Дело № 12-41/15
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
г. Апшеронск 01 сентября 2015 г.
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Наумова С.Н.
при секретаре Воробьевой С.Н.,
с участием представителей ОАО «Апшеронскрайгаз» - Татаринцевой Л.В. и Кочневой А.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Апшеронскрайгаз» на постановление по делу об административном правонарушении от 29.04.2015 г., вынесенное должностным лицом - страшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея КИО по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Апшеронскрайгаз» по ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от 29.04.2015 г. старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея КИО ОАО «Апшеронскрайгаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Генеральный директор ОАО «Апшеронскрайгаз» Трусов А.Б. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, указав, что в описательной части обжалуемого постановления изложены обстоятельства и доводы, указывающие на нарушение ОАО «Апшеронскрайгаз» требований ст. 8.5 КоАП РФ, а резолютивная часть содержит нарушения, допущенные ОАО «Апшеронскрайгаз», выразившиеся в несоблюдении им экологических и санитарно-эпидимиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. При этом описательная и мотивировочная часть обжалуемого постановления не содержит описание объективной стороны вменяемого ОАО «Апшеронскрайгаз» правонарушения, а именно: каким образом ОАО «Апшеронскрайгаз» скрывает или искажает экологическую информацию. Поскольку приказом Росприроднадзора № 16-28/1 ОАО «Апшеронскрайгаз» утверждено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласно утвержденным нормативам. Срок действия разрешения установлен по 21.11.2017 г. При этом, количество выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не согласуется с ранее утвержденным количеством, указанным в разрешении № 1 от 09.01.2013 г. Должностным лицом Росприроднадзора какие-либо натурные измерения утечек газа приборным методом не производились. Обжалуемое постановление содержит ссылки, полученные должностным лицом сведения из договоров на поставки газа и договора поставки газа на технологические нужды и потери на сетях газораспределения заключенные в 2011 г., 2012 г., 2013 г. Постановление № от 29.04.2015 г. не содержит надлежащих доказательств определения действительных потерь газа в количественном выражении, которые согласно п. 6.2.1 Методики, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 г. № 231 должны определяться путем натурных измерений утечек газа приборным методом на реальных объектах с последующей статистической обработкой результатов измерений. Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды производился ОАО «Апшеронскрайгаз» в соответствии с п. 3,4,5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632. Таким образом, постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея КИО от 29.04.2015 г. № о привлечении ОАО «Апшеронскрайгаз» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей подлежит отмене, в связи отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, а производство по делу прекращению.
В судебном заседании представители ОАО «Апшеронскрайгаз» Татаринцева Л.В. и Кочнева А.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме и просили ее удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении в адрес суда просит рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении заявленных ОАО «Апшеронскрайгаз» требований отказать.
Выслушав представителей ОАО «Апшеронскрайгаз», исследовав материалы дела, а также административный материал в отношении ОАО «Апшеронскрайгаз», суд находит, что постановление № от 29.04.2015 г. старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея КИО подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи отсутствием в действиях ОАО «Апшеронскрайгаз» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением органа государственного надзора о проведении плановой документарной проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея от 13.02.2015 г. № проведена проверка в отношении ОАО «Апшеронскрайгаз», с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2015 г., обеспечения юридическим лицом исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в части: обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, геологического изучения, рационального использования и охраны недр, использования и охраны водных объектов, государственной экологической экспертизы, земельных отношений.
В результате плановой проверки, постановлением № от 29.04.2015 г. старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея КИО ОАО «Апшеронскрайгаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 названного Закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Как следует из постановления № от 29.04.2015 г., а также дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - ОАО «Апшеронскрайгаз», 24.04.2015 г. в 16 часов 00 минут ОАО «Апшеронскрайгаз» по адресу: <адрес> скрывает и искажает экологическую информацию.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия па окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников и социальных факторов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из постановления № от 29.04.2015 г., ОАО «Апшеронскрайгаз» при транспортировке газа несет технологические потери и потери на технологические нужды, которые выбрасываются в атмосферный воздух при проведении технического обслуживания, текущего ремонта газорегуляторных пунктов (ГРП, ГРПБ, ШРП), а так же при эксплуатационных утечках газа через разъемные соединения, вследствие не герметичности. Однако в представленных расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2012, 1,2,3,4 кварталы 2013 года и 1,2,3, 4 кварталы 2014 г. в разделе 1 «Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» не произведены расчеты с учетом выбросов в атмосферный воздух газа (метана) при технологических потерях и расходе на технологические нужды.
Суд критически относится к доводам Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея о том, что при эксплуатации ГРП и ШРП ОАО «Апшеронскрайгаз» допускает выбросы природного газа, величина которых зависит от состава установленного оборудования, поскольку как следует из пояснений представителей ОАО «<адрес>газ», заявитель эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, перечисленных в приложении № к разрешению «1 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно разрешению №, ОАО «<адрес>газ» выбрасывает в атмосферу 29 наименований загрязняющих веществ.
В соответствии с проведенным анализом эксплуатации объектов ОАО «<адрес>газ», а именно источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлена причина несоответствия данных по количеству суммарных данных выбросов газообразных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Анализом производственной деятельности ОАО «<адрес>газ», технологического процесса эксплуатации и транспортировки газа потребителям установлено, что потери газа на трубопроводах обусловлены эксплуатационными утечками газа в газопроводах, связанные с негерметичностью установленных на них арматуры и оборудования, которые рассчитываются ОАО «Апшеронскрайгаз» согласно методике «Методика по расчёту удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства» разработана Гипрониигаз, 1997 г.
При этом транспортировка газа по трубопроводам, как и любого иного топливо-энергетического ресурса, невозможна без потерь, в силу того, что невозможно обеспечить абсолютную герметичность фланцевых, резьбовых и цапковых соединений газопроводов, оборудования и сооружений на них ГРП, ШРП и т.п.
Потери газа наблюдаются при проведении ремонтных и профилактических работ в системах газораспределения и газопотребления, во время врезки и пуска газа при вводе объектов газоснабжения в эксплуатацию, а также при аварийных и залповых выбросах газа в системах газоснабжения и при проведении аварийно-восстановительных работ.
ОАО «Апшеронскрайгаз» рассчитываются объемы потерь при данных работах и указываются как технологические нужды предприятия.
В расчет тарифов газа включаются технологические (эксплуатационные) потери газа, в которые включаются все вышеперечисленные потери, кроме потерь газа, связанных с авариями и проведением аварийно-восстановительных работ.
Кроме того, ОАО «Апшеронскрайгаз» заключены договоры на поставку газа № от 17.11.2011 г., договор на поставки газа на технологические нужды и потери на сетях газораспределения № от 05.12.2012 г., договор поставки газа на технологические нужды и потери на сетях газораспределения № от 21.10.2013 г. с ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар».
Согласно Актам о потреблении газа на технологические нужды, технологические потери и ликвидацию аварийных ситуаций в системах газораспределения Апшеронского района на 2012 г., 2013 г., 2014 г., представленными в ходе проверки во 2,3,4 кварталах 2012 г. по результатам эксплуатационной деятельности ОАО «Апшеронскрайгаз», на технологические нужды израсходовано ..., на технологические потери ..., на ликвидацию аварийной ситуации - 0 м3.
В 2013 г. по результатам эксплуатационной деятельности ОАО «Апшеронскрайгаз» на технологические нужды израсходовано - ... на технологические потери ..., на ликвидацию аварийной ситуации ....
В 2014 г. по результатам эксплуатационной деятельности ОАО «Апшеронскрайгаз» на технологические нужды израсходовано ...,на технологические потери ..., на ликвидацию аварийной ситуации ....
Согласно п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В обжалуемом постановлении указано, что при проведении проверки установлено, что ОАО «Апшеронскрайгаз» при транспортировке газа потребителям несет потери (на технологические нужды и на технологические потери), указанные потери обусловлены производственным процессом ОАО «Апшеронскрайгаз» связанным с транспортировкой газа по газопроводам.
ОАО «Апшеронскрайгаз» учтены объемы указанных потерь при формировании цен и тарифов на природный газ потребителя. Однако, как следует из обжалуемого постановления, ОАО «Апшеронскрайгаз» не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду по указанным объемам потерь, искажая данные объемы при направлении справок о производственной деятельности природопользователя (основа к расчетам платы за HBOC).
При определении наличия либо отсутствия состава административного правонарушения в ОАО «Апшеронскрайгаз» следует иметь в виду, что для выводов о недостоверности сведений необходимо располагать результатами не только проводимых проверок, но и результатами соответствующих исследований с применением соответствующих приборов и методик, которые бы исключили субъективность при формировании выводов проверок. Данное положение соответствует п. 6.2 Методики определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа (РД 153-39.4-4-079-01) согласно которому, эксплуатационные потери газа в количественном выражении могут рассчитываться или определятся путем натурных измерений утечек газа приборным методом на реальных объектах - представителях систем газоснабжения с последующей статистической обработкой результатов измерений. Руководящий документ признает оптимальным сочетание обоих методов.
В постановлении от 29.04.2015 г. государственный инспектор Росприроднадзора КИО указал, что основанием для выводов о виновности ОАО «Апшеронскрайгаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, явились результаты проведенных исследований на определение компонентного состава и класса опасности и анализа эксплуатации объектов, а именно источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Как установлено в судебном заседании и пояснили представители ОАО «Апшеронскрайгаз» наличие технологических и эксплуатационных потерь газа при его транспортировке потребителям, через запорные вентили, приборы учета, при авариях газопровода и т.п. они не отрицают. Однако способов измерения объемов таких утечек не существует.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея об отсутствии ливневой канализации, которая свидетельствует о наличии водосборных площадей, поскольку из пояснений представителей ОАО «Апшеронскрайгаз», если ливневая канализация отсутствует, разрешается один раз в квартал производить анализ сточных вод, что и делается ОАО «Апшеронскрайгаз».
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, объективно и безусловно доказывающих виновность ОАО «Апшеронскрайгаз» в инкриминируемом ему деянии.
В силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ОАО «Апшеронскрайгаз» Трусова А.Б. на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея КИО от 29.04.2015 г. № о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея КИО от 29.04.2015 г. № о привлечении ОАО «Апшеронскрайгаз» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей отменить, в связи отсутствием в действиях ОАО «Апшеронскрайгаз» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ производство по делу, прекратить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение 10 суток.
Судья