АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62
Телетайп 145249 «Закон». Тел./факс (4132) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)
Электронная почта: arbitr@online.magadan.su. Сайт: http://magadan.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-800/2007-9
09.07.2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2007 г.
Полный текст решения изготовлен 09.07.2007 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Минеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда
по адресу: г. Магадан, ул. К. Маркса, д. 62, каб. 606,
при ведении протокола судебного заседания судьей Минеевой А.А.,
дело по заявлению индивидуального предпринимателя Фролова Сергея Александровича
о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области и о возложении обязанности по зачету излишне уплаченных сумм страховых взносов в счет предстоящих платежей
третье лицо – Государственное учреждение пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области
при участии в заседании представителей:
от заявителя – Фролов С.А., предприниматель, паспорт серии 44 01 № 045667, выдан УВД г.Магадана 31.10.2001 г., свид-во о гос. регистрации серии 49 № 000075193;
от налогового органа – Ткаченко З.С., гл. специалист-эксперт юр. отдела, доверенность от 22.05.2007 г. № 05-27/18251;
от третьего лица – не явился,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Фролов Сергей Александрович, обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее – суд) с заявлением (в соответствии с уточнением от 04.07.2007 г.) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области, выразившихся в отказе в зачете заявителю излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – страховые взносы) в размере 23 150 руб. 00 коп. в виде фиксированного платежа, зачисляемого на финансирование страховой части трудовой пенсии, и о возложении обязанности по зачету указанной суммы страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, за наемных работников.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что, уплачивая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, осуществил два платежа на общую сумму 23 150 руб. 00 коп., в т.ч. по квитанции от 15.07.2006 г. на сумму 13 150 руб. 00 коп., по квитанции от 24.01.2007г. на сумму 10 000 руб. 00 коп. При этом в обеих квитанциях был ошибочно указан код бюджетной классификации 182 102 020 300 600 001 60 – страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии. В ответ на заявления о зачете вышеуказанных сумм в счет уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за работников налоговый орган ответил отказом, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога и законом не определен орган, который должен производить зачет/возврат этих сумм, и не установлен порядок его проведения.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 44-49) и пояснил, что налоговые органы вправе осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов из федерального, областного и местного бюджетов. Законодательно установленная обязанность налоговых органов по возврату страховых взносов по обязательное пенсионное страхование, по мнению ответчика, отсутствует, отмечает, что страховые взносы не являются налоговыми платежами в связи с чем, положения ст. ст. 78, 79 НК РФ в отношении них применены быть не могут. Представитель налогового органа, ссылаясь на ст. ст. 5, 13, 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании), считает, что возможность зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов Пенсионным фондом установлена в законодательном порядке. На основании изложенного представитель налогового органа просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
Третье лицо по основаниям, изложенным в письменном мнении по существу заявления от 08.05.2007 г. № 02-09/4649 (л.д. 21) и от 03.07.2007 г. б/н требования заявителя поддержало и отметило, что согласно абз. 3 ст. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктом данного закона установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Третье лицо, ссылаясь на указанные выше положения действующего законодательства Российской Федерации, а также на приложение 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации»от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ, пункт Iприказа Федеральной налоговой службы от 21.04.2006 № САЭ-3-11/247@ «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба», считает, что полномочиями по принятию решений о возврате либо зачете излишне уплаченных платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование наделены налоговые органы. Также третье лицо указало, что за индивидуальным предпринимателем Фроловым С.А., осуществляющим выплаты физическим лицам, по состоянию на 31.12.2006 г. числится недоимка по страховым взносам, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 38 811 руб. 00 коп. и по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 9 144 руб. 00 коп. В то же время у заявителя числится переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 13 790 руб. 00 коп. Третье лицо считает обоснованным требования заявителя о проведении зачета платежей в сумме 13 150 руб. 00 коп. и 10 000 руб. 00 коп., всего 23 150 руб. 00 коп., числящихся на КБК 181 1 02 02030 06 0000 160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии) на КБК страховых взносов за наемных работников.
Третье лицо не обеспечило явку в судебное заседание своего представителя, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ. Заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступило. В заявлении от 02.07.2007 г. б/н просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Дело подлежит рассмотрению в соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствии представителя третьего лица, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Установив фактические обстоятельства по настоящему делу, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По материалам дела, Фролов Сергей Александрович 26.11.1966 года рождения зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя мэрией г. Магадана 27.05.1997 г., основной государственный регистрационный номер 304491015300193, проживает по адресу: г. Магадан, ул.Болдырева, дом 10, кв. 10. Заявитель является плательщиком страховых взносов, использующим труд наемных работников, что подтверждается карточкой плательщика взносов и регистрацией в качестве страхователя в ГУ УПФР в городе Магадане Магаданской области 02.09.1999 г. за номером 59-001-84484.
Заявителем в налоговый орган 28.08.2006 г. и 12.03.2007 г. были направлено письма с просьбой произвести зачет 13 150 руб. 00 коп. и 10 000 руб. 00 коп. соответственно, ошибочно уплаченных согласно квитанциям от 15.07.2006 г. и от 24.01.2007 г. соответственно в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в счет уплаты страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии за работников заявителя.
Налоговый орган в письмах-ответах от 31.08.2006 г. № ВК-10-44/6404 и от 16.03.2007 г. №434 на указанные письма заявителя пояснил, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, и не являются составной частью единого социального налога, в связи с чем, зачет (возврат) в порядке ст. 78 НК РФ не может быть применен к страховым взносам. В связи с тем, что, по мнению налогового органа, Законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) этих сумм и не установлен порядок его проведения, налоговый орган оставил данное заявление без исполнения.
Суд считает данный довод налогового органа несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно абз. 3 ст. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании страховщик имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Следовательно, довод налогового органа со ссылкой на данную статью о наличии у страховщика права на возврат либо зачет страховых взносов по иным основаниям, в данном случае ввиду ошибочного перечисления страховых взносов, суд находит несостоятельным.
В соответствии с Приложением 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996. № 115-ФЗ администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В приказах Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) от 21.12.2005 г. № 152н (действовавший до 31.12.2006 г.) и от 08.12.2006 г. № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» определено, что администраторами поступлений в бюджет являются, в частности, налоговые органы, которые в соответствии с законодательством осуществляют начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В соответствии с Приложением 1 к данным Указаниям администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с п. 1 Приказа Федеральной налоговой службы «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба» за территориальными органами Федеральной налоговой службы» от 21.04.2006г. № САЭ-3-11/247@ и п. п. 19-22 Приложения к данному приказу за территориальными органами Федеральной налоговой службы, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним закреплены полномочия администратора страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в т.ч. в виде фиксированного платежа, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
В соответствии с п. 5 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. № 116н, органы Федерального казначейства оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений в бюджет, представленные администраторами поступлений в бюджет.
Таким образом, действующим законодательством право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставлено налоговым органам.
Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.09.2006 г. № 2776/06.
По данным ГУ УПФР в городе Магадане Магаданской области за индивидуальным предпринимателем Фроловым С.А., осуществляющим выплаты физическим лицам, по состоянию на 31.12.2006 г. числится недоимка по страховым взносам, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 38 811 руб. 00 коп. и по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 9 144 руб. 00 коп. В то же время у заявителя числится переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 13 790 руб. 00 коп.
На основании изложенного, судом установлены основания для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с п. 47 ст. 2; п. 10 ч. 1 ст. 6; п. 1 ст. 7 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27.07.06 г. № 137-ФЗ с 01.01.2007 г. признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из соответствующего бюджета.
Вследствие этого, согласно правовой позиции, сформулированной в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 НК РФ» от 13.03.2007 г. № 117 с 01.01.2007 подлежит общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
Из материалов дела следует, что заявитель согласно квитанции от 11.04.2007 г. перечислил государственную пошлину в сумме 100 руб. 60 коп., которая в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя.
Руководствуясь ч. 1, 5 ст. 49, ст. ст. 158, 159, 167-171, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, Арбитражный судМагаданской области
РЕШИЛ:
1. Требования индивидуального предпринимателя Фролова Сергея Александровича удовлетворить.
2. Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области, выразившиеся в отказе индивидуальному предпринимателю Фролову Сергею Александровичу в зачете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 23150 руб. 00 коп., уплаченных в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии, в счет уплаты заявителем в качестве работодателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии.
3. Обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 23 150 руб. 00 коп., уплаченных индивидуальным предпринимателем Фроловым Сергеем Александровичем в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии – КБК 182 1 02 02030 06 0000 160, в счет уплаты заявителем в качестве работодателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии – КБК 182 1 02 02010 06 0000 160.
4. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области, зарегистрированной в качестве юридического лица 27.12.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 1044900038160, в пользу заявителя, индивидуального предпринимателя Фролова Сергея Александровича, государственную пошлину в сумме 100 руб. 00коп., о чем выдать исполнительный лист заявителю после вступления решения в законную силу.
5. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области в месячный срок с даты его принятия, в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию ФАС ДВО в г. Хабаровске через Арбитражный суд Магаданской области.