ист 5 решения от 16.02.2009 г. по делу № А-32-51/2009-58/16
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар
16 февраля 2009 г. Дело № А-32-51/2009-58/16
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Шкира Д.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кропоткине Краснодарского края, г. Кропоткин
к индивидуальному предпринимателю Кудрявцевой Натальи Михайловны, г. Кропоткин
о взыскании 10 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен
от ответчика: не явился, уведомлен
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кропоткине Краснодарского края, г. Кропоткин (далее заявитель, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кудрявцевой Натальи Михайловны, г. Кропоткин (далее - предприниматель) о взыскании штрафа в размере 10 000 руб.
Заявитель в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя пенсионного фонда.
Предприниматель в судебное заседание не явился, направил ходатайство об уменьшении суммы штрафа, которое подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в территориальных органах Пенсионного фонда РФ является обязательной, и должна быть осуществлена в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации.
Согласно названной статьи регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика для физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.
Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей до 01.01.2004, после этой даты сохраняют обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 20.05.2008..
Предпринимателем заключен трудовой договор от 01.07.2008 № 1 с физическим лицом Дятловым С.Н.
Заявление о постановке на учет в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в качестве лица, осуществляющего прием на работу наёмных работников и производящего выплаты в пользу данных лиц, подано предпринимателем 29.10.2008, т.е. с нарушением срока, предусмотренного статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пенсионным фондом был составлен акт от 29.10.2008 № 37 о нарушении пенсионного законодательства, которым зафиксирован факт нарушения предпринимателем срока регистрации, предусмотренного статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Рассмотрев акт от 29.10.2008 № 37 о нарушении пенсионного законодательства, начальником пенсионного фонда вынесено решение от 20.11.2008 № 9, которым предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 20.11.2008 № 9 предпринимателю предложено уплатить штраф в добровольном порядке в срок до 08.12.2008.
Штраф предпринимателем добровольном порядке уплачен не был.
В соответствии с пунктом 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается факт совершения предпринимателем нарушения срока постановки на учет в пенсионном фонде в качестве лица, заключившего трудовые договоры и производящего выплаты в пользу физических лиц.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2000 № 55 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, распространяются требования части первой НК РФ, а сами органы ПФ РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
Поскольку органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (статья 9 НК РФ), заявитель, во исполнение требований статей 69, 70, 104, 115 НК РФ, правомерно направил предпринимателю требование об уплате штрафа.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
Внебюджетные фонды по вопросам, отнесенным НК РФ к их компетенции, пользуются правами и несут обязанности в соответствии с НК РФ, в том числе и касающиеся порядка привлечения страхователей к ответственности.
В силу пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Следовательно, НК РФ устанавливает четкую процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки и соблюдения прав налогоплательщика на участие в рассмотрении данных материалов и представления своих возражений, несоблюдение данной процедуры является безусловным основанием для признания решения о привлечении к налоговой ответственности недействительным.
Как видно из материалов дела, уведомлением от 29.10.2008 предприниматель был извещен о времени и месте рассмотрения акта от 29.10.2008 № 37 на 20.11.2008. Указанное уведомление получено предпринимателем 29.10.2008, о чем свидетельствует ее подпись (л.д. 21).
Рассмотрев акт от 29.10.2008 № 37, руководителем пенсионного фонда вынесено решение от 20.11.2008 № 9 в отсутствии надлежаще извещенного предпринимателя.
С учётом изложенных обстоятельств, материалами дела подтверждается правомерность привлечения общества к ответственности в сумме 10 000 руб. по статье 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Принимая во внимание то, что совершенным ответчиком правонарушением не нанесен ущерб финансовым интересам государства, не причинен материальный вред, правонарушение не относится к категории злостных правонарушений, имеющих необратимый характер, факт того, что ранее ответчик к аналогичной ответственности не привлекался, производил своевременно выплаты на страховую и накопительную части страховых взносов за наемных работников, наличие у предпринимателя на иждивении несовершеннолетнего сына, суд полагает возможным снизить размер штрафа в соответствии со статьей 112 НК РФ и пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса РФ» до 1000 руб.
В соответствии со статьями 101, 102, 103, 110 АПК РФ расходы по госпошлине следует возложить на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-171, 216 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Ходатайство индивидуального предпринимателя Кудрявцевой Натальи Михайловны, г. Кропоткин об уменьшении штрафных санкций удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Кудрявцевой Натальи Михайловны, 14.07.1982 года рождения, уроженки г. Кропоткин Краснодарского края (352380, г. Кропоткин, ул. красная, 260, кв. 8), ИНН 231304444607, в доход Пенсионного фонда РФ штраф в размере 1 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с предпринимателя индивидуального Кудрявцевой Натальи Михайловны, 14.07.1982 года рождения, уроженки г. Кропоткин Краснодарского края (352380, г. Кропоткин, ул. красная, 260, кв. 8), ИНН 231304444607, в доход федерального бюджета РФ госпошлину в размере 500 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в пятнадцатый апелляционный суд.
Судья Д.М. Шкира