Дело № 2а-585/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 26 июля 2019 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Железновой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
с участием помощника прокурора Любинского района Омской области Никульшиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Любинского района к администрации Тавричанского сельского поселения о возложении обязанности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Тавричанского сельского поселения о возложении обязанности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В обоснование требований указал следующее.
Прокуратурой Любинского района в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции были выявлены нарушения Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В ходе проверки установлено, что в течение 2018 года администрацией Тавричанского поселения было принято более 60 нормативных правовых акта, тогда как антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проведена. Просил возложить обязанность на администрацию поселения провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Никульшина Е.В. поддержала административное исковое заявление в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Тавричанского сельского поселения участия в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дел в его отсутствие, возражений не представил.
Выслушав административного истца, исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии с ч. 2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав.
В соответствии с ч.1 и ч. 4 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
Согласно положению ч. 4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий ( бездействия ) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории сельского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.
Из положений ч.9 ст.226 КАС РФ следует, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Частями 3, 4, ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляет правовую основу противодействия коррупции.
В соответствии с п. 2 ст. 1 названного Федерального закона под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.
В силу ст. 2 Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза направлена на исключение положений из нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающих условия для проявления коррупции.
К числу субъектов, осуществляющих проведение антикоррупционной экспертизы, наряду с прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, федеральным законодателем также отнесены органы, организации их должностные лица, которые проводят такую экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 N 172-ФЗ " Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 N 172-ФЗ " Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" выявленные органами местного самоуправления в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупционные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы, в случаях, предусмотренных ч.ч. 3, 4 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
В силу части 4 и части 5 статьи 3 Федерального закона " Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупционных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
В соответствии со своими полномочиями Правительством Российской Федерации постановлением N 96 от 26.02.2010 года утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает в силу прямого указания закона на администрацию Тавричанского сельского поселения обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства на территории Тавричанского сельского поселения утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которым регламентирована процедура проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Тавричанского сельского поселения и их проектов.
В судебном заседании установлено, что в период 2018 года администрацией Тавричанского сельского поселения антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов не проводилась, тогда как администрацией поселения за указанный период принято более 60 нормативны правовых актов.
В судебное заседание представитель ответчика не представил возражений против доводов административного иска прокурора.
Из представленных материалов следует, что прокуратурой района в адрес главы Администрации поселения вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, которое по результатам рассмотрения признано обоснованным и удовлетворено, однако, действенных мер к реальному устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, а также недопущению их впредь не принято, поскольку антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов за 2018 год административным ответчиком до настоящего времени не проведена.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт бездействия администрации Тавричанского сельского поселения, выразившийся в не проведении антикоррупционной экспертизы вышеуказанных муниципальных нормативных правовых актов.
При изложенных обстоятельствах суд находит требования прокурора района возложении обязанности на администрацию поселения провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Любинского района удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Тавричанского сельского поселения, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Л.В. Железнова