.

Пунктом 2.1 Положения прямо предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования может осуществляться ежемесячно за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели и устанавливается в пределах утвержденных начальником Учреждения контрольных сумм по фонду оплаты труда филиалам (начальником филиала для ЖКО).

Согласно пункту 2.2. Положения выплата дополнительного материального стимулирования работникам учреждения, содержащимся по штатному расписанию за счет внебюджетных средств, может осуществляться ежемесячно за счет средств от приносящей доход деятельности в сумме, определенной начальником филиала (ЖКО, ЖКС) учреждения.

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от                       11 мая 2017г. № 49 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Согласно пункту 12.3 названного Положения при формировании фонда оплаты труда учитываются выплаты компенсационного характера, в том числе за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу пункта 11.1 этого же Положения экономия фонда оплаты в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных настоящим Положением, направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу Учреждения настоящим Положением.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Мамонтов А.В. с 1 апреля 2017 г. принят на работу на должность слесаря аварийно-восстановительных работ, Жилищно-коммунальная служба № 2/1 (арх. Новая земля) военный городок № 4, Блочно-модульная котельная инв. № 28/45 п.Северный, вахтовым методом. Условиями трудового договора предусмотрено, что работнику устанавливается должностной оклад в размере 6300 рублей в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени, за работу в районах Крайнего Севера - районный коэффициент к заработной плате в размере 2,0, за работу в районах Крайнего Севера - процентная надбавка к заработной плате в размере               100%. Также работнику предоставляются льготы и выплачиваются компенсации на условиях, в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и настоящим трудовым договором.

В рассматриваемый период истцу ежемесячно, за исключением межвахтовых периодов, начислялась и выплачивалась в различных суммах дополнительная стимулирующая выплата за счет бюджета.

Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства и верно применив к спорным правоотношениям положения трудового законодательства, их регулирующие, не усмотрел в действиях ответчика по начислению истцу заработной платы нарушений трудовых прав работника. При этом суд исходил из того, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № 50, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям норм материального права и обстоятельствам дела, установленным судом на основании имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка с учетом требований гражданского процессуального законодательства.

Вопреки утверждениям апелляционной жалобы суд первой инстанции установил, за счет каких средств истцу осуществлялась дополнительная стимулирующая выплата. Основываясь на письменных доказательствах, оцененных по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд правомерно указал, что истцу в спорный период выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата за счет бюджетных средств, что прямо отражено в расчетных листках о составных частях заработной платы.

Доводы жалобы о том, что спорное материальное стимулирование выплачивалось истцу ежемесячно и относится к видам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, приводились в суде первой инстанции и получили правильную правовую оценку.

Отклоняя доводы истца о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки, суд обоснованно исходил из правовой природы дополнительного материального стимулирования, источником которого являлись денежные средства, имеющиеся за счет экономии фонда оплаты труда, сформированного уже с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Ссылка в жалобе на то, что выводы суда основаны на предположении, без представления ответчиком доказательств формирования фонда оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, несостоятельна. В материалах дела имеются локальные акты ответчика, определяющие форму и систему оплаты труда, основания и порядок дополнительного материального стимулирования, положенные в основу выводов суда о правовой природе спорной выплаты.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с пунктом 12.3 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом № 49, при формировании фонда оплаты труда учитываются выплаты компенсационного характера, в том числе за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

При этом в силу пункта 17 раздела 3 Приложения № 3 к приказу Министра обороны РФ № 255 контроль за правильностью определения фонда оплаты труда и использованием контрольных сумм осуществляется распорядителями (получателями) бюджетных средств, а также при проведении ревизий и проверок финансовой и хозяйственной деятельности воинских частей и организаций.

Довод жалобы о включении с января 2019 г. в расчетные листки сведений о районном коэффициенте и процентной надбавке не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку форма расчетного листка определяется самим работодателем.

Ссылка в жалобе на решение Верховного Суда Российской Федерации от             1 декабря 2015г. № АКПИ15-1253 на правильность постановленного решения не влияет, поскольку предметом рассмотрения по делу являлся нормативный акт в части невключения в заработок вознаграждения за выслугу лет и вознаграждения по итогам работы за год, предусмотренных системой оплаты труда. Кроме того, в соответствии со статьей 11 ГПК РФ судебные постановления по конкретным делам не относятся к числу источников права, подлежащих обязательному применению судом при осуществлении правосудия.

С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, правовые основания для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности, состоящей из начисленных сумм районного коэффициента и процентной надбавки на дополнительное материальное стимулирование, у суда первой инстанции отсутствовали.

Ссылка подателя жалобы на не предоставление ответчиком письменных возражений на иск противоречит материалам дела, в связи с чем судебной коллегией отклоняется.

В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были рассмотрены судом и получили надлежащую правовую оценку, по сути, направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем признаются апелляционной инстанцией несостоятельными, поскольку не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального и процессуального права.

Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, которые в силу части 4 статьи                        330 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Приморского районного суда Архангельской области от 2 сентября              2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя              Мамонтова А.В. по доверенности Кобякова В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Г.В. Гулева
Судьи Т.В. Попова
В.Ф. Распопин

33-7450/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мамонтов Алексей Владимирович
Ответчики
ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации
Другие
Кобяков Валерий Альбертович
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Гулева Галина Владимировна
03.12.2019[Гр.] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее