РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-2607/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Хабаровск 29 апреля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Н.В. Пестовой
судей М.Е. Симаковой, И.К. Ющенко
с участием прокурора Е.В. Максименко
при секретаре А.С. Солоха
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, представлению прокурора на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 30 января 2015 года по делу по иску Компановского Н. В. к администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании распоряжения главы администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края незаконным и отмене, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения Н.В. Компановского, представителей администрации Верхнебуреинского муниципального района Ю.Г. Рябовой, М.Л. Слепцова, действующих на основании доверенностей, заключение прокурора Е.В. Максименко, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Компановский Н.В. обратился в суд с иском к администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании распоряжения главы администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края незаконным и отмене, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в должности <данные изъяты> администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения № главы администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края действие трудового договора было прекращено на основании п.5 ст.15 Федерального закона № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации». Увольнение полагает незаконным, поскольку трудовой договор с ним прекращен как с <данные изъяты> администрации района, тогда как согласно трудовому договору он принят на работу, на должность <данные изъяты> администрации района. В представлении прокуратуры речь идет о конфликте интересов, а из заключения служебного расследования ответчика следует, что основанием увольнения послужило нарушение им порядка предоставления справки о доходах. Из распоряжения об увольнении не следуют основания его увольнения.
Просил суд признать распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении незаконным и отменить его, восстановить на работе в прежней должности, взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 30 января 2015 года исковые требования Компановского Н.В. удовлетворены в части.
Постановлено признать незаконным применение к Компановскому Н.В. дисциплинарного взыскания в виде увольнения на основании распоряжения главы администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ; восстановить Компановского Н.В. на работе в администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в должности <данные изъяты> администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края; взыскать с администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в пользу Компановского Н.В. средний заработок за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>. Решение в части восстановления на работе обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе глава администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Титков П.Ф. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылается на нарушения судом норм материального права. Считает, что шестимесячный срок применения дисциплинарного взыскания нарушен не был, поскольку государственный служащий может предоставить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпунктах «б» или «в» пункта 3 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 (в редакции от 03 декабря 2013 года № 878). В данном случае, поданные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера до 30 апреля 2014 года, продлеваются еще на три месяца. Считает, что срок применения дисциплинарного взыскания в отношении истца не нарушен.
В представлении старший помощник прокурора Верхнебуреинского района Челышев А.О. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылается на неверное толкование судом норм права. В частности указывает, что судом неверно истолковано законодательство в части сроков применения дисциплинарного взыскания со дня совершения проступка. Днем совершения проступка следует считать 30.07.2014 года, т.е. дату, до наступления которой муниципальный служащий имел возможность предоставить уточненные сведения.
В письменных возражениях Компановский Н.В. просит решение оставить без изменения, жалобу администрации Верхнебуреинского муниципального района, представление прокурора - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Максименко Е.В. доводы апелляционного представления поддержала, просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители администрации Верхнебуреинского муниципального района Рябова Ю.Г., Слепцов М.Л. доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Компановский Н.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал на доводы апелляционных представления и жалобы, просил решение суда оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
В силу требований ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Компановский Н.В. на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты> администрации Верхнебуреинского муниципального района.
В ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что между Компановским Н.В. и администрацией Верхнебуреинского муниципального района заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, который подлежит указанию в разделе 5 «Сведения об обязательствах имущественного характера». Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании», Компановским Н.В. не отражены в сведениях о земельном участке, находящемся в его пользовании.
Заключением служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного комиссией администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, установлено, что предоставленные Компановским Н.В. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера поданы с нарушением норм действующего законодательства, а именно п.1.1. ч.1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.4 ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Нарушения выразились в не заполнении муниципальным служащим сведений, предусмотренных разделом 5 справки «Сведения об обязательствах имущественного характера. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании».
Распоряжением Главы администрации Верхнебуреинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор, прекратил действие, поскольку к Компановскому Н.В. применено взыскание в виде увольнения за совершение правонарушения, установленного п.5 ст.15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Основанием к увольнению Компановского Н.В. послужили представление прокуратуры Верхнебуреинского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» от 22.10.2014 года № и заключение служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, проверяя правомерность издания распоряжения о прекращении действия трудового договора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком были нарушены сроки наложения дисциплинарного взыскания в виде увольнения истца в соответствии со ст.193 Трудового кодекса РФ.
С указанным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяется указанным Федеральным законом.
В силу ч.2 ст.3 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
В силу ст.15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В силу п.5 ст.15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в ч.1 ст.15 названного выше закона, обязанности, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт1); лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1-3.1 этой части (пункт 4).
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», изданным в развитие статьи Закона о противодействии коррупции, рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 1 сентября 2009 г. определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с Перечнем должностей муниципальной службы в администрации Верхнебуреинского муниципального района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации Верхнебуреинского муниципального района обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденных постановлением администрации района от 26.10.2012 года № 1051, с учетом изменений внесенных в раздел 1 указанного Перечня Постановлением Главы района № 218 от 04.03.2013 года установлено, что при назначении на должности муниципальной службы относящихся к должностям высшей, главной и ведущей группам должностей в администрации Верхнебуреинского муниципального района, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно должностной инструкции <данные изъяты> администрации Верхнебуреинского района Хабаровского края Компановского Н.В. - должность муниципальной службы - <данные изъяты> администрации Верхнебуреинского района относится к высшей группе должностей.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», для государственных служащих, замещающих должности государственной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, установлена обязанность ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Муниципальный служащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпункта «б» или «в» пункта 3 Положения о предоставлении гражданам, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559 (в редакции от 03 декабря 2013 года № 878).
ДД.ММ.ГГГГ истцом в администрацию Верхнебуреинского муниципального района была сдана справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего администрации Верхнебуреинского муниципального района.
Уточненные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работодателю Компановским Н.В. не представлялись.
Увольнение муниципального служащего в соответствии со ст.15 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» является дисциплинарным взысканием, следовательно, в силу ст.27 указанного Закона порядок его применения определяется в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно ст.193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года с последующими изменениями и дополнениями «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе подчинен работник стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Таким образом, из указанного следует, что срок привлечения к дисциплинарной ответственности истца должен исчисляться не со дня представления им справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - ДД.ММ.ГГГГ, а с момента, когда непосредственному руководителю стало известно об обнаружении проступка, то есть с 22 октября 2014 года, когда ответчиком было получено представление прокурора № от 22.10.2014 года об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в отношении истца Компановского Н.В.
Более того, как следует из материалов дела, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Главой Верхнебуреинского муниципального района была создана комиссия для проведения служебного расследования на основании указанного выше представления прокуратуры в отношении истца.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по результатам служебного расследования рекомендовано применить к истцу дисциплинарное взыскание, предусмотренное ч.5 ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено применить к Компановскому Н.В. дисциплинарное взыскание после окончания больничного листа.
Из листков временной нетрудоспособности следует, что Компановский Н.В. находился на больничном в период с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Компановский Н.В. освобожден от замещаемой должности муниципальной службы на основании п.5 ст.15 Федерального закона «О муниципальной службы Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, предусмотренный законом срок для применения дисциплинарного взыскания ответчиком нарушен не был. Дисциплинарное взыскание применено ответчиком в установленном законе порядке.
Оценив по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства, полученные при рассмотрении дела, проанализировав установленные обстоятельства дела, а именно, что Компановский Н.В. являясь муниципальным служащим, в нарушение требований ст.15 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не представил полные и достоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судебная коллегия приходит к выводу, что у работодателя имелись правовые основания для его привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Компановского Н.В.
В связи с тем, что факт незаконного увольнения истца не нашел своего подтверждения, а поэтому не подлежат удовлетворению производные требования о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 30 января 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Компановского Н. В. к администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании распоряжения главы администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края незаконным и отмене, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Н.В. Пестова
Судьи М.Е. Симакова
И.К. Ющенко