Дело № 2а-393/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» января 2019 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чегодаевой О.П., при секретаре судебного заседания Камалетдиновой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике к Филиппову В.М. о взыскании недоимки по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике (далее по тексту МРИ ФНС России № 8 по УР) обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Филиппову В.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 28 331 руб. и пени в размере 93 руб. 49 коп.
Требования мотивированы тем, что Филиппов В.М. является плательщиком транспортного налога. На основании представленных в налоговый орган регистрирующим органом сведений, исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ, направлено налоговое уведомление. В установленный законодательством о налогах и сборах срок обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена. Для добровольного исполнения обязанности по уплате налога направлены требования. Данное требование было направлено налогоплательщику по почте, в установленный срок исполнено не были. Ст.75 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени равной 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Ввиду неуплаты суммы налога в установленный законодательством срок, налогоплательщику были начислены пени. П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено взыскание налогов с физических лиц в судебном порядке. Порядок взыскание налогов производится в соответствии со ст.48 НК РФ.
Определение суда о принятии административного дела к производству, подготовке дела к судебному разбирательств направлено в адрес административного ответчика Филиппова В.М. заказной почтой по месту жительства (регистрации) и им получено, что подтверждается исполненным почтовым уведомлением.
Административный ответчик Филиппов В.М. в срок, установленный судом для предоставления возражений по административному иску, письменных доказательств (отзыв, объяснения, возражения по существу административного иска) опровергающих доводы административного истца в суд не представил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с ч.1 ст.14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу ч.1 ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч.3 ст.84 КАС РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкции, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Изучив материалы административного дела, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
В силу ст.57 Конституции РФ и п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных в деле документов следует, что в ДД.ММ.ГГГГ за административным ответчиком числятся зарегистрированными транспортные средства <данные изъяты> (дата первичной постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ) и <данные изъяты> (дата первичной постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ, данные транспортные средства отнесены к объектам налогообложения, что, в силу ст. 357 НК РФ, возлагает на административного ответчика обязанность производить уплату транспортного налога в порядке и сроки, установленные ст. 363 НК РФ. Доводов и доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств исключающих указанные объекты из перечня объектов налогообложения, суду не приведено.
В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно пункту 2 статьи 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На территории Удмуртской Республики транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Удмуртской Республики от 27.11.2002 N 63-РЗ (ред. от 29.11.2018) "О транспортном налоге в Удмуртской Республике".
Так, из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что транспортный налог административному истцу исчислен в связи с регистрацией на имя Филиппова В.М. в ДД.ММ.ГГГГ году автомобиля марки <данные изъяты>, мощностью <данные изъяты> лошадиных сил, и автомобиля марки <данные изъяты> г\н №, мощностью двигателя <данные изъяты> лошадиных сил. Доказательств обратного суду не представлено.
Ставки налога установлены в статье 2 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 N 63-РЗ (ред. от 29.11.2018) "О транспортном налоге в Удмуртской Республике", исходя из которой для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 лошадиных сил включительно применяется налоговая ставка - 8 рублей (пункт 1 в редакции Закона от 08 июля 2015 года N 13), для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 лошадиных сил - 100 рублей.
Таким образом, сумма налога исходя из сведений представленных органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, составляет в отношении автомобиля <данные изъяты>, мощностью <данные изъяты> лошадиных сил - 331 руб. с учетом предоставленной льготы, из расчета 82,9 л.с. * 8 руб. = 663,2 руб., и автомобиля марки <данные изъяты>, мощностью двигателя <данные изъяты> лошадиных сил – 28 000 руб. из расчета 280 л.с. * 100 руб.
Согласно ч. 3 ст. 363 НК РФ, уплата транспортного налога налогоплательщиками – физическими лицами осуществляется на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, исчислившим в соответствии с ч. 1 ст. 362 НК РФ сумму подлежащего уплате налога.
В силу абз. 3 п. 1, п.3 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговым органом за ДД.ММ.ГГГГ исчислен транспортный налог в размере 331 руб. и 28 000 руб. соответственно по каждому транспортному средству.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 28 386 руб. и в силу ст.52 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Межрайонной ИФНС России №8 по УР в адрес Филиппова В.М. направлено требование № об уплате налога и пени (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
Указанное требование налогового органа административным ответчиком не исполнено. Доказательств обратного суду не представлено.
Совокупность представленных в деле доказательств подтверждает наличие у административного ответчика неисполненного обязательства по уплате транспортного налога в сумме 28 331 руб., расчет которого судом проверен и признан верным. Доказательств уплаты ответчиком транспортного налога в полном размере суду не представлено.
Согласно п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ч.2 ст.58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов, или уплаты в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из приведенных норм следует, что пени являются мерой, обеспечивающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора, и их начисление производится до фактического исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в случае нарушения им установленных законом сроков уплаты, предполагает обязанность налогового органа направить в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ требование с указанием суммы недоимки и срока для ее добровольного погашения. В случае неисполнения налогоплательщиком налогового требования в установленный срок, обязанность по уплате возникшей недоимки реализуется путем принудительного взыскания с должника налога в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.
Изложенное в совокупности с положениями ч.5 ст.75 НК РФ, регулирующей порядок уплаты пеней, позволяет суду прийти к выводу о том, что налоговое требование об уплате пеней может быть направлено в адрес налогоплательщика как одновременно с требованием об уплате налоговой недоимки, так и после погашения налогоплательщиком задолженности по налогу.
В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный в налоговом требовании срок обязанности по погашению недоимки, взыскание пеней допускается в случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию соответствующего налога, а именно соблюдены досудебный порядок предъявления указанного требования и установленные ст.48 НК РФ сроки принудительного взыскания налога.
В связи с неуплатой административным ответчиком транспортного налога, налоговым органом исчислены пени согласно представленному расчету:
- по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 руб. 49 коп. (за указанный период пени исчислены на недоимку в размере 28 331 руб.).
В соответствии со ст.ст.14, 62 КАС РФ, бремя доказывания наличия оснований для взыскания с административного ответчика пеней за несвоевременную уплату транспортного налога и налога на имущество в заявленном в иске размере, возлагается на административного истца.
По смыслу ст.ст. 48, 69, 70 НК РФ решение о принудительном взыскании налога может быть принято налоговым органом по тем суммам, в отношении которых налогоплательщиком был пропущен установленный налоговым требованием срок для их добровольной уплаты.
Согласно истребованным по запросу суда материалам гражданского дела № (хранящегося в архиве судебного участка №5 Устиновского района г.Ижевска), налоговым органом за ДД.ММ.ГГГГ исчислен транспортный налог и пени. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №5 Устиновского района г.Ижевска выдан судебный приказ о взыскании с должника Филиппова В.М. в пользу МРИ ФНС №8 по УР задолженности по уплате транспортного налога в размере 28 331 руб. и пени в размере 93 руб. 49 коп.
Определением мирового судьи судебного участка №5 Устиновского района г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
На момент рассмотрения спора судом задолженность Филиппова В.М. по расчетам административного истца составляет: по уплате транспортного налога – 28 331 руб., пени по транспортному налогу – 93 руб. 49 коп.
Достоверность и правильность представленного административным истцом расчета административным ответчиком не оспорена, доказательства, подтверждающие, как отсутствие задолженности, так и иной её объем, суду не представлены. Основания для освобождения административного ответчика от уплаты приведенного налога (налоговые льготы) в установленном законом порядке не установлены.
Расчет, составленный стороной истца, судом проверен и признан соответствующим как периоду образования задолженности, так и требованиям законодательства регулирующего порядок исчисления суммы налога и пени, при этом является арифметически верным и принимается судом при вынесении решения.
В соответствии с ч.3 ст. 48 НК рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии законодательством об административном судопроизводстве Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании недоимки подано налоговым органом мировому судье ДД.ММ.ГГГГ то есть в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Учитывая, что судебный приказ № о взыскании с должника Филиппова В.М. задолженности по уплате транспортного налога в размере 28 331 руб. и пени в размере 93 руб. 49 коп., отменен определением мирового судьи судебного участка №5 Устиновского района г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ., а с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к выводу о соблюдении в рассматриваемом деле срока обращения в суд, предусмотренного ст.48 НК РФ.
Поскольку административный ответчик имеет задолженность по транспортному налогу и пени, размер которых ответчиком не оспорен, а административным истцом соблюден установленный действующим законодательством порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, постольку в условиях доказанности приведенных юридически значимых обстоятельств, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что административный истец на основании п.7 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 1 052 руб. 73 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░░>) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 40101810200000010001, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░ 049401001, ░░░ 1834030163 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░ 94701000:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 28 331 ░░░. (░░░ 18210604012021000110);
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 93 ░░░. 49 ░░░. (░░░ 18210604012022100110).
░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1052 ░░░. 73 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ «04» ░░░░░░░ 2019░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░