Предс. Геец В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-21/2019
15 января 2019 года г. Санкт-Петербург
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего | Лазарева Е.В., |
судей: | Объектова Е.Л., |
Ершова К.Г., |
при секретаре Давыдове А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 4 октября 2018 года по административному исковому заявлению <данные изъяты>
Дмитриевой Галины Львовны
об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Ершова К.Г., объяснения представителя административного истца Черновой И.А., поддержавшей жалобу, а также представителя административных ответчиков - начальника Управления и жилищной комиссии Управления Яценко О.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, окружной военный суд
У С Т А Н О В И Л:
Решением Выборгского гарнизонного военного суда от 4 октября 2018 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Дмитриевой Г.Л., в котором она просила признать незаконным решение жилищной комиссии Управления от 25 июня 2018 года (протокол № <...>) об отказе в принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
По мнению автора жалобы, суд оставил без внимания, что в соответствии с договором дарения принадлежащей ей доли в жилом помещении, после совершения сделки она сохраняла регистрацию в этом жилом помещении. При этом, как до, так и после отчуждения жилья, её обеспеченность общей площадью жилого помещения была ниже учётной нормы в связи с вселением в квартиру малолетних детей её дочери.
Из изложенного автор жалобы делает вывод, что к ней не могут быть применены последствия статьи 53 ЖК РФ, поскольку право состоять на учёте нуждающихся возникло у неё не в связи с отчуждением жилого помещения, а в связи с увеличением количества проживающих в нем жильцов.
Административный истец отмечает, что в квартире по <адрес> на неё приходится 8,25 кв. м. общей площади жилого помещения, а поэтому у неё имеются основания для признания нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В возражениях представитель административных ответчиков – начальника и жилищной комиссии Управления Михайловский Е.Е. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, окружной военный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По делу установлено, что в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», заключившая первый контракт о прохождении военной службы в 1995 году Дмитриева относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению постоянным жильем на весь период прохождения военной службы.
Согласно названной норме военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закона.
В соответствии с решением исполнительного комитета <данные изъяты> от 23 июля 1987 года № <...> военнослужащему войсковой части № <...> Д.В.Ю. на состав семьи два человека (он и жена – Дмитриева Г.Л.) предоставлено жилое помещение из жилого фонда, закрепленного за <данные изъяты> по <адрес> жилой площадью 28,1 кв.м (л.д. 73).
На основании заявления Д.В.Ю. Дмитриева Г.Л. и их дочери Д.И.В.. это жилое помещение передано им в долевую собственность по договору передачи жилого помещения в собственность граждан от 19 января 2010 года № <...>.
29 марта 2016 года административный истец подарила принадлежащую ей 1/3 доли указанного жилого помещения своей дочери.
Таким образом, в период прохождения военной службы Дмитриева была обеспечена от ФСБ России жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам. При этом, в связи с отчуждением доли в указанной квартире у неё отсутствует реальная возможность сдать это жилое помещение жилищным органам ФСБ России.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для дела.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Положение закона, предусматривающее представление военнослужащими при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов об освобождении жилого помещения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 22 января 2014 г. N 19-О, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
Из материалов дела видно, что Дмитриева не имеет объективной возможности сдачи квартирным органам ФСБ России занимаемого ею и членами её семьи жилого помещения. Более того, административный истец не просил о принятии на жилищный учёт всех граждан, проживающих совместно с ним в указанной квартире.
Фактически, Дмитриева поставила вопрос о предоставлении военным ведомством ей еще одного жилого помещения с оставлением ранее полученной квартиры членам её семьи.
Следовательно, административный истец просит о повторном обеспечении жилым помещением в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», то есть за счет государства и без сдачи ранее полученного в том же порядке жилья, что противоречит положениям не только пункта 14 статьи 15, но и пункта 5 статьи 15 «О статусе военнослужащих», согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В связи с изложенным требование Дмитриевой о принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения месте жительства при отсутствии у неё реальной возможности сдать занимаемое жилое помещение квартирным органам ФСБ России не основано на законе и удовлетворению не подлежало.
Таким образом, окончательный вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения жилищной комиссии Управления является по существу правильным.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы относительно обеспеченности Дмитриевой общей площадью жилого помещения, а также правильного применения судом первой инстанции при разрешении настоящего спора положений статьи 53 ЖК РФ, правового значения не имеют и оценки не требуют.
Не усматривая оснований к отмене либо изменению судебного постановления по изложенным в апелляционной жалобе доводам и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 4 октября 2018 года по административному исковому Дмитриевой Галины Львовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца – без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ: