Решение по делу № 2а-1722/2018 ~ М-1308/2018 от 26.04.2018

Дело № 2а-1722/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2018 года г. Магнитогорск

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе

председательствующего судьи Чухонцевой Е.В.

при секретаре Кириковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания № 051/95/3 от 13.04.2018 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания № 051/95/3 от 13.04.2018 г.

В обоснование требований указано, что 13 апреля 2018 года государственной     инспекцией труда в отношении ООО «Трест Магнитострой» был вынесен акт проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №051/176/2. 13 апреля 2018 года отношении ООО «Трест Магнитострой» было вынесено предписание №051/95/3 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового законодательства.

Указанное предписание было получено ООО «Трест Магнитострой» 16 апреля 2018 года.

Согласно указанному предписанию государственная инспекция труда обязала ООО «Трест Магнитострой» на станине гильотинных ножниц, инвентарный номер 145002167, в зоне обслуживания поместить краткую инструкцию с указанием основных мер безопасности и наибольшей толщины разрезаемого материала; на кран-балке №6 (инв.№88) и мостовом кране №5 (зав.№2440), эксплуатирующихся в УМП ООО «Трест Магнитострой» установить стальные канаты, имеющие сретификат предприятия-изготовителя каната; обеспечить недопущение нахождения в местах производства работ съемных грузозахватных приспособления и тары, признанных негодными к использованию в работе, по причине отсутствия безопасной эксплуатации, обеспечить проведение периодического технического освидетельствования подъемных сооружений: частичного – не реже 1 раза в год, полного – не реже 1 раза в 3 года; после замены изношенных грузовых, стреловых и других канатов, а также во всех случаях перепасовки канатов обеспечить проведение проверки правильности запасовки и надежности крепления концов каната, а также обтяжка канатов рабочих грузом и внесение записи в паспорта кранов специалистов. Считают, указанное предписание незаконным, поскольку Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов ПОТ РМ 06-97 в установленном порядке прошли государственную регистрацию в Минюсте РФ и они не влекут правовых последствий, и не могут служить основанием для правового регулирования отношений. На момент проверки на станине гильотинных ножниц в зоне обслуживания висела краткая инструкция по технике безопасности с указанием мер безопасности наибольшей толщины разрезаемого металла. На кран банке №6 (инв. №88) установлен цепной тельфер, поэтому требование ГИТ по наличию сертификата на стальные канаты незаконны. Имеющая тара была промаркирована. Также считают, что государственная инспекция труда превысила пределы своей компетенции, в части проверки соблюдения правил безопасности опасных производственных объектов.

Просит суд признать незаконным и отменить, вынесенное главным государственным инспектором труда государственной инспекции труда по Челябинской области предписание № 051/95/3 от 13.04.2018г.

Представитель административного истца Соловьева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области – Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Адельгареев Н.З., действующий на основании доверенности от 27 марта 2018 года, в судебном заседании требования истца не признал. Пояснил, что в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Полагает, что государственной инспектор правомерно вынес предписание, поскольку на момент проверки имелись нарушения. Считает, что государственный инспектор проводил проверку в рамках предоставленных ему полномочий. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.

Вопросы организации и проведения проверки соблюдения трудового законодательства регламентированы ст. 360 ТК РФ, а также Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 года № 875, и Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Минтруда России от 30.10.2012 года № 354н.

В названных актах определен предмет проверки - соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Приведенные нормы и акты не содержат ограничения предмета проверки применительно к виду осуществляемой проверки и основанию ее проведения.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Частью 4 ст. 10 указанного Закона предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно, статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Пунктом 5 ч. 2 ст. 14 указанного Закона установлено, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.

По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме (ст. 16 Закона).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами (ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).

Должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).

По смыслу вышеуказанных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Согласно ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

1.1) пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);

2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;

3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);

4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

5) пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;

6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);

7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);

8) частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

Согласно пункте 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, согласно которому если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Как следует из материалов дела 05 марта 2018 года руководителем Государственной инспекции труда в Челябинской области <данные изъяты>. вынесено распоряжение (приказ) о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Трест Магнитострой» на предмет осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (л.д.29).

По результатам проверки ООО «Трест Магнитострой» должностными лицами ГИТ, проводившими проверку, составлен акт проверки № 51/176/2 от 13 апреля 2018 года.

Из акта проверки, следует, что в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:

В производственном помещении УПМ ООО «Трест Магнитострой», расположенном по адресу <адрес обезличен>, эксплуатируются гильотинные ножницы (инвентарный номер 122112251).

Требованием п. 6.10.11.2. Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов ПОТ РМ 006-97 установлено, что на станине ножниц, в зоне обслуживания должна быть прикреплена краткая инструкция с указанием основных мер безопасности и наибольшей толщины разрезаемого материала. В нарушение данного требования, на вышеназванных ножницах инструкция с указанием основных мер безопасности и наибольшей толщины разрезаемого материала отсутствует.

    В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с п. 195. "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" стальные канаты, устанавливаемые на ПС при замене ранее установленных, должны соответствовать по марке, диаметру и разрывному усилию, указанным в паспорте ПС, иметь сертификат предприятия - изготовителя каната. Стальные канаты, не имеющие указанных документов, к использованию не допускаются. После замены изношенных грузовых, стреловых или других канатов, а также во всех случаях перепасовки канатов должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом, о чем должна быть сделана запись в паспорте крана специалистом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в работоспособном состоянии.

В нарушение требования данного пункта правил, сертификаты предприятия - изготовителя канатов, установленных на кран-бапке №6 (инв. №88) и мостовом кране № 5 (зав. №2440), эксплуатирующихся в производственном помещении УПМ ООО «Трест Магнитострой», расположенного по адресу <адрес обезличен>, отсутствуют. В паспортах вышеназванных подъемных сооружений отсутствуют сведения о проверке правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжке канатов рабочим грузом.

    В соответствии с п.222 "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", съемные грузозахватные приспособления и тара, признанные негодными к использованию в работе, в том числе, по причине отсутствия необходимой маркировки, а также грузозахватные приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы), не должны находиться в местах производства работ.

В ходе проверки установлено Наличие в местах производства работ производственного здания УПМ ООО «Трест Магнитострой», тары перемещаемой подъемными сооруженной с отсутствующей необходимой маркировкой и негодной к использованию в работе.

    В соответствии с п. 169. "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" ПС в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

а)    частичному - не реже одного раза в 12 месяцев;

б)    полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ЦС (ПС для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также других ПС, используемых только при ремонте оборудования, для которых полное техническое освидетельствование проводят 1 раз в 5 лет).

В ходе проверки, установлено, что техническое освидетельствование крна-балки №6 (инв. №88) проводилось 14.01.2017., сведения о проведении очередного технического освидетельствования в период с 14.01.2017. по 26.03.2018 в паспорте кран-балки № 6 (инв. №88) отсутствуют.

В соответствии с п. 150. "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” эксплуатирующие - организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условияих работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования ремонта. В соответствии с п. 255 "Правил безопасности опасных производственных объектов, которых используются подъемные сооружения" эксплуатирующая организация не должна допускать ПА в работу, если при проверке установлено, что не проведено соответствующее техническое освидетельствование ПС.    

Вышеназванные факты указывают, что работодателем ООО «Трест Магнитострой» нарушаются требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которые используют подъемные сооружения" № 533, что в нарушение требований ст.212 ТК РФ создает угрозу жизни и здоровью работников ООО «Трест Магнитострой», допущенных к работе на данном участке работ - производственных помещениях УПМ.

По итогам проверки, вынесено предписание № 051/95/3 от 13 апреля 2018 года, согласно которого ООО «Трест Магнитострой» необходимо в срок до 27 апреля 2018 года устранить нарушения трудового законодательства н иных нормативных правовых актов: на станине гильотинных ножниц, инвентарный номер 145002167, в зоне обслуживания поместить краткую инструкцию безопасности и наибольшей     толщины разрезаемого объекта, на кран-блоке №6 (инв.№88) и мостовом кране №5 (зав.№2440), установить стальные канаты, имеющие сертификат предприятия – изготовителя каната, обеспечить недопущение нахождения в местах производства работ съемных грузозахватных приспособлений и тары, признанных негодными к использованию в работе, в том числе по причине отсутствия необходимой маркировки, а также грузозахваточные приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации, обеспечить проведение периодического технического освидетельствования подъемных сооружений: частичного – не реже одного раза в 12 месяцев, полного – не реже одного раза в 3 года, после замены изношенных грузовых, стрелковых или других канатов, а также во всех случаях перепасовки канатов обеспечить проведение проверки правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом и внесении записи в паспорта кранов специалистов, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в работоспособностям состоянии, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях законодательства о труда РФ, представить в государственную инспекцию труда подтверждающие документы (л.д.36-37).

Полагая, что акт проверки №051/176/2 от 13 апреля 2018 года, и предписание № 051/95/3 от 13 апреля 2018 года являются незаконным, ООО «Трест Магнитострой» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконными и отменить вышеуказанное предписание.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с положениями ст. 211 ТК РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Правила по охране труда в строительстве, утвержденные Приказом Минтруда России от 01 июня 2015 года № 336н устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы при организации и осуществлении ими строительного производства (пункт 1).

Работодатель (лицо, осуществляющее строительство) должен обеспечить безопасность строительного производства и безопасную эксплуатацию технологического оборудования, используемого в строительном производстве, соответствие строительного производства требованиям законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также контроль за соблюдением требований Правил. Лицо, осуществляющее строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объекта капитального строительства, которым может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании гражданско-правового договора физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, и которое вправе выполнять определенные виды работ по строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту объекта соответствующих требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации (пункт 2).

При совместной деятельности на строительной площадке нескольких работодателей на основании заключенных договоров, включая физических лиц, осуществляющих в установленном порядке индивидуальную трудовую деятельность, каждый из них обязан обеспечить безопасные условия труда для привлекаемых ими работников в соответствии с оформленными актом-допуском, графиком выполнения совместных работ и требованиями Правил. Работодатель на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком) обеспечивает осуществление контроля за состоянием условий и охраны труда на объекте производства строительства в целом (пункт 18).

Согласно ст. 212 Трудового кодекса российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с п.6.10.11.2 Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов ПОТ РМ 006-97 на станине ножниц, в зоне обслуживания должна быть прикреплена краткая инструкция с указанием основных мер безопасности и наибольшей толщины разрезаемого материала.

Как следует из акта проверки, на вышеуказанных ножницах инструкция с указанием основных мер безопасности и наибольшей толщины разрезаемого материала отсутствовала.

В соответствии с п. 169 «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» ПС в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному - не реже одного раза в 12 месяцев; полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС (ПС для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также других ПС, используемых только при ремонте оборудования, для которых полное техническое освидетельствование проводят 1 раз в 5 лет).

В ходе проверки установлено, что техническое освидетельствование кран-балки №6 проводилось 14.01.2017 г., сведения о проведении очередного технического освидетельствования в период с 14.01.2017г по 26.03.2018г. в паспорте кран-балки отсутствуют, в связи с чем п.4 предписания государственного инспектора труда вынесен законно и обоснованно.

По требованию о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях законодательства о труде РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями статьи 357 ТК РФ предусмотрено право государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан, что предусмотрено требованиями статьи 360 ТК РФ.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства; вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.

В соответствии с казанными нормами работодатель вправе привлекать к дисциплинарной ответственности виновных лиц. В связи с чем суд не соглашается с указанным пунктом предписания. Он подлежит отмене.

Нарушения порядка и процедуры проведения проверки, фиксации выявленных нарушений и оформления ее результатов не допущено.

При этом, суд учитывает, что распоряжение инспекции труда о проведении проверки соответствует требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.

Однако суд не может также согласиться с п.2,3 оспариваемого предписания.

Согласно п.195 «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» стальные канаты, устанавливаемые на ПС при замене ранее установленных, должны соответствовать по длине, марке, диаметру и разрывному усилию, указанным в паспорте ПС, иметь сертификат предприятия - изготовителя каната. Стальные канаты, не имеющие указанных документов, к использованию не допускаются.

Также в акте проверки указано, что на кран-балке №6 (инв.№88) и мостовом кране № 5 (зав.№2440), эксплуатирующихся производственном помещении УПМ ООО «Трест Магнитострой», расположенного по адресу: <адрес обезличен> не были установлены стальные канаты, имеющие сертификат предприятия –изготовителя каната.

Как следует из пояснений сторон, установленных в судебном заседании, сертификаты на стальные канаты, паспорт крана были предоставлены государственному инспектору труда при проверке.

Из представленных документов усматривается, что действительно в паспорте крана от 04.06.2009 года имеется запись о замене грузового каната ф 13,5мм длиной89 м и сертификаты качества № 6740.

В соответствии со ст. 222 «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», съемные грузозахватные приспособления и тара, признанные негодными к использованию в работе, в том числе по причине отсутствия необходимой маркировки, а также грузозахватные приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы) не должны находиться в местах производства работ.

Правовые основания проведения проверки, цель и предмет проверки подробно приведены в пунктах 6, 7 и 8 данного распоряжения, которое содержит перечень основных нормативно-правовых актов, а также иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Форма распоряжения соответствует части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Приказом Ростехнадзора РФ от 10.07.2017г. № 254 утвержден перечень нормативно правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Технологический, строительный, энергетический надзор».

В п. 2.13.25 перечня приведены Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются сооружения, утвержденные Приказом Ростехнадзора № 533 от 12.11.2013 года.

В соответствии с Приказом Роструда от 30.12.2016г. № 538 в перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно приложению № 1 Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения не включены.

Таким образом, контроль за соблюдением правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения относится к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, указанные пункты предписания (№2,3) вынесены государственным инспектором не в рамках предоставленных ему полномочий и подлежат отмене.

Руководствуясь ст. ст. 175, 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания № 051/95/3 от 13.04.2018 г. удовлетворить частично.

Признать незаконным п.2, 3 предписания №051/95/3 от 13 апреля 2018 года, в части обязании ООО «Трест Магнитострой» установить стальные канаты, имеющие сертификат предприятия-изготовителя на кран-балке №6 (инв.№88), мостовом кране №5 (зав. №2440), эксплуатирующихся в производственном помещении УПМ ООО «Трест Магнитострой», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в части обеспечения недопущения нахождения в местах производства работ съемных грузозахватных приспособлений и тариф, признанных негодными к использованию в работе, в том числе пор причине отсутствия необходимой маркировки, а также грузозахваточных приспособлений с истекшим срока безопасной эксплуатации, в части рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях законодательства о труде РФ, в остальной части предписание №051/95/3 от 13 апреля 2018 года оставить без изменения.

В удовлетворении остальной части административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой» к Государственной инспекции труда в Челябинской области Сектор по Магнитогорскому округу о признании незаконным и отмене предписания № 051/95/3 от 13.04.2018г. отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий:

2а-1722/2018 ~ М-1308/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Трест Магнитострой"
Ответчики
Государственный инспектор Воронин Андрей Владимирович
Государственная инспекция труда
государственный инспектор ГИТ Адельгареев Наиль Зайнитдинович
Другие
Соловьева Е.А.
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска
Судья
Чухонцева Елена Валерьевна
26.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
03.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
07.06.2018[Адм.] Судебное заседание
14.06.2018[Адм.] Судебное заседание
25.06.2018[Адм.] Судебное заседание
17.07.2018[Адм.] Судебное заседание
18.07.2018[Адм.] Судебное заседание
23.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее