Дело № 2-222/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2018 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,
при секретаре судебного заседания А.И. Ханеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исмагилова Р.Н. к Зиганшиной Г.М., Рамазанову Р.Т., Ламбеву Д.Л. о признании недействительными результатов межевания, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Исмагилов Р.Н. (далее также истец) обратился в суд с иском к Зиганшиной Г.М., Рамазанову Р.Т. о признании недействительными результатов межевания, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка. В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>. Право собственности на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от <дата изъята>, заключенного с Анисимовым В.А. Имея намерение уточнить местоположение границ своего земельного участка, истец обратился в межевую организацию – <данные изъяты> По результатам кадастровых работ кадастровым инженером подготовлен межевой план. Вместе с тем, орган кадастрового учета по результатам рассмотрения заявления истца о кадастровом учете изменений земельного участка в осуществлении учета отказал со ссылкой на те обстоятельства, что границы уточняемого земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят>; в ходе уточнения местоположения границ земельного участка представлены возражения от правообладателя земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, принадлежащего Зиганшиной Н.М. Земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят> принадлежат ответчикам Зиганшиной Г.М. и Рамазанову Р.Т., образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>. Истец указывает, что местоположение границ исходного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> определено неверно. Так, согласно акту установления границ землевладения, имеющемуся в составе межевого дела <номер изъят>, подготовленного КУП «Казземпроект» в 2001 году при уточнении местоположения земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, местоположение границ в числе прочих заинтересованных было согласовано Анисимовым В.А., о чем в акте имеется его подпись. Вместе с тем, Анисимов В.А. в действительности местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> не согласовывал, акт согласования границ не подписывал. Кроме того, извещений о предстоящем межевании земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> им не получалось, в межевом деле такие сведения отсутствуют. В свою очередь, допущенные при межевании нарушения повлекли неверное определение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, права собственника земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> оказались нарушены.
Определением суда от <дата изъята> к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Шагиазданов Ф.Ф., Лахаткина Т.А., Колесников И.Н., Ламбев Д.Л.
Определением суда от <дата изъята> по ходатайству истца Ламбев Д.Л. привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании представитель истца требования поддержали.
Представитель ответчиков Зиганшиной Г.М. и Рамазанова Р.Т. в судебном заседании исковые требования не признал.
Ответчик Ламбев Д.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался.
Третье лицо Шаймарданов Р.Ш. в судебном заседании иск поддержал.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Статьей 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» («О государственном кадастре недвижимости» - до 01.01.2017) (далее также Закон) результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из материалов дела следует, что истцу Исмагилову Р.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>. Право собственности на участок возникло на основании договора купли-продажи от <дата изъята>, заключенного с Анисимовым В.А., и зарегистрировано Управлением Росреестра по РТ <дата изъята>.
Ответчица Зиганшина Г.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят> с кадастровым номером <номер изъят>, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер изъят> сведения об образованных в результате раздела земельных участках внесены в ГКН <дата изъята>.
Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> поставлен на государственный кадастровый учет <дата изъята> на основании межевого дела, подготовленного КУП «Казземпроект».
Право собственности Зиганшиной Г.М. на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> возникло на основании договора купли-продажи от <дата изъята>, заключенного с Ярулиным Ф.М., зарегистрировано Управлением Росреестра по РТ <дата изъята>.
Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> принадлежит на праве собственности ответчику Рамазанову Р.Т. на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата изъята>, заключенного с Зиганшиной Г.М.
В обоснование иска истец ссылается на нарушение процедуры межевания земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> в 2001 году, с чем необходимо согласиться.
Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 «О землеустройстве» в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданным в установленном порядке. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ.
Согласно составленному в рамках настоящего дела заключению эксперта <данные изъяты> подпись в акте согласования границ земельного участка (акте установления границ землевладения), включенном в состав кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, от имени Анисимова В.А. выполнена не им, а другим лицом.
Таким образом, нормативно установленный порядок согласования границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> при его межевании был нарушен.
Следует отметить, что само по себе нарушение процедуры межевания не может влечь его признание недействительным; обязательным условием этого является нарушение прав лица, с которым согласование границ земельного участка не было произведено, в данном случае с Анисимовым В.А. В рассматриваемом случае такие нарушения имеются, поскольку межевание земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> привело к наложению границ земельного участка на границы земельного участка, с момента покупки в 2007 году и до настоящего времени фактически используемого истцом.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что ранее вступившим в законную силу судебным актом – апелляционным определением Верховного Суда РТ от <дата изъята>, которым отменено решение Советского районного суда г. Казани от <дата изъята>, Исмагилову Р.Н. отказано в иске к Зиганшиной Г.М., Рамазанову Р.Т. о признании недействительным государственного кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>, исключении сведений о местоположении границ земельных участков, установлении границ земельного участка в соответствии с межевым планом, признании договора купли-продажи земельного участка и зарегистрированного права собственности на земельный участок недействительными, не препятствует удовлетворению иска, поскольку в качестве основания ранее разрешенных исковых требований истец указывал наличие кадастровой ошибки. Иными словами, ссылаясь на нарушение процедуры межевания, истец в рассматриваемом иске ссылается на иные обстоятельства.
При этом апелляционное определение от <дата изъята> не опровергает то обстоятельство, что принадлежащий истцу жилой дом с кадастровым номером <номер изъят> находится на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>
Вместе с тем, иск к Ламбеву Д.Л. подлежит отклонению, поскольку он правообладателем земельного участка, межевание в отношении которого оспаривается, не является; устранение нарушений земельного законодательства силами этого ответчика в настоящее время невозможно.
Согласно статьям 95, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с Зиганшиной Г.М., Рамазанова Р.Т. в пользу экспертного учреждения подлежит взысканию вознаграждение в размере 12 045 руб. 44 коп.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с Зиганшиной Г.М., Рамазанова Р.Т. в пользу Исмагилова Р.Н. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию денежная сумма в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск удовлетворить частично.
Признать недействительными результаты межевания в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>
Исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ (графическую часть) земельных участков, расположенных по адресу: 1) <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>; 2) <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>
Исмагилову Р.Н. в иске к Ламбеву Д.Л. о признании недействительными результатов межевания, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка отказать.
Взыскать с Зиганшиной Г.М., Рамазанова Р.Т. в пользу Исмагилова Р.Н. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины денежную сумму в размере 300 руб. в равных долях, т.е. по 150 (сто пятьдесят) руб. с каждого.
Взыскать с Зиганшиной Г.М., Рамазанова Р.Т. в пользу ФБУ «Средне-Волжский региональный Центр судебной экспертизы» МЮ РФ вознаграждение в размере 12 045 руб. 44 коп. в равных долях, т.е. по 6 022 (шесть тысяч двадцать два) руб. 72 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.
Судья Р.Р. Минзарипов