5-452/2016 |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Воркута |
29 июля 2016 года |
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Екимова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Воркутинского городского суда по адресу: г.Воркута, ул.Яновского, д.4 (каб.21), с участием представителя АО «Воркутауголь» - Косовой О.В. дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь», ИНН 1103019252, ОГРН 1021100807452, находящегося по адресу г.Воркута ул.Ленина, д.62, ранее привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
установил:
АО «Воркутауголь» вменяется нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
29 июня 2016 года АО «Воркутауголь», владея опасными производственными объектами (Шахта угольная «Воргашорская», находящаяся по адресу: Республика Коми, г.Воркута, пос. Воргашор, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов А25-00451-0122; Шахта угольная «Комсомольская», находящаяся по адресу: Республика Коми, г.Воркута, пос. Комсомольский, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов А25-00451-0020; Шахта угольная «Заполярная 2», находящаяся по адресу: Республика Коми, г.Воркута, пос. Заполярный, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов А25-00451-0130), в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», п. 187 Правил безопасности в угольных шахтах, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.11.2013 №550, в горных выработках допустило применение средств измерения запыленности стационарные - ИЗСТ-01, не прошедших поверку (в связи с отзывом свидетельств о поверке ФБУ «Новосибирский ЦСМ), в количестве 80 штук, указанных в письме АО «Воркутауголь» «Представление информации» от 28.06.2016 № Исх/ВУ-16-743 (1); в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, п. п. 46, 47 Положения об аэрогазовом контроле в угольных шахтах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 № 678, не выполняет проектные решения в части осуществления непрерывного автоматического контроля содержания пыли в рудничной атмосфере средствами измерения запыленности стационарными при эксплуатации опасных производственных объектов акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь»: Шахта угольная «Воргашорская» - в количестве 19 штук; Шахта угольная «Заполярная 2» - в количестве 9 штук (2); в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, п. 148 Положения об аэрогазовом контроле в угольных шахтах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 № 678, не выполняет обязательные требования промышленной безопасности в части отсутствия резерва средств измерения запыленности стационарных для осуществления непрерывного автоматического контроля содержания пыли в рудничной атмосфере (3).
Представитель привлекаемого лица при рассмотрении дела с вменяемым правонарушением не согласился, пояснив, что поверка средств измерений запыленности была проведена своевременно; отзыв свидетельств о поверке ФБУ «Новосибирский ЦСМ» не свидетельствует о наличии в действиях АО «Воркутауголь» вины; Обществом направлены письма на приобретение датчиков, отвечающих требованиям безопасности, по сообщению ФБУ «Новосибирский ЦСМ» планируемый срок проведения процедуры поверки начало августа 2016 года.
Главный государственного инспектор Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к ответственности, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Приказом Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. N 550 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30961).
В соответствии с п. 2 Правил безопасности в угольных шахтах данные Правила распространяются на организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие добычу угля подземным способом, и обязательны для всех руководителей и специалистов организаций и их обособленных подразделений, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией опасных производственных объектов угольной промышленности, на которых ведутся подземные горные работы (шахты), конструированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией и ремонтом технических устройств, надзорных и контролирующих органов, профессиональных аварийно-спасательных формирований и (или) военизированных горноспасательных частей, а также для работников иных организаций, деятельность которых связана с посещением шахт.
Указанные Правила устанавливают требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность и безопасность при ведении горных работ, и направлены на предупреждение аварий и инцидентов в угледобывающих организациях и на обеспечение готовности угледобывающих организаций к локализации и ликвидации аварий.
Согласно п.187 Правил контроль пылевзрывобезопасности горных выработок осуществляют переносными и стационарными средствами измерений утвержденного типа, прошедшими поверку. Не реже одного раза в квартал пылевзрывобезопасность горных выработок контролируют по результатам лабораторного анализа проб отложившейся в горных выработках угольной пыли.
Приказом Ростехнадзора от 01.12.2011 N 678 (ред. от 02.04.2015) утверждено Положение об аэрогазовом контроле в угольных шахтах (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2011 N 22812).
В соответствии с п.46 указанного Положения система АГК в соответствии с эксплуатационной документацией на средства контроля пыли и проектными решениями по АГК осуществляет непрерывный автоматический контроль содержания пыли в рудничной атмосфере шахт:
1) в исходящих струях тупиковых выработок;
2) в исходящих струях очистных выработок;
3) при проходке или углублении вертикальных стволов - в исходящей из ствола вентиляционной струе и у проходческих полков;
4) в местах погрузки и перегруза угля;
5) в исходящих струях крыльев и шахт;
6) в исходящих струях выемочных участков;
7) в поступающих в очистные выработки вентиляционных струях при последовательном проветривании.
Осуществление контроля запыленности воздуха в других горных выработках предусматривается проектными решениями по системе АГК.
В соответствии с п.47 указанного Положения для осуществления непрерывного автоматического контроля содержания пыли в соответствии с пунктом 46 настоящего Положения стационарные датчики контроля запыленности воздуха устанавливаются:
1) в исходящих струях тупиковых выработок - на расстоянии 10 - 20 м от водяной завесы под кровлей на стороне, противоположной вентиляционному трубопроводу, по ходу движения вентиляционной струи;
2) в исходящих струях очистных выработок - в 10 - 20 м от водяной или лабиринтнотканевой завесы у стенки, противоположной выходу из лавы, в верхней части выработки по ходу движения вентиляционной струи;
3) в местах перегруза угля и в местах погрузки угля - в 5 - 7 м от места перегруза или погрузки по ходу вентиляционной струи в верхней части выработки;
4) в исходящих струях выемочных участков - в 10 - 20 м от ходка, уклона, бремсберга или промежуточного квершлага;
5) в поступающих струях очистных выработок при последовательном проветривании - на расстоянии не более 5 м от лавы в верхней части сечения выработки на стороне, противоположной лаве.
В комплект системы АГК должны входить запасные устройства, с помощью которых осуществляется "холодное" резервирование взрывозащищенного оборудования (датчиков, устройств электропитания, подземных устройств контроля и управления, сигнализирующих и исполнительных устройств) и устройств наземной системы связи и обработки данных. Размер резерва определяется проектными решениями по АГК и составляет не менее 5% от количества соответствующих единиц оборудования, но не менее одного устройства каждого типа (п.148 указанного Положения).
Факт нарушения АО «Воркутауголь» требований промышленной безопасности опасных производственных объектов подтверждается протоколом об административном правонарушении №..., предписанием и актом проверки № ... от 29.06.2016.
Указанные нарушения могут явиться причиной аварийной ситуации, поскольку препятствуют предупреждению работников в случае превышения запыленности воздуха в месте ведения горных работ и возможном взрыве угольной пыли.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка привлекаемого лица на действия ФБУ «Новосибирский ЦСМ» по отзыву свидетельств о поверке средств измерений запыленности не относится к обстоятельствам, исключающим административную ответственность, поскольку АО «Воркутауголь» на период 29 июня 2016 года являлось лицом, ответственным за эксплуатацию опасных производственных объектов, несмотря на отсутствие поверки приборов продолжает эксплуатацию объектов повышенной опасности, что свидетельствует, в свою очередь, о том, что указанное Общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, применительно к тем обстоятельствам, о которых указано в акте проверки от 29 июня 2016 года.
Материалы дела не содержат таких данных, которые свидетельствуют о невозможности исполнения АО «Воркутауголь» возложенных на него обязанностей по соблюдению требований промышленной безопасности.
Вышеназванные доказательства нахожу допустимыми, а их совокупность достаточной для вывода о наличии в действиях АО «Воркутауголь» события и состава вменяемого правонарушения.
Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст.ст.2.9 и 24.5 КоАП РФ нет. Обстоятельств, смягчающих ответственность в силу ст.4.2 КоАП РФ, не установлено.
Повторное совершение АО «Воркутауголь» однородного административного правонарушения в течение срока, предусмотренного ст.4.6 КоАП РФ, в соответствии со ст.4.3 ч.1 п.2 КоАП РФ является отягчающим наказание обстоятельством.
Учитывая, что ведение горных работ при указанных нарушениях в настоящее время не создает угрозу жизни и здоровью людей, считаю необходимым применить к АО «Воркутауголь» наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ,
постановил:
назначить акционерному обществу по добыче угля «Воркутауголь» наказание по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200000 (Двести тысяч) рублей.
Реквизиты перечисления штрафа: ИНН 1103001093, КПП 110101001, УФК по Республике Коми (Печорское управление Ростехнадзора), р/с 40101810000000010004, Отделение – НБ Республика Коми г.Сыктывкар, БИК 048702001, КБК 49811645000016000140, ОКТМО 87710000, назначение платежа – штраф по постановлению от 29.07.2016 №5-452.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения его копии.
Судья |