Именем Российской Федерации
6 декабря 2018 года пос. Ильинский
Ильинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего Стерховой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Поносовой Т.В.,
с участием ответчика Коварина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Галс» к Коварину Александру Сергеевичу о взыскании расходов, связанных с обучением работника,
установил:
ФИО1 (далее - ответчик, работник) принят на работу в общество с ограниченной ответственностью «Галс» (далее - истец, работодатель ООО «Галс») на основании срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ на должность сменного капитана - механика теплохода «РТ-355» на период обучения на курсах повышения квалификации капитанов - механиков и на период ремонта судов по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ стороны заключили ученический договор, согласно которому работник направляется на платные курсы «Повышение квалификации капитанов-механиков, помощников капитанов-помощников механиков судов внутреннего плавания»; работодатель оплачивает стоимость обучения в размере 13 000 рублей, дипломирование работника в сумме 2 600 рублей, а также командировочные расходы из расчёта 750 рублей в сутки; после прохождения обучения и дипломирования по специальностям капитан, механик работник обязуется отработать у работодателя не менее трёх навигационных сезонов; в случае досрочного расторжения работником трудового договора по неуважительной причине работник обязан возместить затраты на обучение в сумме 50 000 рублей независимо от фактически неотработанного после окончания обучения времени.
Истец произвёл оплату за обучение в размере 13 000 рублей 00 копеек, выплату заработной платы в сумме 15 770 рублей 96 копеек, понёс командировочные расходы в сумме 10 000 рублей 00 копеек.
Ответчик совершил прогулы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими актами.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №а-К ФИО1 уволен по п.п. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истец просит взыскать понесённые расходы в размере 50 000 рублей, в которую включает фактические расходы, связанные с обучением ответчика в сумме 38770 рублей 96 копеек и штрафную неустойку.
В судебное заседание представитель истца ООО «Галс» не явился, ходатайствовал рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддерживают.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично, согласен оплатить фактически понесенные расходы на обучение в сумме 13 000 рублей, командировочные расходы в сумме 10 000 рублей, заработную плату за февраль в сумме 11 348 рублей 63 копейки, которая ему была фактически выплачена. Он действительно прошел обучение и получил удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации, чем подтвердил свою квалификацию капитана-механика. После обучения находился в отпуске за свой счет до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку работодатель не мог предоставить работу. С ДД.ММ.ГГГГ он отработал неделю, осуществлял ремонт судна, после чего ушел на больничный. Приехав на работу ДД.ММ.ГГГГ узнал, что его уволили за прогулы, с чем он был не согласен. Больничный лист ему оплатили, каких-либо удержаний за обучение не производили. Навигационный период зависит от погодных условий и не привязывается к конкретным датам, все зависит, когда тронется лед.
Заслушав ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов (часть 3 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса Российской Федерации. Ученический договор с работником организации является дополнительным к трудовому договору (часть 2 статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученический договор согласно части 1 статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 1 статьи 204 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 указанной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником могут заключаться как ученический договор, так и иные договоры об обучении. Условия о подготовке работников и их дополнительном профессиональном образовании могут содержаться и в трудовом договоре. В частности, в заключаемое сторонами трудового договора (работником и работодателем) соглашение об обучении работника за счет средств работодателя может быть включено условие об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока. Аналогичное условие в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации может содержаться и в трудовом договоре. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного соглашением об обучении или трудовым договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением. Конкретный перечень таких затрат нормами Трудового кодекса Российской Федерации не установлен.
Вместе с тем, определяя права и обязанности работников по профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования за счет средств работодателя, законодатель для таких работников установил ряд гарантий и компенсаций.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, определены статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как указано в части 1 статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Работникам помимо закрепленных в названном кодексе общих гарантий и компенсаций (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.) за счет средств работодателя предоставляются иные гарантии и компенсации, в частности при направлении в служебные командировки и в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации).
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (часть 2 статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (часть 1 статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных нормативных положений, командировочные расходы, понесенные работодателем в связи с направлением работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, являются самостоятельной группой расходов и относятся к компенсациям (денежным выплатам), предоставляемым работнику за счет средств работодателя в целях возмещения работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых и иных обязанностей, в том числе обязанности по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию. К числу таких затрат, которые работодатель обязан возмещать работнику при направлении его в служебную командировку для профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, относятся расходы по проезду работника к месту обучения и обратно; расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Возврат работником предоставленных ему работодателем компенсаций (командировочных расходов) в связи с направлением работника за счет средств работодателя на профессиональное обучение не предусмотрен.
Из материалов дела следует, что ФИО1 принят на работу в ООО «Галс» на основании срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ на должность сменного капитана - механика теплохода «РТ-355» на период обучения на курсах повышения квалификации капитанов - механиков и на период ремонта судов по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22).
ДД.ММ.ГГГГ стороны заключили ученический договор, согласно которому работник направляется на платные курсы «Повышение квалификации капитанов-механиков, помощников капитанов-помощников механиков судов внутреннего плавания»; работодатель оплачивает стоимость обучения в размере 13 000 рублей, дипломирование работника в сумме 2 600 рублей, а также командировочные расходы из расчёта 750 рублей в сутки; после прохождения обучения и дипломирования по специальностям капитан, механик работник обязуется отработать у работодателя не менее трёх навигационных сезонов; в случае досрочного расторжения работником трудового договора по неуважительной причине работник обязан возместить затраты на обучение в сумме 50 000 рублей независимо от фактически неотработанного после окончания обучения времени (л.д. 7).
Судом установлено, что истец произвёл оплату за обучение ФИО1 в размере 13 000 рублей 00 копеек (л.д. 8-10), выплатил заработную плату в сумме 15 770 рублей 96 копеек (л.д. 6), понёс командировочные расходы в сумме 10 000 рублей 00 копеек (л.д. 11).
ФИО1 прошел обучение в период с 5 по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением о повышении квалификации.
Актами подтверждается, что ответчиком совершены прогулы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №а-К ФИО1 уволен по п.п. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 13).
Таким образом, в судебном заседании нашло своё подтверждение, что ответчик на основании ученического договора от ДД.ММ.ГГГГ принял на себя обязательства пройти обучение на курсах квалификации и отработать после обучения не менее трёх навигационных сезонов в должности капитана - механика теплохода в ООО «Галс», однако, пройдя обучение, в нарушение договорённости, не приступил к работе, уволился по причине, которая не является уважительной.
Истец просит взыскать расходы на обучение в сумме 50 000 рублей, установленной ученическим договором от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствие со ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин. Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, допускается в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю.
Положениями норм статей 9 и 232 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленным трудовым законодательством.
Установленная ученическим договором обязанность ответчика возместить расходы на обучение в случае прекращения по инициативе работника трудовых отношений в период обязательной отработки в размере 50 000 рублей, по мнению суда, ухудшает положение работника, поскольку положениями ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работника возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени с учётом фактически понесённых расходов.
Поскольку договорная ответственность работника перед работодателем не может быть выше, чем это предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, то указанные условия договора являются недействительными и подлежат применению положения ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истцом представлены доказательства понесённых расходов за обучение в размере 13 000 рублей 00 копеек, командировочные расходы, заработная плата на период обучения являются гарантиями работника, в расчёт судом не принимаются, положение ученического договора об условии взыскания расходов в твёрдой сумме суд признаёт недействительным, в связи с чем приходит к выводу о частичном удовлетворении иска, о взыскании расходов, связанных с обучением, в размере 13 000 рублей.
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку суд удовлетворил иск частично в сумме 13 000 рублей, что составляет 26% от заявленных требований, то с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина пропорционально удовлетворённым требованиям, а именно в сумме 442 рубля.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Галс» удовлетворить частично.
Взыскать с Коварина Александра Сергеевича в пользу общества с ограниченной ответственностью «Галс» расходы, связанные с обучением, в сумме 13 000 (тринадцать тысяч) рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 442 рубля.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья А.Ю. Стерхова