административное дело № года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ п. Коренево
Кореневский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Тархова Д.В.,
с участием помощника прокурора Кореневского района Курской области Рогач Ю.С.,
при секретаре Стародубцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кореневского района Курской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Викторовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области о признании бездействия МКОУ «Викторовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области незаконным и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кореневского района Курской области, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к МКОУ «Викторовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области о признании бездействия, выразившегося в неразмещении в единой информационной сети отчетов об исполнении: договора №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «Ростелеком»; муниципального контракта №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и АО «АтомЭнергоСбыт»; муниципального контракта №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «АтомЭнергоСбыт», с приложением актов о приемке выполненных работ, незаконным; обязании МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу разместить в единой информационной сети отчеты об исполнении указанных договора, муниципальных контрактов. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд муниципальными заказчиками Кореневского района Курской области. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «Ростелеком заключен договор № на оказание услуг связи на сумму 4913 рублей 52 копейки сроком до ДД.ММ.ГГГГ, услуги поставлены заказчику в установленный законом срок, им оплачены; ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и АО «АтомЭнергоСбыт» заключен муниципальный контракт № на оказание услуг энергоснабжения на сумму 210828 рублей 54 копейки сроком до ДД.ММ.ГГГГ года, услуги поставлены заказчику в установленный законом срок, им оплачены; ДД.ММ.ГГГГ года между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «АтомЭнергоСбыт» заключен муниципальный контракт № на оказание услуг энергоснабжения на сумму 187600 рублей сроком до ДД.ММ.ГГГГ, услуги поставлены заказчику в установленный законом срок, им оплачены. При этом, муниципальным заказчиком – МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области в единой информационной системе не размещены отчеты об исполнении указанных договора, муниципальных контрактов. Факт выявленных нарушений подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответом общеобразовательного учреждения на представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе закупок. Отсутствие указанной информации на официальном сайте в сети интернет не соответствует принципам доступности и открытости информации, нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц на получение надлежащей информации, свидетельствует о нарушении муниципальным заказчиком действующего законодательства. Непринятие муниципальным заказчиком МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области мер к размещению на сайте www.zakupki.gov.ru отчетов об исполнении муниципальных контрактов, договора свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Помощник прокурора Кореневского района Курской области Рогач Ю.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика МКОУ «Викторовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился; ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд, выслушав помощника прокурора Кореневского района Курской области, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление прокурора Кореневского района Курской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ст. 1).
Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 настоящего закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Часть 9 статьи 94 данного закона устанавливает обязанность в соответствии с которой информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 данного закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
При этом порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, его форма определяются Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения», в соответствии с п. 2 которого, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, подписанный электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан Федеральным казначейством, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2015 года № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» определяет, что такой официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
Пунктом 2 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1093 закреплено, что в отчете сроки отдельного этапа исполнения государственного (муниципального) контракта, наименование и цена поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, размер аванса и сроки оплаты обязательств по контракту указываются в соответствии с условиями контракта, а также документами о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и документами о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта.
Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.
В ходе рассмотрения дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, было установлено, что МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области в нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в единой информационной сети не размещены отчеты об исполнении договора №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «Ростелеком; муниципальных контрактов: №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и АО «АтомЭнергоСбыт»; №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «АтомЭнергоСбыт», с приложением актов о приемке выполненных работ. Данное обстоятельство подтверждено актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей к нему, другими материалами дела.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В результате бездействия МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отсутствие указанной информации на официальном сайте в сети интернет не соответствует принципам доступности и открытости информации, нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц на получение надлежащей информации, свидетельствует о нарушении муниципальным заказчиком действующего законодательства.
Непринятие муниципальным заказчиком МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района мер к размещению на сайте www.zakupki.gov.ru отчетов об исполнении названных договора, муниципального контракта свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, несоблюдении требований действующего законодательства и ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах административное заявление прокурора Кореневского района Курской области подлежит удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом указанных положений закона, суд считает срок для исполнения решения, указанный прокурором Кореневского района – в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу для МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области на размещение в единой информационной сети отчетов об исполнении договора №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «Ростелеком; муниципальных контрактов: №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и АО «АтомЭнергоСбыт»; №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «АтомЭнергоСбыт», с приложением актов о приемке выполненных работ, является достаточным для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Положения п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ указывают, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Кореневского района Курской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Викторовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области о признании бездействия МКОУ «Викторовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области незаконным и об обязании совершить действия, – удовлетворить.
Признать бездействие МКОУ «Викторовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к размещению в единой информационной сети отчетов об исполнении договора №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «Ростелеком»; муниципального контракта №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и АО «АтомЭнергоСбыт»; муниципального контракта №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «АтомЭнергоСбыт», с приложением актов о приемке выполненных работ, - незаконным.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Викторовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области разместить в единой информационной сети отчеты об исполнении договора №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «Ростелеком»; муниципального контракта №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и АО «АтомЭнергоСбыт»; муниципального контракта №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Викторовская СОШ» Кореневского района Курской области и ОАО «АтомЭнергоСбыт», с приложением актов о приемке выполненных работ, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Викторовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области сообщить об исполнении решения в суд и прокуратуру Кореневского района Курской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд Курской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Кореневского районного суда Д.В. Тархов
Курской области
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ