Дело № 3а-161/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
6 августа 2019 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К.,
с участием прокурора Долженко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артамонова Д. С. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года № 125-54 «О жалобе Темникова А.С. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 шестого созыва»,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 от 19 июня 2019 года № 8 выборы депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д. 22).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 от 19 июля 2019 года № 118 отказано в регистрации Темникова А. С., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 212 (л.д. 69).
Санкт-Петербургской избирательной комиссией рассмотрена жалоба Темникова А. С. и 31 июля 2019 года принято решение № 125-54, которым комиссия решила:
решение ИКМО №72 от 19 июля 2019 года №118 «Об отказе в регистрации Темникову А. С. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 212» отменить (пункт 1);
зарегистрировать Темникова А. С. кандидатом в депутаты МС МО № 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 212 31 июля 2019 года в 17 часов 46 минут (пункт 2);
выдать Темникову А. С. удостоверение о регистрации кандидатом в депутаты МС МО № 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №212 с указанием ее даты и времени не позднее дня, следующего за днем принятия настоящего решения (пункт 3);
направить копию настоящего решения заявителю, в ИКМО № 72 (пункт 4);
опубликовать в сетевом издании «Вестник Санкт-Петербургский избирательной комиссии» (пункт 5);
контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Егорову А.В. (пункт 6).
Артамонов Д.С., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрированный кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 по тому же избирательному округу (л.д. 6), обратился в суд с административным иском об отмене вышеуказанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что законных оснований для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Темникова А.С. и принятия решения о его регистрации у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось, поскольку среди документов, представленных Темникова А.С. для уведомления о выдвижении и регистрации имелись оформленные с нарушением установленных требований (заявление о согласии баллотироваться и документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах), а документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, отсутствовал. Также административный истец ссылался на представление Темниковым А.С. недостаточного количества достоверных подписей избирателей.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии, заинтересованное лицо Темников А.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72, в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д.15, 17), в связи с чем, руководствуясь частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании подпункта «а» пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона, которым она наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, содержащим аналогичное предписание и возлагающим на избирательную комиссию, рассматривающую жалобы, обязанность принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
В силу пункта 6 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вышестоящая комиссия по итогам рассмотрения жалоб на решения нижестоящих комиссий, нарушающие избирательные права граждан, вправе рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия в рассматриваемом случае обладала компетенцией по рассмотрению жалобы Темникова А.С.
Вместе с тем, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали законные основания для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ 72 об отказе в регистрации кандидата Темникова А.С. в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе являются:
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
Статьей 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться, среди которых указаны сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 3).
В приложении 1 к приведенному Федеральному закону содержится форма, по которой представляются указанные сведения.
Аналогичные положения содержаться в пункте 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».
Из материалов дела следует, что Темников А.С. представил в избирательную комиссию документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, однако, не заполнил графы о наличии в собственности земельных участков, жилых домов, квартир, дач, гаражей, иного недвижимого имущества (л.д. 26). Не заполнены Темниковым А.С. так же графы о наличии в собственности транспортных средств, а так же денежных средств и драгоценных металлов, находящихся на счетах (во вкладах) в банках, о наличии ценных бумаг, и об ином участии в коммерческих организациях.
Также согласно примечанию <4> к указанной форме сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Решение о назначении выборов депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 шестого созыва опубликовано в июне 2019 года (л.д. 22-22а), следовательно, кандидат Темников А.С. должен был указать сведения о принадлежащем ему имуществе по состоянию на 1 июня 2019 года. Однако, такие сведения указаны Темниковым А.С. по состоянию на 1 июля 2019 года.
Поскольку на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Темникова А.А. в представленном им для уведомления о выдвижении и регистрации документе отсутствовали сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имелись предусмотренные подпунктом «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основания для отказа в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 названного федерального закона). Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей (пункт 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга»).
В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ 72 от 24 июня 2019 года №5 для регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №212 необходимо представить 14 достоверных подписей избирателей.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются и составляются согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к указанному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Из сравнительного анализа подписных листов, представленных Темниковым А.С. в избирательную комиссию, и формы подписного листа согласно Приложению 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что все подписные листы не соответствует установленной форме, а именно: отсутствует указание на дату голосования (л.д. 55-59).
Таким образом, все подписные листы оформлены не в соответствии с требованиями закона и в силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все подписи избирателей в этих подписных листах являются недействительными. Отсутствие действительных подписей, необходимых для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.
При таких обстоятельствах у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось законных оснований для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 об отказе в регистрации кандидата Темникова А.С., равно как и для его регистрации, в связи с чем, административные иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Артамонова Д. С. удовлетворить.
Признать незаконным решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года № 125-54 «О жалобе Темникова А.С. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 72 шестого созыва».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья О.А.Павлова