Дело № 2-1118/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кормиловский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Прыгуновой Г.Н.
с участием помощника прокурора Трутаевой И.В.,
представителя ответчика – Коваля А.Н.,
представителя третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Кормиловскому району – Бодрякова Е.Г.,
при секретаре Хромовой Н.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка
18 ноября 2015 года
гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Администрации Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района об обязании устроить тротуары и пешеходные дорожки, установить пешеходные ограждения на подходе к образовательному учреждению,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кормиловского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних обратился в суд с иском к Администрации Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района об обязании устроить тротуары и пешеходные дорожки, установить пешеходные ограждения на подходе к образовательному учреждению.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой района по информации ОГИБДД ОМВД России по Кормиловскому району проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности Администрации Новосельского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения проверяемого законодательства, выразившиеся в отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и пешеходных ограждений на подходе к МБОУ «Новосельская СОШ».
В ходе проверки установлено, что Администрация Новосельского сельского поселения, получив от Администрации Кормиловского муниципального района полномочие по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, в полной мере содержание автомобильных дорог не осуществляет.
Так, на подходах к зданиям МБОУ «Новосельская СОШ», расположенным по адресам: <адрес>, отсутствуют тротуары, пешеходные дорожки и пешеходные ограждения.
Указанные нарушения в деятельности Администрации Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района, препятствуют обеспечению охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, снижает безопасность пребывания несовершеннолетних вблизи образовательного учреждения.
Просил обязать администрацию Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района устроить тротуары и пешеходные дорожки, установить пешеходные ограждения на подходах к зданиям МБОУ «Новосельская СОШ» в соответствии с требованиями ГОСТов Р 52289-2004, 52766-2007.
В судебном заседании помощник прокурора Трутаева И.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд обязать администрацию Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района устроить тротуары и пешеходные дорожки, установить пешеходные ограждения на подходах к зданиям МБОУ «Новосельская СОШ» в соответствии с требованиями ГОСТов Р 52289-2004, 52766-2007.
Представитель ответчика администрации Новосельского сельского поселения Коваль А.Н., заявленные исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что раньше они этого не делали, т.к. не требовали.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Кормиловскому району Бодряков Е.Г. против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал, суду пояснил, что выявленные нарушения имели место каждый год.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ), обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона №196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28,30, 33 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 5 статьи 3 Федерального закона Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дорогии расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым, в том числе, относятся дорожные ограждения, пешеходные дорожки, тротуары.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ).
Согласно требованиям пунктов 4.5.1.1,4.5.1.2, 4.5.1.3. ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённого Приказом Ростехурегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населённые пункты. На дорогах 1-3 категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населённые пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. В населённых пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
В соответствии с п. 8.1.27 ГОСТа Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН. Ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
В судебном заседании установлено, что Соглашением о делегировании полномочий на 2015 год, утвержденным Решением Совета Кормиловского муниципального района 16.01.2015, Решением Совета Новосельского сельского поселения 28.01.2015 г. и на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ Администрацией муниципального района передано Администрации Новосельского сельского поселения полномочие, предусмотренное п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Администрация Новосельского сельского поселения не осуществляет в полной мере содержание автомобильных дорог, а именно: на подходах к зданиям МБОУ «Новосельская СОШ», расположенным по адресам: <адрес>, отсутствуют тротуары, пешеходные дорожки и пешеходные ограждения, что подтверждается доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела, оснований не доверять которым суд не усматривает.
Данный факт не оспаривался в судебном заседании, одновременно суду не были представлены доказательства, свидетельствующие о наличии возле вышеуказанных учебных заведений – тротуаров, пешеходных дорожек, пешеходных ограждений.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних поскольку данное обращение направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних и на повышение безопасности пребывания несовершеннолетних вблизи образовательного учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Администрации Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района об обязании устроить тротуары и пешеходные дорожки, установить пешеходные ограждения на подходе к образовательному учреждению, удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района устроить тротуары и пешеходные дорожки, установить пешеходные ограждения на подходах к зданиям МБОУ «Новосельская СОШ» в соответствии с требованиями ГОСТов Р 52289-2004, 52766-2007.
Решение в течение одного месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд.
Судья Г.Н. Прыгунова
Мотивированное решение суда изготовлено 23 ноября 2015 года
Судья Г.Н. Прыгунова