Решение по делу № А57-9810/2008 от 01.11.2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов,  Бабушкин взвоз,1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Саратов                                                                                        Дело № А-57-9810/08-111

Резолютивная часть решения объявлена  - 27.10.2008г.

Решение изготовлено в полном объеме      - 01.11.2008г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Ерыклинцевой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

ГУ-УПФ РФ в Волжском районе г.Саратова, г.Саратов,

к  индивидуальному предпринимателю   Пономаренко Сергею Алексеевичу, г.Саратов,

о взыскании  финансовых санкций в размере 123,20руб. и обязании представить сведения

при  участии в заседании:

от заявителя – Щибор Л.В., дов. От 16.01.2008г. № 09-112,

от заинтересованного лица – не явился, 

У С Т А  Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волжском районе г.Саратова, г.Саратов,  обратилось в Арбитражный суд  Саратовской области с заявлением о взыскании  с индивидуального предпринимателя   Пономаренко Сергея Алексеевича, г.Саратов, финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 123,20 руб. и обязании представить индивидуальные сведения за 2007г.

            В судебное заседание явился представитель заявителя, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Предприниматель в судебное заседание не явился, заявленные требования не оспорил, возражения не представил,  направленная в его адрес, указанный в Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, заказная корреспонденция, возвращена отделением связи с отметкой «истек срок хранения».

Согласно части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. В силу части 2 этой статьи лицо считается извещенным надлежащим образом и в том случае, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации или по месту жительства гражданина (часть 4 статьи 121 Кодекса). Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения копии судебных актов направляются по последнему известному арбитражному суду адресу и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не находится или не проживает (часть 1 статьи 124 Кодекса).

Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации индивидуального предпринимателя, где указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В силу пункта 5 той же статьи индивидуальные предприниматели в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 данной статьи сведений обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

В выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.04.2007г. указан следующий адрес Предпринимателя: 410003, г.Саратов, ул.Волочаевский проезд,  д.5, кв.70.

Судом направлено в адрес предпринимателя определение суда от 01.07.08г. о месте и времени судебного разбирательства по указанному адресу, в связи с чем предприниматель считается извещенным.

               Неявка в судебное заседание истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует разрешению спора в его отсутствие.

               В соответствии со ст.ст.123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассмотрен по существу в отсутствие предпринимателя.

Материалами дела установлено, что ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Волжском районе проведена проверка ИП  Пономаренко Сергея Алексеевича  по вопросу своевременности представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В ходе проверки установлено, что предпринимателем  Пономаренко С.А. не представлены индивидуальные сведения  о страховых взносах и страховом стаже за 2007г. по форме АДВ-11.

            По результатам проведенной проверки ГУ - УПФ РФ в  Волжском районе составлен    Акт № 365  от 20.03.08г. и принято Решение № 365  от  28.04.08г. о привлечении ИП  Пономаренко С.А. к ответственности, предусмотренной ст.17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования,  в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР,  что составляет  123,20руб.

Сумма начисленных за 2007г. страховых взносов в ПФР составила 1232 руб., следовательно, сумма финансовых санкций составляет  123,20руб.

            Требование об уплате финансовых санкций № 365 от 28.04.08г. предпринимателем в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем,  ГУ-УПФ РФ в Волжском районе обратилось в арбитражный суд с  заявлением о взыскании  с предпринимателя     Пономаренко С.А. финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета)  в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 123,20 руб.

            Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

            В соответствии со ст. 25 ФЗ РФ  от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Пенсионный фонд  РФ  обязан обеспечить сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат пенсий.   На основании  ст.17 вышеуказанного Закона бюджет Пенсионного фонда РФ формируется, в том числе, и за счет страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций.

           Согласно статьи 5 Федерального Закона от 01.04.96 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (в редакции ФЗ от 31.12.02 г. № 198-ФЗ) Пенсионный фонд РФ осуществляет индивидуальный (персонифицированный)  учет в системе обязательного пенсионного страхования. 

          На основании ст. 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, могут выступать страхователи или физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Понятия «страхователь» и «физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы» приведены законодателем в статье 1 Закона N 27-ФЗ. В силу данной нормы к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Таким образом, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предприниматель как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть отнесен и к категории страхователей, и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников, которым  Пономаренко С.А.  производит выплаты. На такие доказательства не ссылается также и УПФ.

При таких обстоятельствах, предприниматель  Пономаренко С.А. относится  к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и обязан представлять в орган ПФ РФ сведения для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на себя, как на застрахованное лицо.

           Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного Закона предусмотрено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда РФ  по месту своей регистрации в качестве страхователей по отношению к себе самому.

             Федеральным Законом от 01.04.96 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (в редакции ФЗ от 31.12.02 г. № 198-ФЗ) установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения:

-страховой номер индивидуального лицевого счета;

-фамилию, имя, отчество;

-сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

-другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

            Согласно подп. 10 п. 2 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции ФЗ от 31.12.02 г. № 198-ФЗ) страхователь представляет сведения о включаемых в трудовой стаж периодах работы в порядке, определяемом Правительством РФ. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

            В соответствии со ст. 19 указанного Федерального Закона Правительство РФ постановлением от 15.03.1997г. № 318 утвердило Инструкцию о порядке  ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования. 

           В указанной Инструкции содержится весь перечень документов, необходимых для подтверждения достоверности сведений.

            Правительство Российской Федерации, утверждая Инструкцию, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального конституционного закона  «О Правительстве Российской Федерации», а также статьей 19 Закона N 27-ФЗ. Правительство Российской Федерации вправе было установить в Инструкции срок представления сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

             Пунктом 38 Инструкции  предусмотрено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных   страховых взносах за расчетный период до 1 марта ежегодно вместе с копией платежного документа.  

              В силу п.2 ст. 8 Закона сведения об уплаченных страховых взносах представляются в ПФ РФ в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

          Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.06г.  № 192п «О  формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе форма АДВ-11 «Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование». Указанная  Ведомость представляется страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, и содержит сведения по уплате страховых взносов в расчетном периоде.

            Таким образом, сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в ПФ РФ ежегодно до 1 марта в виде ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11.

             Территориальный орган сверяет представленные сведения с данными о страховых взносах, поступивших в Пенсионный фонд РФ.

             ИП  Пономаренко С.А. является физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы - застрахованным лицом и, следовательно, обязан ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным представлять в территориальный орган УПФ РФ индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже.

            За невыполнение страхователем обязанности по представлению в установленном порядке в территориальные органы ПФ РФ индивидуальных сведений, последний несет ответственность в соответствии со ст.17 указанного Закона в виде взыскания штрафа в размере 10%, причитающихся за отчетный период платежей в ПФР.

             Из содержания данной нормы следует, что размер санкции определяется в процентном отношении от причитающихся  за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

             ИП  Пономаренко С.А.   является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в соответствии  с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании». Уплата фиксированного платежа осуществляется в размере 2/3 от суммы фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии и 1/3 на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Лица определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше не должны уплачивать фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

             ИП  Пономаренко С.А. – 1965 года рождения, соответственно обязанность уплаты фиксированного платежа, направляемого на финансирование накопительной части трудовой пенсии у предпринимателя  отсутствует.

            Таким образом, поскольку сумма начисленных за 2007 год страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФР  составляет 1232руб.,  следовательно, сумма финансовых санкций составляет 123,20 руб.

            Как видно из материалов дела, предприниматель обязанности, возложенные на него федеральным законодательством, исполнил ненадлежащим образом. 

            Индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах за 2007г. предпринимателем в ГУ- УПФ РФ  в Волжском районе  не представлены, в связи с чем,   ИП   Пономаренко С.А.   правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной ст.17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и, финансовые санкции в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР, что составляет 123,20 руб.,  подлежат взысканию.

            В связи с тем, что ИП    Пономаренко С.А.   в добровольном порядке сумму финансовых санкций в размере 123,20руб. не оплатил, заявитель обоснованно обратился в суд с  требованиями о взыскании их в судебном порядке.

            Согласно ч.3 ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 01.04.96г. взыскание санкций за не представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхованияпроизводится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

            При таких обстоятельствах, суд считает, что требование заявителя о взыскании  с предпринимателя   Пономаренко С.А. финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета)  в системе обязательного пенсионного страхования в сумме  123,20руб.  заявлены законно, обоснованно и подлежат удовлетворению.

            При рассмотрении требования заявителя об обязании предпринимателя представить сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007г., суд пришел к следующему выводу.

    В соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким образом, рассмотрение арбитражным судом других (кроме перечисленных в статье 29 АПК РФ) дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, возможно только в случае, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

Ни Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ни нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, ни иными федеральными законами, к подведомственности арбитражных судов не отнесены споры об обязании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставить сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

             Действующим  АПК РФ не предусмотрена возможность суда рассматривать требования об обязании организаций либо индивидуальных предпринимателей устранять нарушения, за которые соответствующими органами налагаются санкции.

Таким образом, производство по делу в части требования об обязании ИП Пономаренко С.А.  предоставить сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования  подлежит прекращению на основании пп.1 п. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, поскольку действующим арбитражным процессуальным законодательством указанные требования не относятся к подведомственности арбитражного суда.

Расходы по госпошлине суд относит на предпринимателя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 НК РФ.

Суд считает возможным снизить размер госпошлины до 100рублей.

            Руководствуясь ч.3 ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 01.04.96г., ст. ст.  167-170 , 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя  Пономаренко Сергея Алексеевича, проживающего по адресу: 410003, г.Саратов, ул.Волочаевский проезд, д.5,  кв.70 (ИНН   645400746122; ОГРН   304645006200124)  в пользу Государственного Учреждения- Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волжском районе г.Саратова, финансовые санкции в сумме  123,20руб.  и в доход Федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 100руб.

В остальной части требований производство по делу прекратить.

           Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

                        Решение может быть обжаловано.

            Судья арбитражного суда

Саратовской области                                                                           Е.В. Пузина         

А57-9810/2008

Категория:
Другие
Статус:
Иск удовлетворить полностью, обратить взыскание на имущество должника
Ответчики
Пономаренко С.А.
Суд
АС Саратовской области
Судья
Пузина Е. В.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее