Дело № 3а-234/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2018 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
представителя административного истца Зуевой М. В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на два года, диплом о высшем юридическом образовании №, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ.),
представителя административного ответчика - Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Тихомирова К.Ю. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании №, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вотякова П. А. к Правительству Удмуртской Республики об оспаривании в части пункта нормативного правового акта,
установил:
Вотяков П.А. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что он является собственником объекта недвижимости – <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв. м., этаж <данные изъяты>, номера на поэтажном плане <данные изъяты>: №; антресоль: №, условный номер №, кадастровый номер №, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Помещение расположено на земельном участке, разрешенное использование которого является: «для эксплуатации и обслуживания производственного здания». Помещение предназначено для использования и фактически используется в целях производственного назначения. Считает, что постановление в оспариваемой части противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и нарушает его права как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца Зуева М. В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Тихомирова К.Ю. по существу, заявленных требований не возражала, пояснила, что фактическое обследование спорного объекта в 2016 году не проводилось, объект включен в Перечень на основании сведений, предоставленных в результате межведомственного взаимодействия.
В судебное заседание административный истец Вотяков П.А., прокурор не явились, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил дело рассмотреть по существу в их отсутствие, признав явку не обязательной.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Названное Постановление № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (далее по тексту – Постановление № 546) опубликовано в соответствии со ст.13 Закона УР «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальный сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru и на официальном интернет – портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28.12.2016.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее по тексту – Перечень).
В пункт № Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.
В настоящее время Постановление №546 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 26.06.2017г. №282, 18..11.2017г. №477, 01.03.2018г. №55, 23.03.2018г. №70, 16.05.2018г. №179, 16.08.2018г. №349, 21.09.2018г. №402.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» на территории Удмуртии с 1 января 2015 года применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 02 марта 2001 года № 6-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» (действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правого акта, утратившего силу в связи с изданием Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»), Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим, административное исковое заявление подано суд в период действия нормативного правового акта.
Как следует из материалов административного дела Вотяков П.А. является собственником объекта недвижимости – <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв. м., этаж <данные изъяты>, номера на поэтажном плане <данные изъяты>: №; антресоль: №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный объект включен в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 года (пункт 72).
Из изложенного следует, что Вотяков П.А. согласно статье 400 НК РФ является налогоплательщиками налога на имущество физических лиц и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, Вотяков П.А., полагающий, что пункт 72 Перечня не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает его права и законные интересы, на основании ч.1 ст.208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта и, исходя из положений ч.7 ст.213 КАС РФ, суд приходит к выводу об его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 п.1 ст.401 НК РФ).
Согласно п.3 ст.402 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п.10 ст.378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 п.1 во взаимосвязи с п.7 ст.378.2 НК РФ налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 ст.378.2 НК РФ.
Положения п.9 ст.378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого нормативного правового акта) предусматривают, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Во исполнение п.9 ст.387.2 НК РФ постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года №270 утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктами 3, 5, 22 которого предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводит Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики; мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме: 1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики; 2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; 3) обследований объектов недвижимости; министерство в течение текущего календарного года формирует перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, ежегодно, в срок до 1 ноября текущего календарного года, осуществляет подготовку, согласование в установленном порядке и внесение на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проекта распоряжения Правительства Удмуртской Республики об утверждении перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Оспаривая пункт 72 Перечня, административный истец исходит из того, что исходя из документации на спорный объект недвижимости и его фактического использования условия для включения его в Перечень, установленные статьей 378.2 НК РФ, отсутствовали.
В обоснование указанных доводов административным истцом в материалы дела представлены: копия свидетельства о государственной регистрации права; копия кадастрового паспорта на объект недвижимости; акт обследования фактического использования объекта недвижимости от 7 ноября 2018 года Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики из которого следует, что объект недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>, расположенное в здании, не являющимся административно-деловым центром и/или торговым центром (комплексом).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, видом его разрешенного использования является «для эксплуатации и обслуживания производственного здания», что также не позволяет идентифицировать его назначение в качестве административно-делового центра, торгового центра (комплекса), а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (л.д.51).
Вместе с тем, доказательств того, что спорный объект в информационных системах Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике был обозначен как административно-деловой центр, торговый центр, а также нежилое помещение для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или его наименование содержало указание на признаки таких объектов, в материалы дела не представлено.
Анализ предоставленных суду доказательств, дает основания полагать, что спорный объект недвижимости по своему назначению и функциональным характеристикам однозначно не свидетельствует о том, что он предназначен для использования в указанных в ст.378.2 НК РФ целях, соответственно не может служить основанием для включения его в Перечень.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу ч.9 ст.213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 72 Перечня не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – ст.378.2 НК РФ, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой ввиду включения в Перечень из кадастровой стоимости спорного объекта.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению, а пункт 72 Перечня - признанию недействующим.
Определяя дату, с которой пункт 72 Перечня подлежит признанию не действующим, суд, исходя из положений ст.409 НК РФ о сроках уплаты налога на имущество организаций, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания его недействующим с момента принятия.
В силу положений п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Вотякова П. А. к Правительству Удмуртской Республики об оспаривании в части пункта нормативного правового акта удовлетворить.
Признать не действующими Постановление Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год» в части пункта № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, с момента принятия.
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2018 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова