Дело № 2-100/2016 Решение принято в окончательной форме 19.04.2016.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИп. Селижарово 19 апреля 2016 года
Селижаровский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Зуевой Л.В.,
при секретаре Мандрусовой Е.С.,
с участием помощника прокурора Селижаровского района Тверской области Козловой Н.О.,
представителя ответчика администрации Селижаровского района Чуриковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Селижаровского района Тверской области об обязании разработать версию сайта для слабовидящих
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Селижаровского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Селижаровского района Тверской области об обязании разработать версию сайта для слабовидящих.
Свои требования мотивирует тем, что ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций от 13.12.2006, вступившей в силу для России 25.10.2012, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Данные меры включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. Согласно ч. 2 ст. 9 указанной Конвенции государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы: развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу статьи 15 ФЗ №181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации. В развитие требований указанного закона принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872- 2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 789-ст., пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 52872-2012 определено, что доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.
Части 4 и 5 ГОСТ Р 52872-2012 содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в п. 4.2 ГОСТ указаны основные принципы, которых необходимо придерживаться при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению.
В статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее ФЗ№ 8-ФЗ) изложены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются.
В соответствии со статьей 6 ФЗ № 8-ФЗ одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".Согласно пункту 2.1 статьи 7 Закона общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
Согласно пункту 9 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в формате открытых данных, а также для обеспечения ее использования, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций от 27 июня 2013 г. N 149 государственный орган (орган местного самоуправления) обеспечивает условия свободного доступа пользователей к общедоступной информации, размещенной на специальной странице сайте в форме открытых данных.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.11.2015 №483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления в сети «Интернет» утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления в сети «Интернет» (далее - Порядок).
В п. 2 Порядка определено, что органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее-версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям п. 4 настоящего Положения.
В соответствии с п. 3 Порядка органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом.
Статья 6 Устава муниципального образования «Селижаровский район», утвержденного решением Собрания депутатов Селижаровского района Тверской области ДД.ММ.ГГГГ № (далее-Устав), определяет, что правовую основу местного самоуправления Селижаровского района составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон- №131-ФЗ, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительств Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) законы и иные нормативные правовые акты Тверской области, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах и иные муниципальные правовые акты Селижаровского района.
Ст. 39 Устава определяет, что Администрация Селижаровского района является исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления Селижаровского района, осуществляет свою деятельность на основе принципа гласности. Через средства массовой информации и иные формы информирования Администрация Селижаровского района извещает жителей о постоянных и временных местах проведения собраний, конференций, местах и сроках проведения районных мероприятий, служебных адресах, телефонах и порядке работы органов и структурных подразделений Администрации Селижаровского района и муниципальных предприятий, осуществляющих коммунальные услуги (п.п. 1,2 ст. 40 Устава).
В ходе проверки установлено, что распоряжением администрации Селижаровского района от ДД.ММ.ГГГГ № в целях повышения уровня информированности населения и организаций муниципального образования «Селижаровский район» Тверской области о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальным web- сайтом администрации Селижаровского района Тверской области и органов местного самоуправления Селижаровского района определен web- сайт с адресом: www.seligarovo.com. Пунктом 2 указанного распоряжения определено, что официальному web - сайту администрации Селижаровского района и органов местного самоуправления установлен статус официального источника информации о муниципальном образовании в сети Интернет.
Согласно акту проверки отДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране социальных прав инвалидов и маломобильных групп населения, а также об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления неопределенного круга лиц администраций Селижаровского района. В ходе изучения электронных страниц официального сайта администрации Селижаровского района www.seligarovo.com в сети Интернет установлено, что на данном сайте не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам по зрению к информации, не представлена возможность масштабирования шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих).
Ограничение свободного доступа к информации на официальном сайте администрации Селижаровского района, <данные изъяты> инвалидам по зрению, нарушают принципы публичности, открытости деятельности органов местного самоуправления, а также нарушают социальные права инвалидов, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Селижаровского района Тверской области Козлова Н.О. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию Селижаровского района Тверской области в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу на сайте www.seligarovo.com разместить графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных органов местного самоуправления в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате в соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.11.2015 №483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Представитель ответчика администрации Селижаровского района Тверской области Чурикова Е.А. в судебном заседании уточненные исковые требования признала. Представила письменное заявление о признании исковых требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
При указанных обстоятельствах, а также при отсутствии у суда оснований полагать, что признание иска ответчиком совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы или добросовестного заблуждения, суд принимает указанное признание иска ответчиком, поскольку такие действия ответчика не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, сделано в виде письменного заявление с соблюдений требований ст.173 УПК РФ. Ответчику разъяснены последствия признания иска.
Оценивая признание ответчиком иска в совокупности и взаимосвязи с другими доказательствами, с учётом требований ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, в соответствии с которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд приходит к выводу о достаточности указанного признания иска ответчиком для принятия судебного решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Селижаровского района Тверской области к администрации Селижаровского района Тверской области удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Селижаровского района Тверской области в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу на сайте <данные изъяты> разместить графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных органов местного самоуправления в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате в соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.11.2015 №483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Зуева