Дело № 2-1342/2017 Председательствующий Панченко Ю.В.
Апелляционное определение № 33-715/2017
19 октября 2017 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Аушевой Ф.К.,
судей Кориговой М.А. и Плиевой И.М.,
при секретаре Цокиеве М-Б.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фаргиевой Аминат Халитовны к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по апелляционной жалобе истца на решение Магасского районного суда от 24 июля 2017 г.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия
установила:
Фаргиева А.Х. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики. На основании вступившего в законную силу решения Малгобекского городского суда от 8 сентября 2016 г. ей продлен срок действия статуса вынужденного переселенца на один год, в связи с чем 21 марта 2017 г. она обратилась с заявлением в Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия с просьбой о включении ее и членов ее семьи в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2016–2017 годы в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы. 27 марта 2017 г. Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия она уведомлена о том, что в сводном списке граждан–участников подпрограммы, утвержденном на 2017 год, она не значится, так как исключена Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия в связи с отсутствием статуса вынужденного переселенца. Полагая действия ответчика незаконными, просит суд обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия включить ее в сводный список на 2016-2017 годы граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы.
Решением Магасского районного суда от 24 июля 2017 г. в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на то, что действия Управления по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, повлекшие нарушение ее права, признаны незаконными, просит решение отменить.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение истца Фаргиевой А.Х., просившей удовлетворить апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия 27 марта 2017 г. Фаргиева А.Х. уведомлена о том, что в сводном списке на 2017 г. граждан–участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы она не значится, так как исключена из указанных списков в ходе согласования с Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия в связи с отсутствием статуса вынужденного переселенца.
Разрешая спор, руководствуясь Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, установив, что на момент формирования сводного списка, которое производится до 1 сентября года, предшествующего планируемому, у Фаргиевой А.Х. отсутствовал статус вынужденного переселенца, суд пришел к выводу о необоснованности исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности, предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 (далее – Правила), право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год и утверждает его.
Абзацем 3 названного пункта установлено, что сводный список в отношении граждан, указанных в подп. "ж" п. 5 Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Таким образом, включение граждан в указанный сводный список законодателем поставлено в зависимость от наличия статуса вынужденного переселенца.
Решением Малгобекского городского суда от 8 сентября 2016 г. срок действия статуса вынужденного переселенца Фаргиевой А.Х. продлен на один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 20 декабря 2016 г. вышеуказанное решение оставлено без изменения.
Как усматривается из удостоверения вынужденного переселенца, срок действия статуса вынужденного переселенца Фаргиевой А.Х. продлен до 20 декабря 2017 г.
Согласно п. 26 Правил включение граждан-участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
Между тем указанное ограничение не должно распространяться на случаи, когда включение граждан в указанный список происходит на основании решения суда, признавшего незаконным отказ уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления.
Иное понимание закона может привести к неоправданному ограничению права гражданина на судебную защиту, гарантированную ему ст. 46 Конституции РФ, включающую и право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вступившим в законную силу решением Малгобекского городского суда от 8 сентября 2016 г. на Управление по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность продлить Фаргиевой А.Х. срок действия статуса вынужденного переселенца до 20 декабря 2017 г., судебная коллегия приходит к выводу о незаконности действий ответчика, выразившихся в отказе во включении ее в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2017 г., и необоснованности судебного решения, которым истцу отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истца удовлетворить.
Решение Магасского районного суда от 24 июля 2017 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Фаргиевой Аминат Халитовны к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отменить, принять по делу новое решение, которым исковое заявление Фаргиевой Аминат Халитовны удовлетворить.
Обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия включить Фаргиеву Аминат Халитовну в сводный список на 2017 год граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья Плиева И.М.