Решение от 10.05.2016 по делу № 2-538/2016 (2-6034/2015;) от 09.07.2015

Дело № 2-6034/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 10 мая 2016 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего Майко П.А.

при секретаре Ховалыг С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабанов И.Н. к Администрации г.Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Администрации г.Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Красноярск, СНТ «Гелиос-2», поляна У, участок У, общей площадью 1068 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства. Требования мотивируя тем, что он (истец) является членом СНТ «Гелиос-2» и с 2010 года пользуется входящим в состав указанного СНТ земельным участком, расположенным по адресу: г.Красноярск, СНТ «Гелиос-2», поляна 15, участок У, однако, во внесудебном порядке оформить право собственности на предоставленный ей земельный участок не представляется возможным, т.к. отсутствует проект застройки земельного участка, отведенного СНТ «Гелиос-2». По изложенным основаниям просит заявленные требования с учетом уточнений удовлетворить.

В судебное заседание представитель истца, истец не явились. Были уведомлены надлежаще.

В судебное заседание представитель Администрации г.Красноярска – Васильева Е.Ю. (по доверенности), представила заявление о рассмотрении иска в свое отсутствие. Ранее в удовлетворении исковых требований, с учетом уточнений, просила отказать, указав, что спорный земельный участок находится в зоне лесных насаждений, что подтверждается проведенной по делу судебной экспертизой, а также актом обследования спорного земельного участка, что свидетельствует о недопустимости размещения садовых участков в зоне лесных насаждений. Кроме того, в 2010 году спорный земельный участок не мог быть сформирован из земель, предоставленных СНТ «Гелиос-2» в связи с отсутствием у садоводства свободных земель, предоставленных в установленном законом порядке. Как Администрацией г.Красноярска, так и Департаментом испрашиваемый земельный участок стороне истца не выделялся. Согласно заключения землеустроительной судебной экспертизы спорный земельный участок не входит в границы в состав территории СНТ «Гелиос-2». Настаивала на рассмотрении дела по существу, в отсутствие стороны истца.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска, представитель третьего лица СНТ «Гелиос-2», Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Представителем Управления Росреестра по Красноярскому краю, представлено письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Учитывая изложенное, суд с учетом согласия лиц участвующих в судебном заседании считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом надлежащего их извещения.

Суд, исследовав материалы дела, считает необходимым указать следующее.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества и садоводства предоставлен гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения до введения в действие Земельного кодекса РФ,- то он вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (п.9.1); переоформление садоводческими огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (п. 2.1).

Согласно п.3 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Пунктом 4 ст. 28 вышеуказанного ФЗ предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего ФЗ (то есть до 23.04.1998 года) было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Из указанного следует, что действующим законодательством предусмотрена упрощенная административная процедура оформления права собственности на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, организованного до 23.04.1998 года.

Если гражданин не может воспользоваться упрощенной процедурой оформления права собственности на садовый земельный участок по причине отсутствия проекта организации и застройки территории садоводческой некоммерческой организации, в состав которой входит этот земельный участок, гражданин может воспользоваться правом на судебную защиту, в том числе путем обращения в суд с иском о признании права собственности на земельный участок (ст. ст. 12, 304 ГК РФ).

Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления стороной истца доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст. 8 ГК РФ – п.59 совместного постановления Пленума ВС РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Пунктом 9 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п.3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникает у граждан и юридических лиц до введения в действие настоящего кодекса, сохраняется.

Порядок предоставления земельных участков с 1990 года по 1993 год регулировался Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991 года № 1103-1 и Законом РСФСР от 23.11.1990 года № 374-1 «О земельной реформе».

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года, земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, и их земель, находящихся в пожизненном наследуемом владении членов этих кооперативов.

К землям общего пользования относятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользования местными Советами народных депутатов соответствующим кооперативам выдается документ, удостоверяющий право на землю. На участки, предоставленные членам указанных кооперативов в пожизненное наследуемое владение, Советами народных депутатов по предоставлению соответствующих кооперативов выдается документ, удостоверяющий их право на землю.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что решением Красноярского городского Совета народных депутатов Исполнительного комитета № 166 от 01.04.1991 года для организации в МПО «Горжилкомхоз» коллективного садоводческого товарищества был отведен земельный участок общей площадью 14,7 га, состоящий из 4 частей без права вырубки лесонасаждений: одна часть площадью 3,2 га, вторая часть площадью 2,1 га, третья часть площадью 4,4 га, четвертая часть площадью 5,0 га.

Решением Красноярского городского совета народных депутатов Исполнительного комитета № 362 от 16.07.1991 года в этих же целях дополнительно был отведен из городских земель земельный участок площадью 20 га, прилегающий западной частью к землям совхоза «Октябрьский», северной к территории поселка станции «Овинный», с остальных сторон ограничен лесом.

В последствии, постановлением мэра № 300 от 04.08.1992 года дополнительно для созданного в МПО «Горжилкомхоз» садоводческого товарищества «Гелиос» был отведен земельный участок площадью 20 га в районе пос. Овинный.

Из вышеуказанного следует, что вышеуказанными решениями Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов и постановлением мэра, МПО «Горжилкомхоз» были отведены земельные участки под коллективное садоводство общей площадью 54,7 га. Указанные акты не содержали подробного описания границ земельных участков, предоставленных для ведения садоводства. Главному управлению архитектуры и градостроительства было предписано в установленном порядке отвести земельный участок в натуре и внести изменения в государственный акт на право пользования землей.

Как следует из материалов дела, согласно уставу садоводческого потребительского кооператива «Гелиос-2», утвержденного общим собранием (протокол № 2 от 07.12.1995 года), организатором кооператива является МПО «Горжилкомхоз».

Согласно протокола собрания землепользователей садоводческого товарищества «Гелиос-2» № 2 от 07.12.1995 года для упрощения и ускорения оформления документов садоводческое товарищество «Гелиос» было разделено на отдельные садоводческие товарищества по полянам (садоводческие товарищества «Гелиос – 1, 2, 3, 4, 5). Садоводческому товариществу «Гелиос-2» были выделены поляны № 4,5,6,7,8,9,12,15,16,17. Садоводческий потребительский кооператив «Гелиос-2» был зарегистрирован 20.03.1996 года согласно свидетельству о государственной регистрации № 20388 серия 4Б.

В судебном заседании представителем Администрации г.Красноярска указывалось, что решениями Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 16.07.1991 года № 362, от 01.04.1991 года № 166 и постановлением администрации города Красноярска от 04.08.1992 года № 300 МПО «Горжилкомхоз» были отведены земельные участки под коллективное садоводство общей площадью 54,7 га. Указанные акты не содержали подробного описания границ земельных участков, предоставленных для ведения садоводства. Земельный участок площадью 54,7 га. предоставлялся СНТ «Гелиос», разделение СНТ «Гелиос» на 5 садовых товариществ осуществлялось в рамках предоставленных земельных участков без дополнительного выделения земельного участка каждому товариществу. Постановлением Правительства РФ от 12.07.1993 года № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» была установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ по проведению инвентаризации земель всех категорий. Постановлением администрации Красноярского края от 13.09.1993 года № 394-п «Об инвентаризации земель населенных пунктов» установлено, что инвентаризация земель проводится соответствующими администрациями (района, города, поселка, сельского населенного пункта), комитетами по земельным ресурсам и землеустройству и органами архитектуры и градостроительства. Постановлением администрации города Красноярска от 23.02.1994 года № 121 «Об инвентаризации земель города Красноярска» поручено проведение инвентаризации земель на территории города комитету по земельным ресурсам и землеустройству. Для проведения инвентаризации земель была создана соответствующая комиссия. Целью проведения инвентаризации являлось уточнение существующих границ землепользовании, состава и функционального назначения земель, наличие правоустанавливающих документов на пользование землей. Проведение инвентаризация земель, предоставленных СНТ «Гелиос» было окончено в 1997 году. Решением комиссии по проведению инвентаризации земель города о фактическом состоянии земельных участков в районе п. Овинный (с/т «Гелиос-1, 2, 3, 4, 5) от 27.02.1997 года рассмотрены и утверждены материалы предоставления, фактического освоения и инвентаризации земель. По итогам инвентаризации установлено, что площадь всех земельных участков, занятых с/т «Гелиос-1» - «Гелиос-5» составляет 72,8 га, площадь земельных участков занятых самовольно составляет 18,1 га. К указанному решению комиссии приложена Схема расположения полян по результатам инвентаризации. Кроме того, в процессе инвентаризации были составлены списки членов всего СНТ «Гелиос» с указанием фамилий садоводов, номеров и площади занимаемых ими земельных участков. В процессе инвентаризации земель было выявлено лишь 16 образованных (свободных) и нераспределенных земельных участков на территории 5 товариществ, в то время как в Октябрьском районном суде в настоящее время рассмотрено и рассматривается более 60 исков граждан о признании права собственности на территории указанных пяти садовых товариществ. В соответствие с протоколом собрания землепользователей СТ «Гелиос-2» от 07.12.1995 года в состав СТ «Гелиос-2» были отнесены поляны № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 16, 17, что по результатам инвентаризации предполагает занятие СНТ «Гелиос-2» земельного участка площадью 12,8 га. Вместе с тем, в материалы дела стороной истца предоставлен кадастровый паспорт на земельный участок СНТ «Гелиос-2» с кадастровым номером 24:50:0000000:145796 площадью 20,0 га, что превышает площадь участка, закрепленного за СНТ «Гелиос-2» по результатам инвентаризации, на 7,2 га.

В соответствии с постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2013 года по делу № АЗЗ-12388/2012, по иску СНТ «Гелиос-2» к Администрации Х о подтверждении принадлежащего права бессрочного (постоянного) пользования землями общего пользования, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером У, общей площадью 200000 кв.м., включающего контуры У (1) площадью 8062 кв.м., У (2) площадью 942 кв.м., У (3) площадью 3359 кв.м., У (4) площадью 103736 кв.м., У (5) площадью 7191 кв.м., У (6) площадью 76710 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, в районе п.Овинный, которым в удовлетворении требований СНТ «Гелиос-2» было отказано.

В рамках вынесения указанного постановления было установлено, что у СНТ «Гелиос-2» не могло возникнуть каких-либо прав на земельный участок площадью 20,0 га, т.к. согласно сведениям решения комиссии по проведению инвентаризации земель города о фактическом состоянии земельных участков в районе п.Овинный от 27.02.1997 года, поляны № 4,5,6,7,8,9,12,15,16,17 выделены решением исполнительного комитета Красноярского городского совета народных депутатов № 166 от 01.04.1991 года. Указанным решением выделялся земельный участок общей площадью 14,7га, в связи, с чем поляны № 4,5,6,7,8,9,12,15,16,17 не могут составлять площадь более 14,7га. Доказательств того, что из других садоводств, на которое было разделено садоводческое товарищество «Гелиос», садоводческому товариществу «Гелиос-2» впоследствии передавались дополнительные поляны, в частности поляны № 15 не представлено.

Кроме того, постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2013 года было указано, что поскольку площадь земельного участка, выделенного образованному в 1995 году садоводческому товариществу «Гелиос-2», составляет не более 14,7га, право постоянного (бессрочного) пользования землями общего пользования общей площадью 20га у СНТ «Гелиос-2» отсутствует, государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования, подтверждающего право на земельный участок у СНТ «Гелиос-2» отсутствует.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом и не доказываются вновь.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что СНТ «Гелиос-2» не вправе было распоряжаться земельными участками, в том числе предоставляя его новым членам садоводства, в связи с отсутствием прав у СНТ «Гелиос-2» на указанные земли, в рассматриваемом случае земельным участком большей площадью чем 14,7га. Кроме того, в установленном порядке доказательств того, что из других садоводств, на которое было разделено садоводческое товарищество «Гелиос», садоводческому товариществу «Гелиос-2» впоследствии передавались дополнительные поляны, в частности поляны У, стороной истца не представлено.

Как установлено в судебном заседании, 7.3.2011 года истец был принят в члены СНТ «Гелиос-2» и со стороны СНТ «Гелиос-2» стороне истца был предоставлен земельный участок с указанием адресу: г.Красноярск, СНТ «Гелиос-2», поляна У, участок У. На основании письменного заявления истца, о вступлении в СНТ поданного в правление садового товарищества, за истцом был закреплен указанный земельный участок (протокол У общего собрания членов СНТ «Гелиос-2» от 15.10.2011 года). Он является членом СНТ «Гелиос-2», что подтверждается копией членской книжки, заключением по использованию земельного участка, а также выпиской из протокола общего собрания У от 15.10.2011г.

Как следует из материалов дела, истцом заявлены исковые требования с учетом уточнений о признании права собственности на земельный участок, который не входил по состоянию на 1997 год по итогам инвентаризации как в границы СНТ «Гелиос-2», так и в СНТ «Гелиос-1,3,4,5». При этом, отсутствуют доказательства того, что садоводческому товариществу «Гелиос-2» впоследствии передавались дополнительные поляны, в частности поляна У, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда.

Сведения об оформленных правах на земельные участки поляны У, имеющиеся в департаменте муниципального имущества и земельных отношений в настоящий период соответствуют конфигурации и расположению земельных участков поляны У, составленных в ходе инвентаризации 1997 года. Согласно ситуационного плана департамента, земельный участок, испрашиваемый истцом, не входит в границы поляны У и даже не граничит с ней.

При этом судом установлено, что истец членом СНТ «Гелиос с 1 по 5» по состоянию на 27.02.1997 года никогда не являлся, а была принят в состав членов СНТ «Гелис-2» лишь в 2011 года, т.е. в период действия требований действующего (нового) законодательства. При этом согласно сведениям протокола № 25 от 7.03.2011 года земельный участок для истца был выделен СНТ «Гелиос-2» без замены прежнего члена садоводства.

Вместе с тем, доказательств того, у садоводства, в рассматриваемом случае СНТ «Гелиос-2» возникли права на земельные участки, не входящие в состав его территории для выделения новым членам садоводства или имелась свободная площадь в ранее предоставленном земельном участке, не представлено.

Таким образом, в 2011 году земельный участок предоставленный истцу не мог быть сформирован из земель, предоставленных СНТ «Гелиос-2» в связи с отсутствием у садоводства свободных земель, предоставленных в установленном законом порядке у самого СНТ, что свидетельствует о самовольном захвате земельного участка и предоставлении его истцу, без законных на то оснований, с учетом того, что предоставление земельных участков, в частности не входящих в СНТ тем или иным гражданам наделены государственные органы, вместе с тем как установлено в судебном заседании, Администрацией г. Красноярска, Департаментом Муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска стороне истца испрашиваемый земельный участок не выделялся.

Как следует из материалов дела, в процессе рассмотрения дела определением Октябрьского районного суда г.Красноярска, ходатайству представителя Администрации г.Красноярска была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Из заключения проведенной по определению суда землеустроительной экспертизы от 10.02.2016 года, следует, что земельный участок №19 поляны 15 СНТ «Гелиос-2» с координатами согласно плана границ, составленного ООО «Азимут» не входит в границы земельного участка СНТ «Гелиос», предоставленного решениями исполкома Красноярского городского Совета от 01.04.1991 года № 166, от 16.07.1991 года № 362, постановлением мэра от 04.08.1992 года № 300.

Представленные стороной истца заключение, выполненное ООО «Азимут» о том, что спорный земельный участок находится в составе земельного участка, находящегося в пользовании СНТ «Гелиос-2» опровергается вышеуказанными доказательствами, в том числе, проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизой.

В соответствие со ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствие со ст. 39.1 ЗК РФ установлены основания для приобретения прав на земельные участки. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Вместе с тем, вышеуказанных документов стороной истца не представлено.

При этом, в соответствие с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставлять членам садовых объединений в собственность или в аренду земельные участки возможно только в том случае, если земельные участки, образованны в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению.

Земельные участки, предоставленные гражданам для ведения садоводства до вступления в законную силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» подлежат передаче в собственность бесплатно до 31.12.2020 в порядке, установленном п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Однако, как установлено в судебном заседании, стороне истца спорный земельный участок в установленном законом порядке на 1998 год не предоставлялся, без законных на то оснований был предоставлен в 2011 году садоводством, который в границах садоводства не располагается, прав на предоставленный земельный участок садоводство не имеет, как и прав на поляну У.

Также суд считает необходимым указать, что в соответствие с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, земельный участок это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу ч.3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

Пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости – описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

Из указанного следует, что индивидуализация земельного участка в соответствии с положениями ст. 11.1 ЗК РФ и статьей 1, 7 Закона о государственном кадастре недвижимости осуществляется посредством его государственного кадастрового учета.

В соответствие со ст.ст. 22, 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» документом, позволяющим производить кадастровый учет является межевой план, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем. Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о государственном кадастре, за исключением случаев, предусмотренных законом о регистрации.

Из вышеуказанного следует, что только учтенный земельный участок может являться объектом земельно-правовых отношений, вместе с тем, документов подтверждающих, что спорный земельный участок учтен в соответствии с требованиями Закона о государственном кадастре недвижимости стороной истца не представлено, кадастровый номер земельного участка в соответствии с документом государственного кадастрового учета не присвоен, на кадастровый учет не поставлен, кадастровый паспорт на спорный земельный участок отсутствует, доказательств, подтверждающих наличие спорного объекта как объекта недвижимости - земельного участка не представлено.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом вышеуказанных требований действующего законодательства, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований истца о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Красноярск, СНТ «Гелиос-2», поляна 15, участок У., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства отказать, поскольку спорный земельный участок предоставленный истцу не располагается в границах СНТ «Гелиос-2» и никогда не предоставлялся указанному СНТ, т.е. в составе земель указанного СНТ не находится. При этом, доказательств того, что из других садоводств, на которое было разделено садоводческое товарищество «Гелиос», садоводческому товариществу «Гелиос-2» впоследствии передавались дополнительные поляны, в частности поляны № 15 не представлено, следовательно, со стороны СНТ «Гелиос-2» необоснованно, не имея на то полномочий был выделен земельный участок истцу. При этом испрашиваемый истцом, земельный участок как объект права не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, в границы земельного участка ранее предоставленного СТ «Гелиос» на основании вышеуказанных решений исполкома и постановления мэра, которое в последствии было разделено на пять садоводческих товариществ также не входит и не входил, был предоставлен в 2011 году, т.е. после 1998 года, следовательно истец не имеет право как на его бесплатное приобретение в собственность спорного земельного участка, с учетом указанных обстоятельств, так и тех обстоятельств, что земельный участок был предоставлен не уполномоченным на то лицом, в рассматриваемом случае СНТ «Гелиос-2», которое не имеет тех или иных прав на спорный земельный участок, с учетом также принятого ранее судебного акта Арбитражного суда, доказательств обратного в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Истец обосновывая иск, также указывает, что спорный земельный участок, на территории поляны №15, находится в пределах функциональной зоны, предназначенной для дачного хозяйства.

Исходя из письма Управления архитектуры администрации г.Красноярска, Комиссией, по проведению публичных слушаний, по проекту генерального плана городского округа г. Красноярск, территории садовых участков садоводства СНТ «Гелиос-2» и СПК «Гелиос-5», включены в зону объектов дачного хозяйства и садоводства.

Таким образом, генеральным планом городского округа г. Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 №7-107, территории садоводств отнесены к следующим функциональным зонам:

Территория СНТ «Гелиос-2» относится:

- к зоне «объектов дачного хозяйства, садоводства» с кодом участка функциональной зоны 1.5.1558,

- к зоне «объектов дачного хозяйства, садоводства» с кодом участка функциональной зоны 1.5.1166,

- к зоне «объектов дачного хозяйства, садоводства» с кодом участка функциональной зоны 1.5.1503,

- в границах земель общего пользования садоводства - к зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктуры - «территорий общего пользования в границах коридоров красных линий».

Территория СПК «Гелиос-5» относится:

- к жилой зоне «застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 эт.)» с кодом участка функциональной зоны 1.5.1566,

- в зоне «объектов дачного хозяйства, садоводства» с кодом участка функциональной зоны 1.5.1166,

- незначительная часть территории к рекреационной зоне «озелененные территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа)» с кодом участка функциональной зоны 1.6.758,

- незначительная часть территории к рекреационной зоне «естественных природных ландшафтов» с кодом участка функциональной зоны 1.6.1564,

- незначительная часть территории к зоне «городских лесов» с кодом участка функциональной зоны 1.9.1551,

- в границах земель общего пользования садоводства - к зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктуры - «территорий общего пользования в границах коридоров красных линий».

Указанные участки функциональных зон имеют следующие параметры: 1.5.1558 - 36,0 га, 1.5.1166 - 8,8 га, 1.5.1503 - 7,1 га, 1.5.1566 - 8,5 га, 1.6.758 - 7,7 га, 1.6.1564 - 56,2 га, 1.9.1551 - 68.71 га.

Ссылка представителя стороны истца в судебном заседании о том, что в качестве документа, подтверждающего границы земельного участка является распоряжение администрации города Красноярска от 01.04.2013 года № 845-недв «О внесении изменений в распоряжение № 1314-недв от 10.07.2006» и решение Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 года № 7-107 «О генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета»., судом не принимается, поскольку указанные акты не имеют правового отношения к предоставлению спорного земельного участка как стороне истца, так и СНТ «Гелиос-2», поскольку распоряжение администрации города Красноярска от 01.04.2013 года № 845-недв «О внесении изменений в распоряжение № 1314-недв от 10.07.2006 года» отменено распоряжением администрации города Красноярска от 14.01.2014 года № 22-невд, границ никогда не устанавливалось, а лишь присваивался адрес объекту.

В соответствие со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования. Статьей 1 установлено, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В соответствие с ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Частью 8 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают: границы поселения, городского округа; границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения,
городского округа; местоположение существующих и строящихся объектов местного значения
поселения, городского округа; особые экономические зоны; особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; территории объектов культурного наследия; зоны с особыми условиями использования территорий; территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние
на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов
местного значения поселения, городского округа или объектов федерального
значения, объектов регионального значения, объектов местного значения
муниципального района.

Указанный перечень является исчерпывающим, а, следовательно, указание в генеральном плане видов функциональных зон и их расположения на территории города, влияет лишь на принятие решения при предоставление земельного участка в соответствие с его целевым назначением и не может устанавливать права на земельный участок СНТ «Гелиос-2» или его членов.

Кроме того, ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Статьей 26 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что реализация документов территориального планирования осуществляется путем: подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; принятия в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для
государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории. Реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Что также определяет генеральный план городского округа в качестве документа по развитию территории, но не документом о предоставление земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка не регулируется градостроительным законодательством, а определяется Земельным кодексом РФ.Согласно ст. 39.2 предоставление земельного участка осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции. В соответствие с Уставом города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, Красноярский городской Совет является представительным органом местного самоуправления, предоставление земельных участков к его компетенции не относится, а относится к полномочиям органов администрации города Красноярска.

Из вышеуказанного следует, что генеральный план города не может рассматриваться как документ о выделении или согласовании земельного участка СНТ «Гелиос-2».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований стороны истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░.

2-538/2016 (2-6034/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бабанов Игорь Геннадьевич
Ответчики
Демизо Администрация г. Красноярска
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Дело на сайте суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
09.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.07.2015Передача материалов судье
09.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2015Судебное заседание
02.12.2015Производство по делу возобновлено
24.12.2015Судебное заседание
24.02.2016Производство по делу возобновлено
10.05.2016Судебное заседание
10.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2016Дело оформлено
02.11.2016Дело передано в архив
12.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.10.2024Судебное заседание
10.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее